Лучший педагог года

Особенности речевого развития дошкольников

Савина оксана
Особенности речевого развития дошкольников

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать. Представляю краткую характеристику речи дошкольников, начиная с года и до семи лет.

Публикация «Особенности речевого развития дошкольников» размещена в разделах

Особенности развития речи у детей в возрасте от 1 до 2 лет

В возрасте 1 года формируется активная речь. Слоги, вошедшие в лепет ребенка, в конце первого года жизни становятся составными частями произносимых им слов: "баба", "папа", "мама", "дай", "на", "бах", "ав" и др. Любой звук, слог, имеющий определенное смысловое содержание, для малыша - слово. Первые слова у всех детей одинаковы по звучанию, но могут быть разными по смыслу (это определяется взрослым). К концу года ребенок произносит около 10 простых, облегченных ("лепетных") слов, которые несут смысловую нагрузку. Некоторые слова и звуки, подкрепленные мимикой, начинают служить для него средством общения со взрослыми и детьми. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами.

Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На основании способности подражать растет словарь ребенка: если к концу первого года жизни у него насчитывалось 10 слов, то в 1 года 6 месяцев - 30, а к 2 годам - 300 слов. Со второй половины второго года ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями, а в год и 10 употребляет 2-4 словные предложения, но слова в таких предложениях еще грамматически не связанны между собой.

Особенности развития речи у детей в возрасте от 2 до 3 лет

После двух лет изучения предметов, обогащение впечатлений вызывает у малыша потребность их выразить, спросить что-то у взрослого, и именно сейчас ускоряется развитие активной речи.

Важным достижением ребенка является овладение слушанием речи, значительно увеличивается способность к концентрации. На втором-третьем году жизни дети охотно воспринимают рассказы, сказки и стихи, это слушание обогащает дошкольников познавательной информацией, вызывает эмпатийные переживания, знакомит ребенка с первичными нравственными ценностями. В это время пассивный словарный запас переходит в активный, актуализируется потребность высказываться, появляются первые вопросы. Если любознательность ребенка нормально удовлетворяется, то обогащение его активного словаря происходит очень быстро - к концу второго года жизни ребенок использует около 300 слов, а в конце третьего - уже 1200-1500.

К концу раннего возраста совершенствуется морфологическая структура речи - появляются падежные окончания, глагольные времена, множества. Основной частью активного словаря ребенка к концу раннего возраста являются существительные (до 60%, отражающие осведомленность в названиях предметов, явлений действительности, далее фигурируют глаголы (25%, прилагательные (около 12%).

Речь ребенка становится средством воздействия на собственное поведение, организатором собственных действий, в форме так называемой эгоцентрической речи, т. е. разговора ребенка с собой.

Хотя ранний возраст является сенситивным к речевому воздействию, однако развитие речи малыша происходит лишь при условии его активной стимуляции взрослыми.

В 2 - 3 летнем возрасте уже можно проводить с ребенком игры на развитие речи, активно заниматься развитием мелкой моторики : лепка, рисование, пальчиковые игры, различные мозаики и шнуровки, конструкторы. Также это период социализации ребенка, а значит актуальными становятся сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок может "примерить" различные роли и обыграть различные ситуации. Именно сейчас начинает происходить разделение полов и малышки начинают играть в игры для девочек, а малыши начинают отдавать предпочтение мальчишеским играм и игрушкам.

Сюжетно-ролевые игры являются мощным воспитательным инструментом. С их помощью можно непринужденно рассказывать ребенку о принятых в обществе нормах поведения, разбирать конфликтные ситуации и допущенные ребенком ошибки не травмируя его психику и не понижая самооценку.

На протяжении всего раннего возраста за счет исследования предметов совершенствуется зрительная и слуховая чувствительность ребенка. На третьем году жизни дети уже хорошо различают основные цвета и некоторые их оттенки. Восприятие предметов приобретает более целостный характер, развиваются ориентировочные действия, которые отделяются от практических и становятся собственно актами восприятия. К концу третьего года жизни ребенок уже практически ориентируется в ближнем пространстве, различает основные направления - вперед, назад, вверх и т. д. У него формируются первые временные ориентиры, хотя различия последовательности событий еще очень затруднено.

Очень активно в этом возрасте работает память ребенка - развивается узнавание, которое вступает в дифференцированный характер.

Дети раннего возраста, прежде всего, ориентируются на форму, а затем на размер и цвет предмета.

Его развитию способствует прослушивание сказок, рассказов и появление интереса ребенка к рисованию и другим видам творчества.

Особенности развитие речи у детей в 3 -4 года

В звуковом отношении речь трёхлетнего ребёнка далека от совершенства. Он может неправильно произносить шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч, сонорные (Р,РЬ,Л,ЛЬ) звуки. Речь звучит смягчённо («зюби» - «зубы», «толь» - «стол»). Кроме этого, детям этого возраста трудно даётся произношение двух-трёх рядом стоящих согласных звуков (Так называемое стечение согласных). Чаще всего ребёнок произносит один из этих звуков, остальные пропускает («туй» - «стул»). Слоговой состав слова в этом возрасте тоже нарушен – часто из слова выпадают неударные слоги, слоги пропускаются, переставляются, особенно в длинных словах («поподой» - «помидор», «мицинел» - «милиционер»). Но в целом речь трёхлетнего ребёнка понятна окружающим. Ребё нок 3-4 лет активно осваивает грамматические формы: единственное и множественное число существительных (рука-руки, мяч-мячи, согласование прилагательных с существительными в роде (красный шар, красная кофта, красное яблоко, согласование глагола прошедшего времени с существительным (папа пришёл, мама пришла, склонение существительных (игрушке, игрушкой). Активный словарный запас (то есть те слова, которые ребёнок употребляет в речи) четырёхлетнего ребёнка достигает 1000 и более слов. Своё развитие получает в этом возрасте и связная речь: ребёнок легко отвечает на вопросы простыми распространёнными предложениями, может описать предмет 2-3 предложениями.

Особенности развитие речи у детей в 4 -5 лет

К пяти годам дети должны научиться правильно выговаривать все звуки родного языка. Но на пятом году ещё допускаются ошибки в произношении шипящих (Ш,Ж,Ч,Щ) и сонорных (Р,РЬ,Л,ЛЬ) звуков. Слоговой состав слов не должен быть нарушен. В этом возрасте дети начинают осваивать образование множественного числа родительного падежа существительных (одна кукла - много кукол, согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже (видела полосатых котят, играю с полосатыми котятами). В большинстве случаев на пятом году жизни ребёнок правильно употребляет предлоги пространственного значения (в, на, под, у, около). Словарный запас пополняется определениями (смешной, отличный, неряшливый) и глаголами повелительного наклонения (встать, лежать). Активный словарь пятилетнего ребёнка составляет 2500 – 3000 слов. Ребёнок свободно использует обобщающие слова, группирует предметы по родовым признакам (одежда, мебель, посуда, овощи и т. д.). В этот период происходит становление монологической речи. Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию, способны пересказать сказку, короткий рассказ. На пятом году жизни совершенствуются средства выразительности высказывания: темп, высота и сила голоса. Речь ребёнка 5-6 лет. Дети этого возраста должны уметь правильно произносить самые трудные звуки: свистящие (С,СЬ,З,ЗЬ,Ц). шипящие (Ш,Ж,Щ,Ч) и сонорные (Р,РЬ,Л,ЛЬ). Кроме этого, у детей совершенствуется фонематическое восприятие – они различают заданный звук среди других звуков, выделяют из группы слов, фраз слова с заданным звуком. Ребё нок этого возраста уже может сравнивать свою речь с речью окружающих и устанавливать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов. На шестом году жизни в речи ребёнка присутствуют все части речи. Он умеет образовывать слова с помощью суффиксов (футбол - футболист, приставок (ехал - приехал, уменьшительно-ласкательные формы (мячмячик). Правильно употребляют существительные в родительном падеже множественного числа (много стульев, окон, песен). К шести годам ребёнок углубляет и уточняет свои познания об одном и том же предмете. Он может охарактеризовать предмет по разнообразным качествам: величина, форма, цвет, вкус. материал изготовления, сфера применения. (Это яблоко. Оно круглое, зелёное, большое, сладкое. Это фрукт, его едят). Связная речь является показателем речевого развития ребёнка. Шестилетний ребёнок способен составить рассказ по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Кроме того, он может вообразить события, предшествующие изображённым на картине, и последующие. Дети шести лет способны анализировать звуковой состав слова (определять количество звуков в словах из 4-5 звуков, сравнивать слова по количеству звуков. Так же способны анализировать словесный состав предложения из 2- 3 слов.

Особенности развитие речи у детей в 6 -7 лет

Ребёнок 6 лет должен правильно выговаривать все звуки родного языка и различать эти звуки (выделять, слышать) в речи окружающих. Дети шести лет употребляют все части речи, в том числе причастия (игравший) и деепричастия (вставая). Они умеют согласовывать прилагательные в роде и числе (красный шар, красная блузка, красное яблоко, красные цветы). Правильно употребляют родительный падеж множественного числа существительных (много стульев, гусей, мест, зим). Употребляют не только простые, но и сложные предложения (Не пойду гулять, потому что… Помогу, если). Дети этого возраста правильно согласовывают слова в предложении. Самостоятельно образовывают однокоренные слова (зима - зимний, лес-лесник-лесовик). Речь детей насыщена обобщающими словами (посуда, мебель, инструменты, овощи, фрукты, домашние и дикие животные). Активно используют синонимы (простой - несложный, чужой - неродной, ласковый -беззлобный) и антонимы (горячий - холодный, храбрый - трусливый). Ребёнок этого возраста способен объяснить многозначность слов (Ключ – это). У ребёнка седьмого года жизни хорошо развита диалогическая речь : отвечает на вопросы, подаёт реплики, задаёт вопросы. Свободно пользуется интонациями. Способен построить краткое монологическое высказывание. Рассказывает грамматически правильно, последовательно и связно.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Дидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольниковДидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольников Все знают, как важно развивать речевое дыхание детям с задержкой речевого развития, для освоения детьми правильного звукопроизношения. У.

Мастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания для младших дошкольников «Оживи картинку»Мастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания для младших дошкольников «Оживи картинку» Мастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания для младших дошкольников "Оживи картинку" 1. Для изготовления игры для развития.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Пособие для развития речевого дыханияПособие для развития речевого дыхания Пособие для дыхательной гимнастики своими руками Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает.

Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС»Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС» С целью систематизации знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников в ДОУ прошел педсовет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности речевого развития дошкольников
Опубликовано: 29 июня 2023 в 15:23
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности речевого развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Савина оксана на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД