Лучший педагог года

Особенности эмоционального отношения подростков с интеллектуальной недостаточностью к окружающим людям

Валентина Симагина
Особенности эмоционального отношения подростков с интеллектуальной недостаточностью к окружающим людям

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ

Подростковый возраст, согласно общепринятой классификации, имеет границы от 10-11 и до 14-16 лет. 10-12 – младший подросток, 14-16 – старший подростковый возраст. Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке.

Публикация «Особенности эмоционального отношения подростков с интеллектуальной недостаточностью к окружающим людям» размещена в разделах

Большинство подростков как нормально развивающихся, так и умственно отсталых положительно относятся к членам своей семьи, испытывают потребность в общении с ними, в принятии с их стороны, причем наиболее значимыми для них оказываются взаимоотношения с матерью.

По сравнению с обучающимися образовательных школ, потребность в общении со сверстниками у школьников с интеллектуальной недостаточностью развивается замедленно. Взаимоотношения с членами семьи в младшем подростковом возрасте сохраняют для них большую значимость, чем для их нормально развивающихся сверстников. При этом умственно отсталые школьники часто испытывают эмоциональный дискомфорт во внутрисемейных отношениях, очевидно, связанный с переживанием чувства собственной неполноценности, неуверенности в положительном отношении к себе со стороны родных. В целом, умственно отсталые обучающиеся реже, чем нормально развивающиеся подростки, оценивают свои эмоциональный статус в семье как благоприятный.

Младшие подростки с нарушениями интеллектуального развития чаще, чем их нормально развивающиеся сверстники, проявляют стремление к доминированию в группе детей; реже обнаруживают социально адекватные формы поведения. В сочетании с завышенной самооценкой, недостаточно сформированной рефлексией, общей личностной незрелостью, эти особенности затрудняют их общение со сверстниками. Как следствие, среди обучающихся специальных коррекционных школ часты конфликты, которые способствуют формированию более негативного отношения к сверстникам, чем у обучающихся массовой образовательной школы.

Эмоциональное отношение умственно отсталых школьников к учителям во многом зависит от их успехов в учебной деятельности, от получаемых ими отметок, однако чаще всего может быть оценено как положительное.

К старшему подростковому возрасту у обучающихся с недостатками интеллекта в развитии эмоциональных отношений с окружающими происходят определенные изменения обусловленные формированием у них социально-перцептивных образований, более адекватной и устойчивой самооценки, развитием дифференцированной системы оценочных суждении. Большинство старших подростков с нарушением интеллектуального развития оказываются способны вполне адекватно, хотя и недостаточно глубоко, осознать свои отношения с окружающими людьми и довольно объективно оценить свое положение в системе этих отношении.

У умственно отсталых старших подростков отчетливо проявляются такие новообразования подросткового возраста, как потребность в общении со сверстниками, в расширении социальных связей, в принятии со стороны окружающих. Свои отношения со сверстниками обучающиеся среднего звена специальных коррекционных школ чаще оценивают как эмоционально-положительные. Эмоциональные связи с семьей становятся более разносторонними. В соответствии с изменившимся содержанием общения с членами семьи, увеличивается число подростков, выражающих эмоционально-положительное отношение к отцу, братьям и сестрам.

В старшем подростковом возрасте умственно отсталые обучающиеся реже выражают эмоционально-положительное отношение к педагогу, что, очевидно, связано, как с общим снижением значимости учебной деятельности для старших подростков, так и с определенными просчетами педагога в налаживании своих взаимоотношений е воспитанниками.

Условия обучения в специальных коррекционных учебных заведениях оказывают существенное влияние на формирование эмоциональных отношений умственно отсталых школьников с окружающими их людьми. Фрустрированная потребность в общении с родными нередко приводит к излишней фиксированности воспитанников коррекционных школ-интернатов на внутрисемейных отношениях, что в еще большей степени тормозит у них развитие взаимоотношений со сверстниками. Такое фиксированное отношение, в некоторых случаях, приводит к своеобразной идеализации умственно отсталыми школьниками внутрисемейных отношений. Как следствие, они чаще выражают эмоционально положительное отношение к родственникам, чаще ожидают от них ответного положительного отношения и высоких оценок. В определенной степени это маскирует чувство глубокого эмоционального дискомфорта в семье, который испытывают многие обучающиеся коррекционных школ-интернатов.

Вероятно, такие особенности жизни в интернате как невозможность уединения, строгая регламентация досуга, отсутствие свободного выбора друзей также препятствует развитию у младших подростков со сниженным интеллектом доброжелательных отношений со сверстниками.

Обучающиеся коррекционных школ интернатного типа сравнительно более часто выражают эмоционально-положительное отношение к учителю, чем их ровесники из обычных общеобразовательных школ. Вероятно, это связано с тем, что в условиях специальной коррекционной школы-интерната учитель (чаще воспитатель) оказывается единственным взрослым человеком, от которого воспитанник может получить поддержку в сложной жизненной ситуации.

К старшему подростковому возрасту обучающиеся с ОВЗ чаще проявляют эмоционально положительное отношение к сверстникам, у большинства из них исчезает излишняя фиксированность на взаимоотношениях с родными. Однако число подростков, выражающих эмоционально-положительное отношение к учителю, в 8-х классах существенно уменьшается, также, как и в обычной школе. Особенности эмоциональных отношений умственно отсталых подростков, обусловленные нарушениями интеллектуального развития и возрастными особенностями, проявляются на индивидуально-типологическом уровне. Коррекционно-воспитательная работа в специальных учебных заведениях для детей с недостатками интеллекта, направленная на оптимизацию их взаимоотношений с окружающими должна строиться с учетом возрастных, индивидуально-типологических особенностей обучающихся.

Публикации по теме:

«Несём радость людям» (работы детей)«Несём радость людям» (работы детей) Фойе и лестничные пролёты нашего детского сада всегда выглядят уютными и весёлыми, так как они оформлены не только яркими стендами, но и.

Фотоотчет о подготовке к акции «Подари людям праздник»Фотоотчет о подготовке к акции «Подари людям праздник» В суете повседневной жизни, мы часто забываем, что рядом всегда есть люди, которым нужна наша помощь и поддержка. А сделать доброе дело.

Фотоотчёт о событии «Путешествие на машине времени к древним людям»Фотоотчёт о событии «Путешествие на машине времени к древним людям» Фотоотчёт события "Путешествие на машине времени к Древним людям" Машина Времени привела нас в племя древних людей. - Давным-давно это.

Консультация для педагогов и родителей «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим» Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется.

Консультация для родителей «Дарите людям ромашковое удовольствие»Консультация для родителей «Дарите людям ромашковое удовольствие» Консультация для родителей «Дарите людям ромашковое удовольствие» Сегодня в цветнике мы с детьми выбирали цветы, которые их привлекают.

Стихотворение «Людям с белой тростью» Международный день белой трости — праздник уважения, помощи и милосердия к слепым и слабовидящим людям. Этот день отмечается в напоминание.

Формирование негативного отношения подростков и молодежи к наркотикам. Вечер протеста в ДК «Будущее в твоих руках» Вечер-протеста «Будущее в твоих руках» Сценарий тематического вечера-протеста, направленного на формирование негативного отношения молодежи.

Занятие-беседа «Доставляй людям радость добрыми делами» Программное содержание Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:.

Занятие по развитию речи по теме «Семья» для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения) Занятие по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения). Тема «Семья». Задачи: - Расширять представления.

Библиотека изображений:

Публикация Особенности эмоционального отношения подростков с интеллектуальной недостаточностью к окружающим людям (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валентина Симагина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности эмоционального отношения подростков с интеллектуальной недостаточностью к окружающим людям
Опубликовано: 26 июня 2023 в 22:21
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД