Папки-передвижки

Отчет по самообразованию по теме «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Балакирева Нина
Отчет по самообразованию по теме «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОДВЯЗНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Отчет

по самообразованию

по теме : «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Воспитатель

БАЛАКИРЕВА Н. М.

“ Важность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач "

К. Д. Ушинский

Публикация «Отчет по самообразованию по теме „Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности“» размещена в разделах

Вопросы трудового воспитания остро стоят не только перед педагогами и родителями, но и перед всем современным обществом. Для родителей, имеющих детей дошкольного возраста, проблема воспитания положительного отношения к труду сопряжена с возрастными особенностями психического и физического развития дошкольников. У ребенка еще не сформированы чувства ответственности и понимание значимости своего труда. Для него труд – это игра «во взрослого». Поэтому от того, какой пример будет видеть малыш в отношениях взрослых к своему труду, труду других людей (в том числе и труду детей, зависит, какой характер будет носить результат трудового воспитания – социальный или асоциальный.

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице, конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.

С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.

Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не всегда придают значение трудовому воспитанию в развитии ребенка.

Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, накрыть на стол, полить цветы, помочь, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.

Нередко воспитатели и родители, организуя совместную трудовую деятельность детей, сами выполняют большую часть работы. А детям достаются лишь отдельные поручения — принеси, подай, помоги, подержи, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу.

В практике семейного воспитания часто распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью, которая выражается в следующем: угроза наказания за плохое отношение к труду, наказание трудом за плохое поведение, недовольство неумением ребёнка.

А в свою очередь, трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка, его движения становятся увереннее и точнее, он лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, тренирует память, внимание. Труд способствует развитию мышления - ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Опыт показывает, что труд формирует такие качества как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, а это эффективное средство подготовки ребёнка к обучению в школе.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Цель работы по теме самообразования : объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей и формирование у воспитанников основ трудовой деятельности.

Задачи:

- развивать трудовые навыки у детей; желание научиться стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями;

- воспитывать интерес и положительное отношение к труду;

- способствовать всестороннему развитию детей.

На первом этапе работы (информационно-аналитическом) решалась задача: сбор и анализ информации по данной проблеме, работа с методической и периодической литературой.

На втором этапе (проектировочном) мною был составлен план работы по самообразованию.

На третьем этапе (практическом) велась работа по выполнению плана со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще- трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяют следующие виды детского труда :

• навыки культуры быта (самообслуживание) – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т. д.). Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В работе использовала разные методы и приё мы: игровые ситуации; чтение худ. литературы; показ; напоминание, объяснение; дид. игры, личный пример; рассматривание иллюстраций и др. Помогают в формировании умений и навыков по самообслуживанию различные алгоритмы выполнения действий.

• хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. Со второй половины прошлого года дети дежурят по столовой, накрывают на столы. В группе оформлен «Уголок дежурства», где дети сами следят за сменой дежурства; есть фартучки и шапочки для дежурных. Перед занятиями помогают готовить рабочее место: раздают необходимые материалы и оборудование, после занятий – помогают убирать.

Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. В течении года с ребятами организуется уборка на участке, зимой – расчистка детских построек и дорожек от снега.

Ежедневно наводим порядок в группе после игр, перед прогулкой и уходом домой.

труд в природе – уход за растениями, животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике. Дети принимают участие в поливе, рыхлении, опрыскивании комнатных растений. Обтирают по мере необходимости листочки.

Ежедневно с наступления холодов мы подкармливаем птиц на участке.

Весной организуем огород на подоконнике: высаживаем лук и семена на рассаду, ухаживаем и наблюдаем за их ростом. С ребятами цветы на клумбы, дети помогали осуществлять полив, наблюдали за прополкой, помогали убирать сорняки. Осенью собирали семена настурции.

• ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Развивает конструктивные и творческие способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее). В этом году мы выполняем различные аппликации, готовили подарки мамам и папам, а также сотрудникам детского сада ко «Дню дошкольного работника». Приняли участие в конкурсах поделок осенних, «Зимняя фантазия», пасхальных, к празднику «9 мая», а также «Моя мама -мастерица».

•ознакомление с трудом взрослых

Знакомим детей с трудом взрослых, включая в воспитательный процесс наблюдения, беседы, просмотр фотографий и иллюстраций с изображением людей разных профессий, С / Р игры, д/и, экскурсии, чтение художественных произведений. В группе имеются настольные игры и дидактические игры имеющие трудовую направленность. Знакомство с трудом включается и в содержание праздников (н-р, «В гости к Осени» - осенние хлопоты, игровая программа «Уж ты, зимушка – зима» - труд зимой). Благодаря этому расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.

Трудовое воспитание детей осуществляется успешно при условии совместной работы детского сада и семьи.

Формы работы с родителями:

* консультации

* папки – передвижки

* выставки детских и совместных поделок

* родительские собрания

* анкетирование

* фотоотчёты, фотовыставки

* участие в конкурсах

Знакомство с работой родителей осуществили по видеозаписи

С родителями проведены консультации на темы: «Приучаем ребёнка к порядку», «Какой труд доступен детям», «Как воспитать помощника», «Домашние обязанности для детей», оформлена папка-передвижка «Трудовое воспитание в семье».

В 2022-2023 учебном году на родительском собрании рассматривался вопрос «Воспитание у детей среднего дошкольного возраста навыков самообслуживания», в этом учебном году проведено собрание «Трудовое воспитание в семье».

Родители с детьми активно участвуют в творческих выставках и конкурсах различного уровня: «Чудеса осени» –11 семей; «Зимние фантазии» – 13 семей ;«Наши мамы-мастерицы» – 8 семей.

При участии родителей в группе создан и пополняется фотоальбом «Я расту помощником».

Привлекаем родителей к пополнению развивающей среды, изготовлению атрибутов к СРИ: в кукольный уголок группы сшиты постельное бельё, покрывало и подушки; изготовлена станция техобслуживания автомобилей; приобретены костюмы повара, врача, полицейского, сотрудника МЧС.

Мы считаем, что в процессе нашей работы у детей происходит:

- накопление практического опыта;

- формирование навыков и умений;

- формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата) ;

- формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользе труда людей разных профессий);

Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, ощущать радость от результата труда, проявлять внимание к партнерам по труду. Воспитатель должен настроить детей на то, что их помощь необходима, работа, которую они сделали, очень важна. И результатами, полученными в процессе работы, можно гордиться, их нужно ценить.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников»Отчет по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников» Отчет по самообразованию на тему: «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Отчет по самообразованию тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры». Целью нашей работы по.

Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы по теме «Нетрадиционные техники рисования». 1 частьОтчет по самообразованию воспитателя старшей группы по теме «Нетрадиционные техники рисования». 1 часть Проводя занятия по изобразительной деятельности, я обратила внимание, что не все дети могут справиться с поставленной целью, робкие, не.

Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы по теме «Нетрадиционные техники рисования». 2 частьОтчет по самообразованию воспитателя старшей группы по теме «Нетрадиционные техники рисования». 2 часть Январь -«Рождественский ангел» (акварель, восковые мелки) -Морозный узор» (фотокопия, свечой) -«Зимний ночной лес» (рисование по мокрой.

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина актуальности — в деятельности.

Отчет по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе) Для самообразования я выбрала методическую тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе) Сущность.

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию по теме «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Опубликовано: 18 ноября 2023 в 20:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД