Лучший педагог года

Особенности эмоциональной сферы дошкольников

Ирина Евгеньевна
Особенности эмоциональной сферы дошкольников

Воспитатель ГБОУ Школы №1248 Никишина И. Е.

Особенности эмоциональной сферы дошкольников.

Существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие ребенка, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов.

Страх является одним из отклонений в поведении и психическом развитии ребенка В. Кеннон (1937г.) говорит о том, что: «страх возник в ходе эволюции в результате бесчисленных разрушительных факторов".

Публикация «Особенности эмоциональной сферы дошкольников» размещена в разделах

Как известно дети старшего дошкольного возраста, обладают малым запасом раздражимого вещества в клетках головного мозга, и это вещество у них, видимо, легко развивается в результате переживаемого чувства страха, отчего быстро развиваются местные тормозные явления коры.

Чувство страха, как правило, кратковременно, оно часто исчезает, с исчезновением причин, породивших его, но физиологические изменения, вызванные этим чувством, оставляют после себя глубокий след, который является благоприятной почвой для обострения этого чувства при определенных условиях.

Эмоциональным отклонением в развитии дошкольника являются также такие эмоциональные проявления как : тревога, волнение, нерешительность, боязнь, трусость, ужас, робость. Все это, в свою очередь, приводит к определенным проблемам в развитии дошкольников.

Такими проблемами являются:

1. Неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми. Отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями.

2. Мотив взаимоотношений. Общение ради общения.

3. «Осуществление специальных воспитательных воздействий и деловое взаимодействие».

4. Деловое взаимодействие – занять, чтобы не мешал.

Давая психологическую характеристику эмоциональной сферы дошкольника Л. П. Стрельникова выделяет следующие параметры:

- умение дифферинцировать и адекватно интерпретировать различные выражения и эмоциональные состояния других

- способы эмоционального реагирования

- уровень передачи эмоционального состояния (собственного и чужого) в речевом плане (23,13)

Кроме того, значительным показателем эмоционального благополучия ребенка является уровень тревожности.

Тревога – эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы.

Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего

Эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками, может испытывать как тревогу, так и страх.

Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха.

Страх – аффектное (эмоциональное, заостренное) отражение в сознании

человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом, замолкает совсем.

Внутри все холодеет, тело, «наливается свинцом», щемит в области сердца, ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным. Эти симптомы говорят о перенапряжении, психофизиологических функций организма.

Близкую связь со страхом имеют такие психологические состояние, как волнение, опасение, тревога, боязнь, нерешительность, трусость, и в какой-то мере робость. Все эти состояния могут возникать или формироваться как определенные формы эмоциональной реакции на опасность. Общим для этих психологических реакций является то, что они могут при определенных обстоятельствах переходить в такое чувство, которое мы отчетливо осознаем как страх.

Эмоциональное неблагополучие порождает и такую проблему как волнение.

Волнение – это неопределенное чувство, связанное с переплетением страха, горя, радости и др. без определенного перевеса одного из этих чувств.

Как известно, любая форма страха является результатом высшей специфической рефлекторной связи, полученной на основе динамического взаимоотношения между двумя сигнальными системами.

Эти формы имеют чрезвычайно много особенностей окрасок и оттенков. Об этом справедливо сказал немецкий профессор Ф. З. Шнессор (1923г.) : «Трудно описать – выразить словами все многообразие состояний, настроений, вызванных чувством страха и описанное всеми художниками и писателями мира, не охватывает всей полноты».(5,78)

Говоря о физиологической основе различных форм страха, И. П. Павлов писал: «Что психологически называется страхом, трусостью, боязнью, имеет своим физиологическим субстратом тормозное состояние больших полушарий, представляет различные степени пассивно – оборонительного рефлекса».(26,61)

При эмоциональном неблагополучии у ребенка отрицательное самочувствие. Оно вызывается мощными причинами.

Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий.

В возрасте от 3 до 6 лет привязанность к близким людям для ребенка крайне необходима. «Если лишить его этой привязанности, он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний, или у него наступит психическая атрофия, след от которой сохраняется в течении всей жизни и отражается на его вкусе и воле». (9,37)

Некоторые экспериментальные данные позволяют предположить, что идентификация ребенка с другими, наиболее выражена в тех случаях, когда ребенок воспринимает другого, как могущественного и компетентного человека, связанного с ним теплыми, наполненными любовью, отношениями. Ребенок, который очень хочет быть похожим на своих родителей, идентифицируется с их поступками и поведением, точно так же, как он постепенно принимает родительские моральные стандарты, манеры, запреты, что начиная с пяти лет, ролевую идентификацию детей с родителями можно рассматривать как относительно сложный, многоуровневый социально – психологический феномен, мотивированный возрастной потребностью приобретения навыков идентичного полу поведения посредством принятия (играния) соответствующей родительской роли.

Активно подобными исследованиями занимался А. И. Захаров. В результате исследования им выделены моменты, определяющие мотивацию, такие как сознательное воспроизведение (культивирование) в себе некоторых свойств. Поэтому столь опасны разводы родителей, если они приходятся на этот возрастной период. Нарушение эмоционального контакта, процесса идентификации ребенка с родителями приводит к глубоким личностным изменениям. Данные дети характеризуются склонностью к быстрой смене настроения, к тормозным реакциям.

Эти факты провоцируют у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, аффективные реакции, отрицательные формы самоутверждения, создают у них серьезные смысловые барьеры в понимании требований взрослых. (В. В. Лебединский, Л. С. Славина, А. И. Захаров, В. С. Манова-Томова, А. Д. Кошелева, Л. А. Абрамян, Е. О. Смирнова, Е. И. Кульчицкая, В. М. Переверзева). В отношениях со взрослыми у данных детей часто наблюдаются состояния, названные в литературе «смысловым барьером» (Л. С. Славина) : если требования взрослого расходятся с желанием ребенка, он как бы перестает их слышать и понимать.

остается места ни на что другое.

Для А. Адлера источником страха служит переживание собственной неполноценности, связанной с ожиданием угрозы со стороны внешнего мира. Прежде всего формирующиеся в семье на протяжении первых пяти лет жизни.

К. Хорни, развивая идеи А. Адлера, в качестве базового явления выделяет «основную тревогу», изначально присущую человеку и развивающуюся на базе «основного зла», то есть тех ошибочных форм отношений, которую трактуют родители в отношении детей, фрустрируя их потребность в безопасности. (41,71)

Таким образом, страхи, согласно ряду представителей психоанализа,в плане образного содержания отражают не непосредственно истинный источник угрозы, а его «символическое замещение»

Представитель гуманистической школы психологии А. Маслоу считает, что проблема страха также связывается с потребностью в безопасности, что согласно общей тенденции данного направления препятствует возможности самоактуализации личности.

К. Роджерс полагает, что, как только ребенок начинает осознавать себя, у него развивается потребность в любви и позитивном внимании, вследствие этого, ребенок начинает действовать так, чтобы заслужить одобрение взрослых, даже вопреки тому, что в реальности нужно ребенку. Возникающая неконгурентность (тем большая, чем более авторитарны, доминанты, агрессивны взрослые в отношении ребенка) осознаваясь, приведет к хронической тревоги и страхам.

В своих работах З. Фрейд отмечает различия между реальными и невротическими страхами, различие в том, с какими подструктурами реальными страхам соответствует инстанция «Я», невротическим «ОНО».

В отечественной психологии страхами занимался А. П. Захаров. Он считает, что страхи бывают возрастные и невротические.

Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития.

Возникают они под действием следующих факторов:

1. наличие страхов у родителей, главным образом у матери;

2. тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляции от общения со сверстниками;

3. излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей, или их эмоциональным неприятием детей;

4. большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем дугого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы со стороны взрослых в семье;

5. отсутствие возможности ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающие проблем в общении со сверстниками и неуверенность в себе;

6. психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;

7. психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формировании личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями.

Они характеризуются:

1. большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью;

1. длительное и постоянное течение;

2. неблагоприятные влияния на формирование характера и личности;

3. болезненное заострение;

4. взаимосвязь с другими невротическими расстройствами (то есть невротические страхи – это один из симптомов невроза как психогенного заболевания формирующейся личности);

5. избегание объекта страха, а также всего нового неизвестного, то есть развитие реактивного-защитного типа поведения;

6. более прочная связь с родительским страхом;

7. относительная трудность устранения.

Следует подчеркнуть, что невротические страхи не являются какими-то

принципиально новыми видами страха. В том или ином аффективно-ослабленном виде, они встречаются и у здоровых в нервно-психическом отношении детей. Невротическими эти страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний.

Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствие адекватной психологической защиты, что вместе взятое неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками.

Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети чье представление о себе искажено эмоциональным неприятием в семье или конфликтами, и которые не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви.

Таким образом, нарушения воздействия взрослого на ребенка являются существенной проблемой, вызывающей эмоциональное неблагополучие, которое ведет к возникновению страхов. Хоть само чувство страха кратковременно, но оно оставляет после себя глубокий след, который является благоприятной почвой для обострения этого чувства при определенных условиях. Ребенок оказывается беспомощным, а это, в свою очередь, может порождать разные формы аффектного поведения (неуверенность, тревогу, страх, что, в свою очередь, требует коррекции психики ребенка.

Литература.

1. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал. Т. 13. №5. 1992.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. ,1986.

3. Бороздина Л. В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний. // Вопросы психологии №1. 1993.

4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М. ,1968.

5. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М. ,1968.

6. Возрастная и педагогическая психология под ред. Давыдова В. В., Драгуновой Т. В. М., 1979.

7. Выготской Л. С. Развитие трудного ребенка и его изучение. Проблемы дефектологии. М. ,1995.

8. Гаспарова Е. А, Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев,1989.

9. Гордецова Н. М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших дошкольников. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь. ,1978.

10. Забродин Ю. М., Бороздина Л. В. Психологическое исследование тревожности. // Психологический журнал. Т. 10. №5. 1989.

11. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М. ,1993.

12. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении. М. ,1997.

13. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Ленинград. ,1988.

14. Коломинский Я. Л. Детская психология. М. ,1988.

15. Коломинский Я. Л, Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Минск. ,1997.

16. Крейн Э. Я боюсь. М. ,1995.

17. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль,1996.

18. Кучерова Е. В. Как развить эмоциональный мир ребенка. М. ,1990.

19. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства,тревоги. // Вопросы психологии. №1,1969.

20. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М. ,1991.

21. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. ,1986.

22. Мишина Т. М. Семейная психотерапия и динамика образа семьи. Ленинград. ,1986.

23. Минаева В. М. Эмоциональная сфера дошкольника. М., 2000.

24. Мухина В. С. Детская психология. М. ,1985.

25. Овчарова Р. В. Практическая психология для учителей начальных классов. М. ,1996.

26. Павлов И. П. Физиологические состояния. М. ,1968.

27. Практическая диагностика. Методика и тесты. //Под ред. Райгородского Д. Я. М. ,2000.

28. Практическая психология образования. // Под ред. Дубровиной И. В., М. 1998.

29. Практическая психология. // Под ред. Кондратьевой М. А., Минск 1997.

30. Психолог детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. //Под ред. Лавреньтьевой Т. В. М. ,1996.

31. Применение метода сказкотерапии для снятия тревожности у младших школьников. // Сибирский психологический журнал №3.,1996.

32. Психокоррекция: теория и практика. // Под. Ред. Шевченко Ю. С. М. ,1995.

33. Психологический словарь. // Под ред. Зинченко Б. Г., М., 1995.

34. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

35. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. ,1998.

36. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М. ,1970.

37. Семья в психологической консультации. // Под ред. Бодалева А. А. М. ,1987.

38. Спиваковская А. С. Комплексная психологическая коррекция в профилактике детских неврозов. М., 1989.

39. Торре А. Д. Ошибки родителей. М., 1984.

40. Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. М. ,1925.

41. Хорни К. Собрание сочинений в 3-х томах. Том 1. М. ,1987.

Публикации по теме:

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки»Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы»Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы» Цель игры:развитие эмоционального интеллекта. Задачи игры:- закреплять понятие о связи цвета и настроения - дать представление о том, что.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций».Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : - продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферыКартотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт).Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт). 18 февраля в старшей группе № 3 состоялось открытое занятие педагога - психолога Прохоровой Светланы Евгеньевны по развитию эмоциональной.

Сценарий образовательной ситуации по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Эмоции в песочнице. Радость» Тема: «Эмоции в песочнице – Радость»; образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Тренинг по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «В гости к нам пришла Матрёшка»Тренинг по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «В гости к нам пришла Матрёшка» Цель: Совершенствование умения дифференцировать эмоциональные состояния; соотнесение их со словесными зарисовками. Задачи. Образовательные.

Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольниковЭмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по изготовлению практического пособия: "Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Особенности эмоциональной сферы дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Евгеньевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности эмоциональной сферы дошкольников
Опубликовано: 15 апреля 2022 в 11:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД