Папки-передвижки

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Юлия Федорченко
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация: в статье анализируются особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Авторы рассматривают особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста исходя из психологофизиологических особенностей данного возраста.

Публикация «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: дошкольный возраст, речь, речевое развитие в ДОУ, задачи речевого развития.

Развитие речи у детей понимается как основной показатель интеллектуального развития. Естественно, развитие мышления и речи, как психических процессов, тесно взаимосвязаны. Но развитие речи составляет только часть общего интеллектуального уровня личности ребенка.

Надо учитывать, что для дошкольника речь – это многофункциональное средство. При помощи речи «он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Речь помогает ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности» [1, с. 8]. Посредством речевой деятельности дети воспринимают и используют окружающие их образы.

Для детей старшего дошкольного возраста «в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир» [2, с. 47]. В то же время дети учатся говорить и стремятся, чтобы их поняли.

К тому времени, когда будет пора идти в школу, старшему дошкольнику необходимо знать и использовать много слов, грамотно и связно строить свою речь, получать познавательную информацию, общаться со сверстниками и взрослыми.

Психологические особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год жизни диктует свой темп и ритм. Речевые умения и навыки за такой отрезок времени изменяются кардинально. Активный словарь ребенка этого возраста количество слов увеличивается почти в два раза. Высказывания становятся более образными и эмоциональными.

В. Г. Дмитриева отмечает, что «речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь» [2, с. 48]. Связной называют такую речь, «которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями» [2, с. 49].

Полноценное речевое развитие детей старшего дошкольного возраста «позволяет им излагать свои мысли понятным языком» [3, с. 28]. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя. «Если ранее слова сопровождали действие, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план» [3, с. 29].

Важным моментом является появление сравнительно новых речевых форм деятельности. Родителям важно понимать, что «каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития» [1, с. 13]. Замечая у своего ребенка проблемы в развитии речи, не следует сравнивать его с другими. Однако оставлять без внимания этот вопрос также нельзя.

Помощь родителей необходима старшему дошкольнику в полноценном познавательном речевом развитии. Дети при своевременной поддержке родителей успешно продвигаются в эффективном формировании словарного запаса, словотворчестве, развитии качественных умений словесного описания.

Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. «Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования» [2, с. 49]. Полноценное общение детей создает подходящие условия для запуска природного механизма развития общих речевых навыков. Занимаясь какой-либо деятельностью, дети постоянно говорят. Они сопровождают словами свои действия, обращаются друг к другу. Любопытный момент, дети часто при общении принимают точку зрения партнера по игре. Они никогда не интересуются, понял ли их собеседник. Срабатывает критерий – раз произнесено, значит, должно быть понято. Тем более, что говорящий обязательно употребляет слова, которые привлекают внимание: посмотри, видишь, послушай и т. п. Общение старшего дошкольника со взрослым чаще имеет познавательный характер. Совместная беседа строится вокруг бытовых тем, «родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка». Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.

Таким образом, речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.

Список литературы:

1. Александрова О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4–6 лет. – М. : Эксмо, 2018. – 48 c.

2. Дмитриева В. Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5–6 лет. – М. : АСТ, 2019. – 256 c.

3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5–7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации (по ФГОС, дополн. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 272 c.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Конспект речевого развития старшего дошкольного возраста «Путешествие в джунгли»Конспект речевого развития старшего дошкольного возраста «Путешествие в джунгли» Цель: создать условия для формирования у детей умения составлять текст повествовательного типа Программные задачи: I. Обучающие: - продолжать.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 апреля 2023 в 10:20
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Федорченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД