Лучший педагог года

Особенности волонтерской работы с различными группами населения

Валерия Андреевна Ионова
Особенности волонтерской работы с различными группами населения

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время начало развиваться такое движение как волонтерство. Оно зародилось в первые века существования христианства и дошло наших времен.

Эта тема приобретает актуальность, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. У многих людей помощь со стороны близких родственников не оказывается, и поэтому они нуждаются в посторонней помощи, которую им могут оказать волонтеры. Волонтеры по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой - либо материальной выгоды. Каждому хочется верить в то, что работа, которую он выполняет, является очень важной, даже если она очень простая. Таким образом, волонтерская деятельность носит гражданский характер. Опыт деятельности показывает благотворительную направленность работы. Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей.

Публикация «Особенности волонтерской работы с различными группами населения» размещена в разделах

Цель: изучение специфики волонтерского движения как субъекта социальной работы.

Задачи:

• охарактеризовать сущность волонтерской деятельности, ее содержание;

• выделить основные направления волонтерской деятельности.

1. Специфика волонтерской деятельности

Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В XVIII - XIX вв. волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. «В широком смысле понятие «волонтёр» означает человека, осуществившего сознательный, самостоятельный выбор, занимающегося каким-либо делом по собственному желанию и убеждению. Это чистая произвольность».

Русским синонимом термина «волонтёр» является слово «доброволец», которое также ещё в Большой советской энциклопедии определяется как «лицо, добровольно поступившее на военную службу». Термин «доброволец» происходит от двух слов добро + воля и означает, по сути, человека, творящего добро по собственному желанию. В западном синониме отсутствует эта нравственная ориентация понятия. Здесь не отражается характер выполняемой индивидом деятельности, а лишь способ участия в ней (самостоятельно, произвольно).

В социологическом словаре: «человек, добровольно участвующий в какой-либо деятельности, не предусматривающей материального вознаграждения». В западной традиции «волонтёрство», применяется «для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества».

Религиозный субъект добровольного безвозмездного труда сформировался давно и связан в России в большей степени с христианством. Религиозные принципы базируются на альтруизме наиболее социально ответственных членов общества. Альтруизм представляет собой способность человека ставить благополучие других выше своего собственного. О. Конт считал развитие альтруистического сознания «показателем цивилизованности общества, приверженного позитивным ценностям». Лапина В. Г. отмечает, что альтруизм тесно связан с коллективностью.

В качестве этического императива проблема альтруизма присутствует в христианском учении, как моральная добродетель она сформулирована в знаменитом «категорическом императиве» И. Канта. «Альтруизм всегда лежал в основе благотворительной деятельности и в политическом отношении альтруизм является необходимым условием существования массовых политических партий и общественных организаций, где значительное число рядовых активистов работают бесплатно».

Роль протестантской этики в становлении капиталистического общества была проанализирована М. Вебером. В его работах рассмотрена и социальная функция религиозного труда. Религия, в частности протестантизм, рассматривает высокий уровень социальной организации жизни как религиозный долг служения Богу, добрые дела как знак избранничества. Религиозный долг человека - создание такой социальной организации жизни, которая бы своим совершенством служила славе Всевышнего. Русская монашеская святость дает множество примеров безвозмездного труда и сознательного занижения платы за труд. Некоторые формы труда, например, врачевание, вообще не должны были оплачиваться страждущими.

Появление массового нерелигиозного субъекта добровольного труда относится скорее к XX веку, хотя его зарождение наблюдается в XIX веке, как в западных странах, так и в России, в период развития капитализма. В это же время активно формируется концепция социализма-коммунизма. Социализм как учение в качестве идеала рассматривает общество, основанное на принципах социальной справедливости, свободы и равенства. Свободный труд свободных людей являлся идеалом социалистов-утопистов: Сен-Симон, Ш. Фурье рассматривали труд как наслаждение, расцвет способностей человека. Идеологи коммунизма К. Маркс, Ф. Энгельс считали, что с развитием производительных общественных сил труд на благо общества станет первой жизненной потребностью людей и станет по-настоящему свободным от принуждения и отчуждения.

Добровольность, бескорыстность, социальная направленность - три основных составляющих волонтёрского труда, обуславливающие его специфику. Добровольческий труд мало изучен с позиций отечественной социологии. Имеется три основных традиции изучения добровольческого труда. Волонтёрский труд рассматривается в контексте христианской традиции, как неотъемлемый аспект религиозной жизни. Также волонтёрский труд рассматривается с точки зрения марксистской идеологии как необходимый элемент для построения социалистического, следовательно, коммунистического общества. Ещё одним методом изучения добровольческого труда является рассмотрение его сквозь призму социетальной модели общества. Если воспользоваться данным методом, то волонтёрский труд будет определяться как фундамент построения гражданского общества.

Волонтёрская деятельность различается по формам. «Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, в общественных или частных организациях». Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах. Организованное волонтерство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно. Чем обширнее поставленная перед волонтёрами задача, тем больше вероятность того, что волонтёрство будет принимать организованную форму. Часто труд добровольцев носит характер разовых акций. Различной может быть и степень участия (вовлечённости) волонтёров в деятельность. «Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности».

2. Основные направления волонтерской деятельности

Наиболее актуальные для молодежи формы и направления волонтерской деятельности:

Работа с социально незащищенными группами населения. Добровольцы, выбравшие для себя это направление деятельности, отдают свое свободное время, оказывают помощь и поддержку пожилым людям, находящимся в доме для престарелых, сиротам в домах ребенка и детских домах. Старики и дети - это самые незащищенные категории, которые больше всего нуждаются в духовной поддержке, милосердии, ласке и внимании. Персонал домов-интернатов для детей и пожилых людей при всем своем желании не имеет физической возможности уделять в достаточной мере внимания каждому проживающему в таком учреждении. Волонтеры своим участием помогают пожилым людям достойно встретить старость, оказывают поддержку, потому что старики, как и дети, нуждаются в постоянной заботе, сочувствии и внимании.

Служба в больницах. На сегодняшний день в России еще не сложилась служба организации жизни ребенка в больнице, как, например, в ряде других стран. Потребность в волонтерах крайне велика. Однако специфика работы в этом направлении приводит к тому, что многие не выдерживают и уходят. Поэтому проблема отбора волонтеров, способных работать в больнице, оказывать действенную помощь является актуальной. Работа волонтера, даже если это всего несколько часов в неделю, помогает реализовать целостный подход к пациенту в больнице, дает шанс самим пациентам ощутить свою жизнь полноценной, а себя - нужным и важным кому-то человеком, личностью.

Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков. В помощи нуждаются как дети с нормальным, так и с нарушенным развитием. В рамках этого направления осуществляется: репетиторство, проведение праздников, организация досуга и др. Одной из основных проблем детей с особенностями психического и физического развития является отсутствие возможностей для социализации их в обществе здоровых людей. Контакт с волонтерами противодействует социальной изолированности детей - инвалидов, ведет к усилению толерантности общества по отношению к ним.

Профилактика здорового и безопасного образа жизни. Очень важным направлением является работа волонтеров с молодежью, направленная на оздоровление молодежной среды и профилактику наркотической и алкогольной зависимости.

В рамках реализации этой деятельности проводятся целенаправленные обучающие семинары, тренинги, антинаркотические акции, усиливается контроль над возможными каналами поступления наркотиков в молодежную среду. Также существуют такие формы работы, как работа телефона «Доверия», оказание консультативной помощи, психологической поддержки, проведение тематических «круглых столов» с привлечением специалистов.

Восстановление и сохранение памятников природы, истории и культуры. Охраняемые природные территории нуждаются в бескорыстной практической помощи добровольцев, - ведь именно добровольцы выполняют ту необходимую работу, на которую у сотрудников часто не хватает ни сил, ни средств, ни времени. Очень часто вход на эти территории закрыт для посетителей, только волонтерам разрешается побывать в местах, не тронутых цивилизацией, чтобы добрым делом помочь сохранить живое наследие нашей земли. волонтерский социальный психологический педагогический

Защита окружающей среды. Добровольческая деятельность по защите окружающей среды предполагает участие молодых людей в разнообразных акциях по привлечению внимания общества или власти к экологическим проблемам, требующим решения. Волонтеры оказывают помощь в распространении информации по различным экологическим проектам. Это прежде всего проведение лекций, рассказов о современных технологиях, позволяющих без больших затрат сделать свой быт и свое рабочее место экологичнее. Среди активных видов деятельности можно назвать экологические инспекции: выявление незаконных рубок деревьев и кустарников, несанкционированных свалок мусора и др.

Помощь животным. Добровольцы, принимающие участие в оказании помощи бездомным животным, стараются воплощать в жизнь идеи гуманного отношения к животным и внедрения действительно эффективных мер по сокращению численности беспризорных животных. Молодые люди занимаются просветительской деятельностью:

- регулярно проводят информационно-образовательные акции;

- распространяют материалы, целью которых является ознакомление граждан с проблемой беспризорных животных, раскрытие преступной деятельности «перекупщиков» и бродяг, объяснение необходимости и преимуществ стерилизации и т. п.

Творческая деятельность. Молодые люди, выбирающие для себя участие в эстетическом направлении добровольческой деятельности, имеют возможность приобщения к миру искусства, общения с музыкантами, художниками мировой величины, расширения кругозора в области художественного и музыкального искусства. Они оказывают помощь в реализации конкретных проектов, дежурят на выставках, концертах, раздают рекламные буклеты, программки концертов. Волонтеры, которые знают иностранные языки, могут прикрепляться в качестве сопровождающих к зарубежному музыканту, знакомить гостя с городом и т. д. Кроме этого, иногда требуется помощь в переводе зарубежных книг и других материалов, необходимых для планирования концертной деятельности.

Еще одним видом деятельности в этом направлении является работа в сети Интернет: поиск необходимой информации, оповещение слушателей о предстоящих концертах или выставках по электронной почте.

Волонтерами в сфере искусства могут быть как молодые люди, имеющие подготовку по предметам эстетического профиля, так и обычные студенты и школьники. Ребята, которые собираются связать свою жизнь с профессией в сфере искусства, получают возможность пополнения своего профессионального багажа, получения опыта, который необходим при устройстве на работу.

Краеведческая деятельность. Участие молодых людей в волонтерских проектах, посвященных изучению истории своего края, позволяет с помощью экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений расширять кругозор детей и подростков, прививать им разносторонние практические навыков, воспитывать в них патриотизм, любовь к отечеству.

Историко-просветительская деятельность. Среди задач, реализуемых в рамках историко-просветительского направления, можно назвать такие, как: поддержка инициатив и осуществление проектов, направленных на просвещение и воспитание молодёжи в духе идей ненасилия, миротворчества, уважения к правам человека, идеалам демократии и гуманизма, стимулирование участия молодёжи в общественно-полезной деятельности. Важным является прямой контакт молодёжи с историей, с её вещественными и документальными свидетельствами, а ещё лучше - с её живыми и активными участниками.

3. Принципы волонтерства

В статье 3 проекта Федерального закона о добровольчестве (волонтерстве, сформулированы основные принципы добровольческой (волонтерской) деятельности.

В первом подпункте расписаны все принципы, в соответствии с которыми осуществляется волонтерская деятельность, это:

1) принцип безвозмездности, добровольности, равноправия и законности деятельности добровольцев (волонтеров, т. е. деятельность волонтера не несет за собой материальной выгоды, его нельзя заставить в принудительном порядке участвовать в каких-либо мероприятиях и акциях и нарушать его законы.

2) принцип свободы в определении целей, форм, видов и методов в выборе добровольческой (волонтерской) деятельности. Волонтер вправе сам выбрать, в каком направлении ему осуществлять безвозмездную помощь;

3) принцип гласности и общедоступности информации о добровольческой (волонтерской) деятельности. Волонтер вправе знать все аспекты организации акций, мероприятий.

4) принцип гуманности, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении добровольческой деятельности. Волонтер не должен нарушать личное пространство, уважительно и с пониманием относиться к получателю услуг;

5) принцип равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой деятельности, т. е. абсолютно любой человек имеет право на оказание безвозмездной добровольческой помощи;

6) принцип солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой волонтерской деятельности подразумевает сплочение волонтеров ради достижения поставленной цели;

7) принцип безопасности для своей жизни и жизни окружающих. Волонтер обязан соблюдать требования, установленные настоящим Федеральным законом, а также нормы;

8) принцип равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в этой сфере. Волонтерские организации, и, непосредственно, волонтеры должны делиться опытом.

В пункте втором, этой же статьи говорится, что добровольческая (волонтерская) деятельность не может поддерживать определенные политические партии, общественные объединения и ассоциации, а также заниматься продвижением товаров, работ и услуг.

В третьем пункте указано, что добровольческая (волонтерская) деятельность не подменяет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий [48] Т. е. государственные социальные службы не в праве передавать полную ответственность волонтерам. Они могут лишь взаимодействовать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении.

Люди осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.

Волонтерская деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодренкова, Г. И. Добровольчество // Социальная работа. 2006. № 1. С. 135-153.

2. Большая советская энциклопедия: В 30 т. М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

3. Косова, У. П. Психологические характеристики волонтерской деятельности // Высшее образование сегодня. 2009. № 12. С. 64.

4. Кудринская, Л. А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика. // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 15-22.

5. Потапенко, О. В. Волонтёрство как активный вид деятельности по формированию гражданской ответственности и патриотизма студенческой молодежи. // БХСА, 2011. С. 4.

6. Сикорская, Л. Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного становления молодежи. // Знание. Понимание. Умение. 2009. №4. С. 127

7. Словарь терминов по теории социальной работы. Медведева, Е. С. М. : ТЦ Сфера, 2006.

8. Тематический словарь основных понятий и терминов социологии. М., 2003. 256 с.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Особенности работы тьютора в образовательной модели «Ресурсная группа» в ДОО Целью создания ресурсных групп в ДОО является не только подготовить детей к школе, но и обучить их навыкам самообслуживания и коммуникации,.

Особенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группеОсобенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группе Большевистская школа, Кольчугинский район Владимирской области. Воспитатель: Бурмистрова Анна Степановна. Особенности работы в сельской.

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Фотоотчет об акции «Перепись населения»Фотоотчет об акции «Перепись населения» Акция «Перепись» - распространение листовок среди населения Цели: формировать у детей элементарные знания о переписи населения и процедуре.

Участие детей младшей группы в волонтерской акции «Оберегая здоровье»Участие детей младшей группы в волонтерской акции «Оберегая здоровье» В марте и апреле 2021 года мы с малышами участвовали в волонтерских акциях «ОБЕРЕГая здоровье». Акция «ОБЕРЕГая здоровье» проводилась.

Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми»Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми» Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Особенности волонтерской работы с различными группами населения (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валерия Андреевна Ионова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности волонтерской работы с различными группами населения
Опубликовано: 13 июня 2023 в 20:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД