Лучший педагог года

Особенности связи прокрастинации и стрессоустойчивости

Гирявая Валерия
Особенности связи прокрастинации и стрессоустойчивости

Социальные, экономические, политические условия современного мира требуют от людей высокой результативности, активности, жизнестойкости, умения ставить актуальные запросы личности и общества, задачи и навыки их эффективной реализации. Многозадачность, неопределенность и избыток информации обуславливают возникновение различных трудностей в достижении личных целей и трансформации социальных процессов. Одной из таких трудностей является прокрастинация.

Публикация «Особенности связи прокрастинации и стрессоустойчивости» размещена в разделах

Проблема прокрастинации актуальна сегодня и затрагивает каждого человека. С одной стороны, объективно требуется время для принятия решений, построения планов, с другой стороны, прокрастинация может приобретать тотальный характер, когда все дела откладываются постоянно.

Рассмотрим подробнее феномен прокрастинация. Термин «прокрастинация» (от английского «procrastination») обозначает откладывание, запаздывание, неначинание.

Я. И. Варваричева понимает термин прокрастинация, как «сознательное откладывание субъектом намеченных действий, несмотря на то, что это повлечет за собой определенные проблемы» [2].

Дж. Филлипс и Ф. Каннер придерживаются такого мнения, что любая привычка ведет к вознаграждению. В случае с прокрастинацией, вознаграждением считается избавление от стресса, хоть и на небольшой промежуток времени.

Далее рассмотрим понятие стрессоустойчивость. Термин «стрессоустойчивость» исследователями понимается по-разному. П. Б. Зильберман дает определение стрессоустойчивости как «интегративному свойству личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [3]. Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Н. Сирота, определяют стрессоустойчивость как копинг-механизмы и механизмы психологической защиты.

Высокая стрессоустойчивость способствует эффективному преодолению стрессовых ситуаций. Низкая стрессоустойчивость предполагает неэффективное разрешение стрессовой ситуации, с большими затратами ресурсов (временными, эмоциональными). Учитывая особенности преодоления стрессовых ситуаций высокую стрессоустойчивость можно соотнести с эффективными копинг-стратегиями поведения, а низкую стрессоустойчивость с неэффективными копинг-стратегиями поведения [1].

К. Лей провел исследование по прокрастинации и стрессоустойчивости. Он изучал связи между личностной тревожностью, состоянием тревожности, разновидностями совладающего поведения и прокрастинацией. Была выявлена связь между эмоционально-ориентированным копинг-поведением и состоянием тревожности на статистически значимом уровне [2].

Изучалось преодоление бессилия, вызванного прокрастинацией Л. Шуберт-Уолкером и Д. Стюартом. Исследование заключалось в проведение терапевтических сессий, в первой группе, с целью усиления чувства личной власти, во второй группе, традиционных навыков обучения. Было установлено, что первая группа продемонстрировала большее снижение уровня прокрастинации, чем вторая группа. Изменив личные шаблоны прокрастинации путём усиления личной власти в первой группе, исследователи выявили эффективность данной работы [4].

Факторы прокрастинации и её влияние на обучение студентов из университетов изучали С. Султан и Н. Хусейн. В результате исследования были выявлены факторы, вызывающие академическую прокрастинацию : недостаточная коммуникация, излишняя самоуверенность, лень, внешние отвлекающие факторы, недостаток мотивации и интереса, болезни, социальные и семейные проблемы, недостаток консультаций со стороны преподавателей [4].

С. Султан и Н. Хусейн сделали вывод, что «более внимательное отношение педагогов к обучению студентов, введение системы поощрений, развитие академических связей между студентами, разделение работы на более мелкие составляющие, — все это помогает снизить уровень прокрастинации» [2].

Прокрастинация ведет к повышению уровня тревожности и снижению успеваемости, что как результат может привести к отказу от дальнейшего обучения.

В некоторых отечественных исследованиях феномен прокрастинации рассматривают как избегающую стратегию поведения или эмоционально-ориентированную копинг-стратегию. Было установлено, что к частому использованию рационализации в качестве оправдания своего поведения прибегают прокрастинаторы [5].

Е. П. Ивтутина в своей работе обнаружила взаимосвязь между академической прокрастинацией и стратегией совладания «конфронтация» и психологическими механизмами «реактивное образование» и «замещение». Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты, склонные к прокрастинации имеют характеристики: конфликтность, несдержаны в проявлении негативных эмоций, часто проявляют импульсивность. Была обнаружена обратная корреляция между копингом «положительная переоценка» и академической прокрастинацией, промедлители трудности рассматривают как негативное явление, где отсутствуют позитивные моменты и не происходит личностного развития. Отрицательная корреляция была выявлена между высокоэффективной копинг-стратегией «планирование решения проблем» и прокрастинацией. Исходя из этого можно сказать, что прокрастинаторы не предпринимать реальных когнитивных и поведенческих действий для разрешения ситуации, а стараются скорее эмоционально совладать с проблемой. Для прокрастинаторов свойственно выбирать стратегии «Бегство-избегание» и «дистанцированние». Прокрастинаторы надеются, что для разрешения ситуации не нужно прилагать усилия и ситуация решится сама собой. У некоторых прокрастинаторов может присутствовать неоправданный перфекционизм, вследствие чего они склонны принимать на себя чрезмерную ответственность, и в итоге деятельность замирает из-за страха ошибиться и груза ответственности [5].

Таким образом, высокая стрессоустойчивость соотносится с эффективными копинг-стратегиями поведения, а низкая стрессоустойчивость с неэффективными копинг-стратегиями поведения.

Теоретический анализ связи прокрастинации и копинг-стратегий показал, что существуют прямые корреляционные связи стратегиями совладания «конфронтация», «дистанцирование», «бегство-избегание» и «принятие ответственности» и прокрастинации. Обратная корреляционная зависимость наблюдается между академической прокрастинацией и копингом «положительная переоценка» [5].

Таким образом, в имеющихся работах по связи стрессоустойчивости и прокрастинации, стрессоустойчивость чаще рассматривается как совладающее поведение или копинг-стратегии. В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что стрессоустойчивость личности связана с прокрастинацией, ее особенностями и характеристиками.

Список литературы

1. Бодров, В. А. Проблема преодоления стресса. «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению. Часть 1. // Психологический журнал / Ред. А. Л. Журавлев – 2006. - том 27, №2. – С. 122-133

2. Варваричева, Я. И. Феномен прокрастинации : проблемы и перспективы исследования/ Я. И. Варваричева // Вопросы психологии. - 2010. - №3. – С. 121 –131. 11

3. Зильберман, П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора / Зильберман, П. Б. : автореферат дис. … канд. псих. наук. / АПН СССР. Науч. -исслед. ин-т общей и пед. психологии. – М:б. и., 1970. – 15 с.

4. Карловская, Н. Н. Феноменологический опыт прокрастинации / Н. Н. Карловская. // Социальные проблемы современной России: возможности психологической помощи. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 11-12 ноября 2010 г.) / Под ред. Л. И. Дементий. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2010 – С. 133-137

5. Нартова-Бочавер, С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал: Московский городской психолого-педагогический университет - том 18. - 1997. - № 5. - С. 20-30. — URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=22582384 ( дата обращения: 20.12.2020). Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

Публикации по теме:

Фотоотчет об экскурсии в городское почтовое отделение связиФотоотчет об экскурсии в городское почтовое отделение связи Уважаемые коллеги! В своем блоге я рассказывала о том, что мы присоединились к проекту "Посткроссинг на МААМ". Сначала мы с детьми узнали,.

Фототчет «Средства связи»Фототчет «Средства связи» Уважаемые коллеги! Моя первая публикация была посвящена организации предметно-пространственной среды по формированию у детей представлений.

Фотоотчёт «Посткроссинг. Рязань на связи»Фотоотчёт «Посткроссинг. Рязань на связи» У крыльца в худой логушке деготь. Струи черные расхлябились, как змейки. Ходят куры черных змей потрогать И в навозе чистят клюв свой.

Сюжетно-ролевая игра «Салон сотовой связи»Сюжетно-ролевая игра «Салон сотовой связи» Фотоотчёт: Салон сотовой связи. Распределяя группу на зоны развития, отталкиваясь от интересов детей, сочли необходимым создать условия.

Межведомственные связи в работе с детьми по изучению основ ПДДМежведомственные связи в работе с детьми по изучению основ ПДД Участие представителя ГИБДД - Аржникова А. Л. в проведении досугов по профилактике дорожно-транспортного травматизма с дошкольниками.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Сообщение для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС» Педагоги и психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание. Период от рождения до.

Сохранение и укрепление здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологически обратной связи. Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Экскурсия в почтовое отделение связи в рамках проекта «Посткроссинг на МAAM. Дружат дети на планете»Экскурсия в почтовое отделение связи в рамках проекта «Посткроссинг на МAAM. Дружат дети на планете» С большим интересом и волнением мы с ребятами группы "Зайчата" присоединились к проекту "Посткроссинг на МААМ".В ходе проекта стали узнавать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Особенности связи прокрастинации и стрессоустойчивости (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Гирявая Валерия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности связи прокрастинации и стрессоустойчивости
Опубликовано: 10 января 2023 в 10:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД