Папки-передвижки

Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста

Оксана Малинина
Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста

Теоретические аспекты изучения зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста

Значимым психическим процессом, важным компонентом любой

деятельности человека является процесс восприятия.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий,

возникающее при непосредственном воздействии физических раздражите-лей на рецепторные поверхности. В совокупности с процессом ощущения оно обеспечивает непосредственно–чувственную ориентировку в окружа-ющем пространстве. [2]

Публикация «Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В своих работах А. Н. Леонтьев понимал под восприятием целостное отражение предметов, ситуаций и событий в их чувственно–доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формиро-вания посредством активных действий, субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Автор ука-зывает, что образ восприятия как результат соединения ощущений раз-личных модальностей возник в филогенезе в процессе перехода живых существ от предметно неоформленной среды к предметно оформленной. Само же восприятие – это познание качеств целого предмета, а не отдель-ных его частей, это живой, творческий процесс познания окружающего. К свойствам восприятия он относит : константность, предметность, целост-ность, избирательность, осмысленность, апперцепция. [3]

Константность предполагает постоянство воспринимаемых объектов по таким признакам, как форма, величина и цвет. Это свойство помогает воспринимать предметы и явления как нечто постоянное. [4]

Гештальт-психологи изучали данное свойство путем сравнения ре-зультатов восприятия объекта в различных положениях относительно наблюдателя (например, человек воспринимает оконный проём как пря-моугольник, независимо от того, под каким углом смотреть). [5]

Предметность – приобретенное свойство восприятия, формирующее-ся в процессе активного и продолжительного взаимодействия человека с окружающим. Предметность восприятия предусматривает возможность вычленения отдельных предметов и внешних фрагментов реальности.

И. М. Сеченов подразумевал, что предметность формируется на ос-нове двигательных процессов, которые обеспечивают взаимодействие с са-мим предметом. В отсутствии движения восприятие не обладало бы свой-ством предметности. [6]

Следующее свойство – целостность. Оно характеризуется тем, что предметы и явления воспринимаются как нечто целое, единое. Восприятие

остаётся целостным даже при отсутствии какой-либо детали предмета. И. М. Сеченов писал, что это свойство восприятия – не что иное, как итог рефлекторной деятельности анализаторов. [6]

Восприятие так же обладает таким качеством, как избирательность.

Избирательность осуществляется через внимание и подразумевает

выделение из общего пространства каких-либо объектов или их признаков.

Восприятие всегда осмысленно. Все воспринимаемые предметы имеют определенное значение, связанное с его применением. [4]

Далее рассмотрим апперцептивность – восприятие окружающего пространства, опираясь на предшествующий опыт. Чем богаче опыт, тем адекватнее будет процесс восприятия. [4] Понятие апперцепции в педаго-гику ввел И. Ф. Гербарт, описывая её как осознание воспринимаемого но-вого предмета или явления под влиянием накопленных ранее представле-ний – предшествующих знаний и опыта, которые он назвал апперцептив-ной массой. [14] Данное свойство связано, непосредственно, с анализатор-ной системой, через которую, собственно, окружающий мир воздействует на нервную систему человека в целом.

А. В. Запорожец в своих трудах писал, что восприятие – это процесс,

связанный по своему происхождению с внешними практическими действи-ями. [8] То есть человек в процессе восприятия какого-либо предмета или явления не ограничивается лишь движением глаз или ощупыванием этого предмета, он совершает полноценные ориентировочно – исследователь-ские действия с целью выявления наиболее существенных характеристик воспринимаемого.

Восприятие обычно классифицируют по ведущей анализаторной си-стеме, осуществляющей данный процесс. На этой основе различают: зри-тельное, слуховое, тактильное, обонятельное, вкусовое и кинестетическое восприятие.

В современной психологической науке зрительное восприятие трак-туется как совокупность построения зрительного образа окружающего мира. [9]

Зрительное восприятие (зрение человека) – процесс психофизиологической обработки изображения объектов окру-жающего мира, осуществляемый зрительной системой. [10]

Таким образом, восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанных с пониманием целостности отражаемого; это достаточно сложный, но вместе с тем – единый процесс, который направлен на познание окружающей действительности, воздействующей и на человека. От уровня его развития во многом зависит развитие всех психических процессов и психики в целом, так как восприятие является основным психическим процессом. Выделяют следующие свойства восприятия : константность, предметность, целостность, избирательность, осмысленность, апперцепция.

Основным видом восприятия является зрительное восприятие.

Дошкольное детство является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка – совершенствования его ориентировки в окружающем пространстве. Зрительное восприятие особенно важно, ведь это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. В процессе зрительного восприятия и предметных действий ребенок оценивает цвет, форму, величину, телес-ность и другие характеристики предметов. Сформированности следующих перцептивных действий определяют восприятие как целенаправленный процесс: - поиск предмета; - выделение характерных свойств и качеств предмета; - отнесение предмета к определенной категории вещей или явле-ний окружающей действительности. Становление таких психических функ-ций, как внимание, речь, интеллект во многом зависит от развития зри-тельного восприятия. У детей пяти-семи лет уже достаточно сформирова-ны все виды анализаторных систем, на основе которых продолжают раз-виваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. В возрасте пяти–шести лет ре-бенок рассматривает предмет, вертит его, ощупывает, выделяет наиболее значимые свойства, т. е. появляется стремление к планомерному обследо-ванию и описанию предмета. Н. В. Белкина отмечает, что в период до-школьного детства происходит формирование трех основных видов пер-цептивных действий: идентификация, отнесение к эталону и моделирующие действия. [11] В условиях нормального развития ребенка восприятие в дошкольном возрасте становится более осмысленными, целенаправлен-ным, произвольным и включает в себя:

1) развитие органов чувств;

2) овладение системой сенсорных эталонов;

3) овладение перцептивными действиями.

Зрительное восприятие является одним из основных средств позна-ния окружающей действительности. Процесс рассматривания предметов, наблюдение за предметами появляется примерно в середине дошкольного возраста. В начале же дошкольного возраста зрительное восприятие осно-вывается на указательных жестах ребенка, т. е. ребенок поочередно пока-зывает на все предметы и таким образом находит нужный. Далее жесты заменяются словом, которым ребенок описывает и закрепляет результаты поиска предметов. Н. Н. Поддьяков выделяет следующую последователь-ность обследования предмета ребё нком:

- восприятие целого предмета;

- выделение основных деталей предмета и их свойств;

- определение пространственных отношений частей предмета относи-тельно друг друга (справа, выше и т. д.);

- выделение более мелких частей предмета, определение простран-ственных отношений этих частей относительно их основных деталей;

- восприятие целого предмета заново.

В возрасте пяти–шести лет процесс восприятия может дать ребенку достаточно полное представление о предметах окружающей действитель-ности, становится более организованным и эффективным. Заметно умень-шается количество ошибок и повышается точность в различении цветов. [12] В пять-семь лет он уже знает не только основные цвета, но и их оттен-ки. Зрительное восприятие ребёнка пяти лет всё ещё носит непроизвольный характер, другими словами, является непреднамеренным. К семи годам дети уже могут ставить перед собой цель изучить свойства того или иного предмета, а также сравнить предметы между собой. К пяти-шести годам происходят существенные изменения в процессе восприятия пространства. В данном возрасте ребёнок всё чаще проявляет потребность произвести анализ во всех встречающихся формах. Он уже предпринимает попытки установить, на что похож предмет, т. е. происходит ассоциативная деятельность.

Так же в этом возрасте дети уже довольно хорошо осуществляют решение задач на сравнение длины линий, сложнее дается решение слож-ных задач на основе использования глазомера. Глазомер формируется и совершенствуется в процессе конструктивной деятельности, например, ре-бёнок подбирает недостающие детали для постройки какой-либо кон-струкции или делит ком пластилина при лепке так, чтобы хватило на все части поделки. Так же глазомер совершенствуется в аппликации, в рисова-нии, в различных играх.

После шести лет система внутри корковых связей становится более пластичной и происходит более полное и специализированное вовлечение задних и передних отделов ассоциативных областей мозга в перцептивную деятельность, другими словами, формируются более сложные перцептив-ные действия, механизм соотнесения образа с эталоном, а также происхо-дит создание предпосылок для построения адекватных образов различных объектов. Период от старшего дошкольного возраста до девятидесяти лет можно рассматривать как сензитивный для развития целостного восприя-тия сложных объектов и изображений.

Таким образом, зрительное восприятие старших дошкольников ха-рактеризуется рядом особенностей : объединяет определенные свойства и качества предмета в целостный его образ; становление таких 22 психиче-ских функций, как внимание, речь, интеллект во многом зависит от разви-тия зрительного восприятия; на основе зрительного восприятия происхо-дит формирование представлений об окружающем мире и образах пред-метов, целостной картины мира, которая соответствует уровню развития ребенка

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия Задачи: • упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения • развивать зрительное восприятие • закреплять умение.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Проект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группеПроект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группе Вид проекта – познавательный. Продолжительность проекта - 2 месяца (сентябрь-октябрь). Участники проекта – педагоги, дети старшей группы,.

Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возрастаРазвитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста На сегодняшний день существуют различные методики развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Среди.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 марта 2022 в 20:42
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД