Папки-передвижки

Особенности взаимодействия с родителями по формированию звуковой культуры речи дошкольников

Алямкина Галина Николаевна
Особенности взаимодействия с родителями по формированию звуковой культуры речи дошкольников

Особенности взаимодействия с родителями по формированию звуковой культуры речи дошкольников.

Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи. Очень важно, чтобы ребенок слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Публикация «Особенности взаимодействия с родителями по формированию звуковой культуры речи дошкольников» размещена в разделах

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с детьми.

Родители должны понять, что язык есть главный предмет в деле воспитания, понять значение собственной роли и ответственности в деле развития языка своего ребенка. Устраняя себя от этой роли, передавая ее детскому саду, школе, учреждениям и лицам, они причиняют своим детям огромный и трудно поправимый вред.

Семья является той средой, где беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы, а ведь все это и является преддверием, фундаментом правильной литературной устной и письменное речи. Среди родителей бытует глубоко неправильное мнение о том, что речь развивается самостоятельно. На самом деле, чтобы воспитать культуру речи у детей, необходимо воспитать ее у их родителей. Общаясь с мамами и папами детей, мы поняли, что у многих возникают проблемы со знанием правил русского языка. Немалую роль в совместной, комплексной работе воспитателя и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает чёткое содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования я узнаю состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для меня является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию воспитателя, логопеда, психолога”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями. Особенно, на мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года. Оно помогает более успешному взаимодействию с ними.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. От того, как протекают первые встречи с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Поэтому на беседу я приглашаю маму и папу вместе. Для темы беседы я не беру большой объём материала. Ограничиваюсь узким кругом вопросов. Например:

• в какие речевые игры вы играете дома или на улице с ребёнком;

• как ваш ребёнок реагирует на дефекты своей речи (если они есть);

• часто ли вы читаете с ребёнком и обсуждаете прочитанное и др.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Я заранее заготавливаю “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями.

Домашняя библиотечка.

Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная мной библиотечка авторских пособий. Например, Смирнова Л. Н. “Обучение дошкольников 5-7 лет чтению”, Цуканова С. П., Бетц Л. Л. “Учим ребёнка говорить и читать (1, 2, 3 период)”, Шумаева Д. Г. “Как хорошо уметь читать!”, Баскакина И. В., Лынская М. И. “Свистелочка. Логопедические игры”, “Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры”.

Консультации я строю так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации стараюсь делать предельно чёткими, содержащими только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе по звуковой культуре речи :

- “Артикуляционная гимнастика”;

- “Развитие мелкой моторики” ;

- “Развитие внимания и мышления” ;

- “Речевые игры дома”;

- “Как научить ребёнка читать” ;

- “Как учить звуко- буквенному анализу” .

Иногда я включаю ту или иную консультацию в повестку дня родительского собрания.

К некоторым консультациям я организую выставку пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики” : бусы, пуговицы, мозаика, конструкторы, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, кубики. Убеждаю родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказываю о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости

Нетрадиционна форма работы с родителями, которую я успешно использую –открытые занятия. Цели открытых занятий:

• показать способы работы с воспитанниками, которые нужно знать родителям при оказании помощи детям в формировании навыков правильного звукопроизношения, развитию мелодика – интонационной и темпо – ритмической сторон речи;

• привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам;

• показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. О значении средств наглядности точно гласит народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Я внедряю в практику разнообразные формы наглядности по ЗКР : папки, мнемотаблицы, информационные стенды, демонстрационные карточки, инструктивные таблицы, и др. Размещаю литературные, словесно-дидактические игры, проведение которых доступно любому взрослому человеку, например: “Придумай рифму”, “Скажи наоборот” и т. п. Папки-передвижки меняю 2-4 раза в год. В них размещаю материал с практическими советами и рекомендациями, который я тщательно отбираю в зависимости от запросов родителей и необходимости. Информационные материалы регулярно обновляю исходя из темы занятий, т. е. наглядная информация динамична.

Речевой уголок дома я рекомендую “игры на кухне”, “игры на диване”, “игры в ванной”.

Можно проводить игры:

В нашем речевом уголке для родителей я оформила рубрику “Поиграем дома!”, которая знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данной рубрики, я учитываю большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих “Что помоем в тазике?”. Названия каких предметов можно “помыть” в тазике?

• “В стране Фантазии”. Лёжа на диване с закрытыми глазами представить лес (полянку, зоопарк и т. д.) и назвать предметы на заданный звук.

• “Давай искать на кухне слова”. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?

• “Угощаю”. Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, за тем Вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они получают устно. Для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные от меня рекомендации и следовать им, я предлагаю определённый алгоритм действий и вооружаю памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы я хотела бы отметить обучение родителей практическим приёмам работы. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе воспитателя и логопеда. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту “изюминку”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связан с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического процесс, чем друг с другом. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Поэтому наша совместная, трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения, приносит положительный результат и динамику в развитии звуковой культуре речи наших ребят.

Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели, логопеды, психологи и родители действуют согласованно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М. : Айрис пресс, 2006.

2. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в дет-ском саду 2002, №2.

3. Болотина Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ : мет. пособие. -М. : Айрис-пресс, 2006. – 128 с.

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонетическим недоразвитием. – М. : Школьная Перс, 2003.

5. https://www.bestreferat.ru/referat-205445.html

6. https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/metodicheskoe-posobie-zvukovaya-kultura-rechi-eto-ochen-vazhno

7. https://doshvozrast.ru/rabrod/rabrod.htm

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

«Зачем быть вежливым?» Презентация проекта по формированию культуры поведения старших дошкольников Предлагаю Вашему вниманию познавательный, творческий, краткосрочный, фронтальный проект по формированию культуры поведения старших дошкольников.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением. Цель: психолого-педагогическая поддержка родителей.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Взаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культурыВзаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культуры Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности взаимодействия с родителями по формированию звуковой культуры речи дошкольников
Опубликовано: 13 января 2021 в 20:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности взаимодействия с родителями по формированию звуковой культуры речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алямкина Галина Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД