Получи документы

Особенности учебной деятельности младших дошкольников

Елена Хабибулина
Особенности учебной деятельности младших дошкольников

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Публикация «Особенности учебной деятельности младших дошкольников» размещена в разделах

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности.

Из различных взаимоотношений ребёнка со взрослыми может быть уже на этой ступени выделена и сформирована деятельность, которую мы назовём учением или учебной деятельностью. Характерным для этой деятельности является усвоение ребёнком знаний и умений.

Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.

При формировании учебных умений следует учитывать, что деятельность ребенка на четвертом году его жизни приобретает целенаправленный характер. Малыши уже могут сдерживать на некоторое время свои желания и действия, у них появляется стремление к самостоятельности и активности. Под руководством взрослого самостоятельность и активность постепенно приобретают осознанный характер. Это позволяет переходить от обучения, основанного на подражании действиям взрослых, к обучению, при котором организуется самостоятельная деятельность детей, направленная на выполнение определенного задания.

Эффективность обучающего воздействия на детей определяется характером требований, которые предъявляются к деятельности ребенка на занятиях. Указания, объяснения, наглядный образец должны быть направлены на организацию практической и игровой деятельности дошкольников, в ходе которой они усваивают определенные знания и умения. Поскольку дети этого возраста воспринимают пояснения взрослого как адресованные каждому из них лично, педагог, обращаясь к группе, называет имена воспитанников. На занятиях воспитатель, как правило, использует форму наглядно-действенного показа в сочетании со словесным пояснением. Указания, пояснения и показ должны быть четкими, точными, вызывать у детей непроизвольный интерес, носить форму целостной инструкции, не превышать 1—2 мин. Однако в том случае, когда дети только начинают овладевать новой деятельностью, лучше раскрывать ее содержание, используя поэтапную инструкцию.

Следует помнить, что в этом возрасте дошкольники только начинают овладевать навыками поведения на занятиях. Если в младших группах

ребенок привыкнет просто присутствовать на занятиях, не принимая в них активного участия, в дальнейшем перестроить его поведение будет трудно. Особенно это относится к тем детям, которые сидят спокойно, никому не мешают, но и ничего по-настоящему не усваивают, так как чаще всего выполняют задания на основе механического подражания сверстнику или образцу воспитателя. Очень важно с младшего дошкольного возраста приучать детей действовать на занятиях самостоятельно, осознанно воспринимать задание, а в дальнейшем и самостоятельно ставить перед собой цель деятельности.

В течение учебного года важно сформировать у детей интерес к учебной деятельности, под влиянием которого они будут стремиться поскорее закончить свои игры, выполнить установленные правила и подойти к воспитателю.

В ходе занятия необходимо вызывать у малышей положительные эмоциональные переживания. Общий эмоциональный подъем способствует формированию дружеских взаимоотношений. Само содержание занятий позволяет вызывать у ребенка радость от участия в совместной со сверстниками деятельности.

Организация детей на занятиях имеет свою специфику. В начале учебного года следует переводить детей от игры к занятию постепенно, используя для этого игровые моменты, занимательные задания. Так, педагог может собрать вокруг себя воспитанников и предложить послушать, что им скажет Петрушка. Петрушка достает из «чудесного мешочка» игрушку. Малыши усаживаются на стулья в кружок и начинают играть в игру «Чудесный мешочек». На занятиях по конструированию дети тоже могут сидеть полукругом на стульях. Воспитатель показывает, как строить мосты разной ширины. Затем дети сами строят мосты на полу. Можно организовать занятие за столами, сдвинув их короткой стороной. Дети усаживаются по обеим сторонам и после показа и объяснения педагога строят домики, в результате чего получается улица.

Педагог постепенно приучает воспитанников не мешать друг другу, пользоваться общим материалом. Во второй половине учебного года можно давать общий раздаточный материал для двух детей. В конце занятия можно предложить малышам помочь друг другу в уборке материала. Если дети отвлекаются, это следует расценивать как сигнал для переключения их внимания на новое содержание. Оживленность, общение друг с другом, хоровые ответы свидетельствуют о непосредственном интересе к занятию.

Постоянно, от занятия к занятию, следует воспитывать у дошкольников умение выполнять некоторые требования педагога (всем идти заниматься; слушать, что говорит воспитатель; выполнять задания по его указанию, не мешая при этом друг другу).

Необходимо стремиться к тому, чтобы этот опыт складывался у ребенка на основе понимания выдвигаемых требований, а не на основе механического послушания

В результате целенаправленной воспитательной работы дети приучаются к сдержанности, сосредоточенности, но формировать такое поведение следует путем использования игровых приемов, сюрпризных моментов, переключения внимания малышей во время занятий. Именно это дает возможность педагогу формировать у воспитанников интерес к занятиям, желание заниматься. Большое внимание воспитатель уделяет развитию детской активности, заинтересованности. Только при этом условии дети будут способны к некоторому напряжению сил, будут стремиться достичь результата, проявлять активность, прилежание.

Особенно важное место в умственном воспитании детей занимают дидактические игры. Это одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают

признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Дидактическая игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие, которое включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т. е. всех умственных способностей, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включены в современные программы дошкольного воспитания. ФГТ предъявляет к дидактическим играм большие требования. В них говорится: «Программа должна предусматривать решение программных

образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является дидактическая игра».

Таким образом, дидактическая игра является ценным средством повышения умственной активности детей, она активизирует психические

процессы и вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней ребенок охотно преодолевает значительные трудности, тренирует свои силы, развивает способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает у дошкольников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение и облегчает процесс усвоения знаний.

Публикации по теме:

Некоторые особенности игровой деятельности младших дошкольников Особенности игровой деятельности дошкольников. Изучение происхождения игры, как особого вида человеческой деятельности дает возможность.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников с ТНР при использовании коррекционного моделирования Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две группы: психологические и коммуникативные. Психологические предполагают достаточный.

Консультация для педагогов «Формирование учебной мотивации младших школьников» «Формирование учебной мотивации младших школьников» Для того, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, необходимо создать для этого определённые.

Некоторые особенности трудовой деятельности дошкольников Некоторые особенности трудовой деятельности дошкольников. Воспитатель: Большакова Ольга Львовна ГБОУ детский сад № 71 г. Санкт – Петербург.

Нестандартные уроки математики как педагогическое условие развития учебной мотивации младших школьников с ОВЗ Нестандартные уроки математики как педагогическое условие развития учебной мотивации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности требований матери к учебной деятельности своего ребенка младшего школьного возраста Существенные требования матери к учебе своего ребенка младшего школьного возраста В психологии (Л. И. Айдарова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,.

Особенности творческой изобразительной деятельности дошкольников Как отмечал Н. Н. Поддьяков, в возрасте 4-6 лет интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, способствующие изучению детьми внешней.

Родительское собрание на тему: «Формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности» Дата проведения: октябрь. Форма проведения: деловая игра в нетрадиционной форме Продолжительность: 60 минут. Ц е л ь: формирование педагогической.

Технология формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности,.

«Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников». Самообразование Cодержание I. Актуальность…. 3 II. Цель, задачи…. 4 Предполагаемый результат.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Особенности учебной деятельности младших дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Хабибулина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности учебной деятельности младших дошкольников
Опубликовано: 27 октября 2019 в 10:48
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД