Папки-передвижки

Особенности экологического образования детей 5–7 лет

Елена Ивановна Зайкова
Особенности экологического образования детей 5–7 лет

В содержании экологического образования важное место занимает идея единства человека и природы, предполагающая формирование представлений о природе и человеке, способах их взаимодействия.

Основателем экологии как науки считается немецкий биолог Э. Геккель, который первым в 1866 г. использовал термин «экология». Под экологией он подразумевал науку об «отношении организма и окружающей среды, куда человек относит все "условия существования" в широком смысле этого слова» [24, c.89].

Публикация «Особенности экологического образования детей 5–7 лет» размещена в разделах

Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, обеспечивающих ответственное отношение ребенка к окружающей природной среде и здоровью.

Непрерывность экологического образования дошкольников прослеживается в задачах их экологического образования, вытекающих из его главной цели, заключающейся в воспитании начальных формах экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработка первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

С. Н. Николаева рассматривает экологическое образование как процесс ознакомления детей с природой, в основе которого лежит экологический подход, т. е. основные экологические идеи и понятия. Но при организации экологического образования дошкольников необходима адаптация экологических понятий для дошкольного возраста.

По словам О. А. Воронкевич, экологическое образование является процессом непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде. Экологически образованная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

Экологическое образование дошкольников рассматривается в нескольких аспектах: как процесс обучения, воспитания, развития личности, накопления опыта, ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний, которые применяются в экологически грамотной деятельности и поведении в природе; как наука, изучающая закономерности экологического развития детей дошкольного возраста средствами природы в педагогическом процессе детского сада; как приобщение дошкольников к экологической культуре, в процессе которого происходит экологическое развитие ребенка.

Целью и результатом экологического образования дошкольников является экологическая воспитанность, которая выражается в гуманно- ценностном отношении к природе. Ее проявления могут быть самыми разнообразными : эмоциональная отзывчивость на состояние животных и растений; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом.

Развитие экологически воспитанной личности возможно при решении развивающих, образовательных, воспитательных задач в соответствии с возрастом детей. Первая задача подразумевает развитие умений познавательно-исследовательской деятельности детей. В младшем дошкольном возрасте это поддержка детского любопытства, желания рассматривать, прислушиваться, называть яркие признаки и свойства изучаемых объектов. В среднем дошкольном возрасте это сопровождение детской любознательности, а в старшем - познавательного интереса детей, развитие умения осуществлять элементарную поисковую деятельность самостоятельно, высказывать предположения, эвристические суждения.

В результате реализации данной задачи создаются условия для обогащения экологических представлений детей о природе : от ярких впечатлений об объектах природы ближайшего окружения в младшем возрасте до расширения представлений о многообразии признаков живых организмов, свойств природных материалов в среднем, а в старшем возрасте - знаний о жизни растений и животных в разных климатических условиях (пустыня, тропики и др.) и в природных сообществах (лес, луг, водоем и др.).

С. Н. Николаева в издании «Теория и методика экологического образования детей» писала: «Красота, доброта, истина, ответственность в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом – это ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени».

Цель экологического воспитания дошкольников достигается в решении задач: образовательных – создание базы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных – формирование мотивов, экологически последовательного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей родины; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций, эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности)»

Таким образом, у ребенка начинает складываться первоначальная экологическая картина мира, в которой он учится действовать. Поэтому следующая задача связана с развитием умений действовать в природе, соблюдая доступные экологические правила.

Воспитание основ гуманно-ценностного отношения детей к природе пронизывает весь процесс экологического развития ребенка и решается наряду с другими задачами: от поддержки эмоциональной отзывчивости к объектам природы в младшей группе до поощрения добрых поступков детей по отношению к живым существам - в средней и побуждения к самостоятельной помощи природе в старшем дошкольном возрасте.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка как живого существа в общении с природой и отчуждением его от природы, что осложняет процесс экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством экологизации развивающей предметной среды.

В старших группах следует продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, совершенствовать координацию руки и глаза, закреплять знание эталонов - все эти программные задачи можно осуществить с помощью труда в природе и живом уголке группы.

В старшем дошкольном возрасте у детей имеется ряд особенностей, которые непременно должны учитываться при работе с детьми по экологическому образованию :

- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

- до конца осваиваются сенсорные эталоны;

- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

- с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

Особенностями экологического образования детей старшего дошкольного возраста являются:

- активная деятельность старших дошкольников на осознанное сохранение природы;

- гуманно- ценностное отношение к природе;

- любовь к растительному и животному миру;

- формирование экологических знаний, культуры и отношения к природе.

Одной из задач экологического образования является формирование детского представления о личности не как о хозяине, завоевателе природы, а как о части природы, которая зависит от нее. Необходимо искоренить потребительское отношение к природе.

Результатом экологического образования является экологическая культура личности. Составная экологическая культура личности дошкольника – это знания о природе и их экологической ориентации, умении использовать их в реальной жизни, в поведении, в различных мероприятиях (играх, работе, жизни).

Формирование экологически образованного человека в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих проблем:

1. Формирование элементов экологического сознания среди детей. Владение детьми элементами экологического сознания определяется содержанием и природой (степенью сложности) знаний о природе. Это должно быть знание экологического содержания, отражающее ведущую связь природных явлений.

2. Формирование практических навыков и способностей у дошкольников в различных видах деятельности в природе. Хотя деятельность дошкольников должна носить экологический характер. В ходе реальной деятельности в природе (забота о животных и растениях в углу природы и на месте) дети учатся навыкам создания условий, близких к естественным для животных и растений, с учетом их потребностей. Важно умение детей предвидеть последствия негативных действий, правильно вести себя в природе. Именно развитие дошкольников практических навыков и способностей делает отношение к природе не созерцательным, а сознательным.

3. Воспитание гуманного отношения к природе. Гуманное, познавательное, эстетическое отношение к природе тесно связано с содержанием знаний, освоенных ребенком. Знание экологического содержания регулирует и направляет поведение и деятельность дошкольников в природе.

Особое место в формировании правильного отношения к природе занимает знание законов природы, доступных для понимания детей. Развитие осторожного отношения к природе тесно связано со специальной организацией педагогического процесса. Основанной на моральном и позитивном опыте ребенка в жизненных ситуациях, прогулках, экскурсиях, занятиях и т. д. Воспитатель должен уметь вызывать сострадание к живому существу у детей, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от контакта с природой, гордость за правильное действие, удовольствие от хорошо выполненного задания.

Не менее важно научить детей оценивать свои действия и действия сверстников, взрослых в процессе общения с природой. Дошкольное детство является фундаментальным этапом формирования основ экологического образования. Так как именно в этот период ребёнок проявляет огромный интерес к миру природы, а эмоционально-чувственная восприимчивость делает этот период основополагающим. Организация нравственно-ценных переживаний – сочувствие живому, заботы о нём, удовольствие от совершения доброго поступка – способствует тому, что нормы отношения к природе не просто узнают, но и «проживаются» ребёнком, приобретают для него ценность, обеспечивая тем самым формирование мотива гуманистического отношения к миру. За последние годы экологическое образование стало одним из важных направлений. В тех образовательных программах экологического образования, которые используются в детских садах, выделяются критерии, обозначающие те условия, которые необходимо создать в педагогическом процессе ДОО для обеспечения качества экологического образования и развития ребёнка.

Таким образом, экологическое образование старших дошкольников имеет цель - привитие начальных форм экологической культуры, создание условий для понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработки у них первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Содержательную основу составляют понятия биоэкологи, адаптированные до уровня познавательных возможностей дошкольников. Дидактическая система знаний о природе, построенная на различных аспектах взаимосвязи растений, животных, а также человека с внешней средой и являющаяся экологической по своей сущности, составляет характеристику экологического воспитания дошкольников.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Консультация «Необычное использование полиэтиленовых пакетов» ко Дню экологического образования на МAAMКонсультация «Необычное использование полиэтиленовых пакетов» ко Дню экологического образования на МAAM Материал приурочен ко дню защиты природы от мусора на МААМ и дню экологического образования. Этот тематический день приходится на 12.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Библиотека изображений:

Публикация Особенности экологического образования детей 5–7 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Ивановна Зайкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности экологического образования детей 5–7 лет
Опубликовано: 12 ноября 2022 в 15:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД