Папки-передвижки

Отчёт по самообразованию «Психогимнастика как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста»

Марина Шкерина
Отчёт по самообразованию «Психогимнастика как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Психогимнастика как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: 1. Изучить условия использования психогимнастики как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать психогимнастический комплекс упражнений.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

Публикация «Отчёт по самообразованию „Психогимнастика как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. На основе изученной психолого-педагогической литературы проанализировать степень разработанности проблемы в психологической науке и практике.

2. Подобрать систему диагностических методик определения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать психогимнастический комплекс упражнений по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Оценить эффективность предложенного комплекса упражнений по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема тревожности дошкольников является одной из важнейших. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. До настоящего времени ещё не выработано определённой точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство учёных считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из причин кроется в нарушении детско - родительских отношений. Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передаётся ребёнку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Тревожные дети – это неуверенные в себе дети, с неустойчивой заниженной самооценкой. Тревожные дети в наш информационно-компьютерный век часто и становятся таковыми из-за того, что постоянно видят и слышат то, что не предназначается для детской психики, играют в требующие нервного напряжения игрушки на компьютере.

Таким образом, психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Психогимнастика - это курс специальных занятий, упражнений, этюдов и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как познавательной, так и эмоциональной - личностной сферы.

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, даёт возможность самовыражение. Психогимнастика помогает сохранить психическое здоровье ребёнка и предупреждает эмоциональные расстройства.

Над проблемой «тревожности» у детей, работали многие психологи.

Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке «Психогимнастика» разработала упражнения на релаксацию, как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.

Раиса Викторовна Овчарова выделила способы преодоления тревожности у детей, где работа педагога по снятию тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе занятий, когда используются отдельные методы и приемы.

Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада, следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность.

В своей работе буду использовать диагностические методики, по выявлению тревожных детей :

1) тест тревожности (М. Дорне, В. Амен);

2) методика Сирса (диагностика тревожности через наблюдения);

3) Критерии тревожного ребёнка (Монина);

4) Анкета по выявлению тревожного ребёнка (Монина);

5) Кинетический рисунок семьи.

В своей работе буду использовать методику Чистяковой М. И.

Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. На психогимнастике используется концентрический метод — от простого к сложному.

В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха можно использовать подвижные игры, перемежая ими основные задания.

Занятие длится от 25 мин до 1 ч 30 мин. Его продолжительность зависит от возраста, особенностей внимания и поведения детей. Курс психогимнастики включает 20 занятий. Его длительность при двух занятиях в неделю около трех месяцев. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех звеньев, или фаз.

Схема занятия по психогимнастике

I фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п., их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

IV фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем. И мне как воспитателю необходимо своевременно распознать их, и т. к. вовремя оказанная помощь, поможет предотвратить развитие тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Презентация Использование перфокарт в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП Презентация «Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт по самообразованию «Психогимнастика как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 22:06
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД