Получи документы

Особенности развития сенсорных и моторных функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Попова Диана
Особенности развития сенсорных и моторных функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Пояснительная записка.

В статье рассматривается малоизученная проблема исследования развития сенсорных и моторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи. Е. Ф. Архипова, Т. Г. Визель, Л. Г. Парамонова и прочие, отмечают рост количества детей с различной речевой патологией. При этом увеличилось количество дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи.

Публикация «Особенности развития сенсорных и моторных функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

У дошкольников с общим недоразвитием речи выявляется недостаточная сформированность сенсорных и моторных функций, что отрицательно сказывается на их готовности к обучению грамоте в дальнейшем. Своевременное развитие сенсорных и моторных связей является значимым фактором в развитии речи, а в дальнейшем эффективной подготовки дошкольников рассматриваемой категории к обучению письму и чтению.

В статье дан краткий анализ научных трудов по проблеме исследования сенсорных и моторных функций у детей старшего дошкольного возраста, а также представлена их краткая характеристика развития у детей с нормой речевого развития и их сверстников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: дошкольники, сенсорные, моторные, функции, развитие, исследование.

Введение

Проблема обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи является весьма актуальной в современной педагогике. В последние годы, как указывает Г. А. Урунтаева, подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет. Дети с речевой патологией, в том числе с общим недоразвитием речи, как правило, имеют трудности в обучении, так как на основе речи и ее смысловой единицы-слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, память.

В современной педагогической литературе общее недоразвитие речи рассматривается как сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы (Р. Е. Левина, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие). У детей с ОНР отмечается бедный словарь, аграмматизмы в речи, полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушение фонематического восприятия и слоговой структуры слова. Эти нарушения речи негативно сказываются на психическом и личностном развитии ребенка, и являются причиной стойкой неуспеваемости в школьном возрасте. Поэтому своевременное выявление детей с общим недоразвитием речи и раннее начало коррекционной работы с ними является важнейшей задачей современной педагогики.

Вместе с тем, все еще остаются мало исследованными многие формы целостной поведенческой активности ребенка. Для получения положительного результата в работе с детьми с ОНР необходимо изучение развития сенсорных и моторных реакций в онтогенезе человека. Онтогенетическое исследование сенсорных и моторных реакций позволяют раскрыть закономерности формирования целенаправленных движений на разных этапах развития ребенка, проанализировать становление механизмов и структуры произвольных реакций человека. В связи с последними достижениями возрастной психофизиологии и нейропсихологии одной из актуальных проблем является изучение закономерностей развития сенсорных и моторных реакций ребенка с позиции структурно-функционального созревания мозга.

Как указывают В. Ю. Авдонина, Е. Ф. Архипова, Т. Г. Визель, Н. В. Серебрякова и прочие исследователи, наилучшие результаты при работе с детьми с общим недоразвитием речи достигаются при комплексном подходе, а именно при совместной работе целого ряда специалистов. Важная роль при этом принадлежит и воспитателю, работающему в специализированном детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи. Совместная работа логопеда и воспитателя позволяет достигнуть положительных результатов при работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Одним из важнейших направлений в комплексе коррекционно-развивающих мероприятий с данной категорией детей является развитие мелкой моторики рук, поскольку существует онтогенетическая взаимозависимость между уровнем сформированности мелкой моторики и уровнем развития речи. Такие авторы, как Н. М. Кольцова, А. Л. Сиротюк, Л. В. Фомина, Т. П. Хризман и другие, подчеркивают значимость данного направления работы для преодоления недоразвития речи у детей.

Кроме этого самым важным является восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой, а также развитие обеих сфер. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления).

Целью данного исследования является изучение особенностей сенсорного и моторного развития у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Основная часть.

Сенсорное развитие - это развитие процессов восприятия, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Л. А. Венгер считает, что процесс сенсорного воспитания происходит последовательно и планомерно, ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе.

А. В. Запорожец понимает под сенсорным воспитанием формирование у детей процессов восприятия, ощущения, наглядного представления.

А. Р. Лурия дает такую характеристику восприятию: «Восприятие – сложная аналитико-синтетическая работа, выделяющая одни существенные и тормозящая другие несущественные признаки и комбинирующая воспринимаемые детали в одно осмысленное целое».

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему, хорошо разглядеть, понюхать и попробовать на вкус. Только так он на начальном этапе своего развития воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и так далее.

Занятия по сенсорике, которые направлены на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

По-мнению X. Дельгадо, всё воспитание и создание высших психических функций возможно только на основе развивающегося мозга. Он писал, что человек - функциональное триединство - сенсорной информации, поведенческих реакций, то есть ВПФ, и интрацеребральных процессов (мозга). Все эти три компонента в равной степени важны и неразрывны для развития ребенка.

Исследования различных авторов области нейропсихологии и нейрофизиологии показали, что «невостребованные» зоны мозга, то есть те, которые не получали нужной сенсорной информации, задерживаются или отстают в развитии.

Поэтому сенсорное воспитание очень значимо для развития ребенка. Оно является основой для интеллектуального развития, упорядочивает представления ребенка, которые он получил при взаимодействии с внешним миром, готовит к реальной жизни и обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; также развивает наблюдательность, внимание, воображение; влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности и обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

Моторика - двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения той или иной задачи.

Различают общую и мелкую моторику, а также мимическую и артикуляционную.

Под общей моторикой понимается осуществление движений крупными мышцами тела. Соответственно, крупные мышцы рук и ног прорабатываются в процессе освоения ребенком навыков хождения, управления столовыми приборами. Это основа физического развития человека, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Под мелкой моторикой рук понимается совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной при выполнении мелких и точных движений кистями или пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, которые формируют в дальнейшем навыки письма. Как и общая моторика, мелкая имеет тоже очень большое значение для развития ребенка и его процессов. Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Ведь мозг человека устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные его центры. А центры мозга, которые отвечают за моторику и речь, находятся достаточно рядом и тесно взаимодействуют друг с другом, поэтому их еще называют речедвигательный центр, или зона Брока коры головного мозга. Развивая мелкую моторику,мы параллельно активизируем весь речедвигательный центр.

Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.

Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими психическими процессами, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, у которого высокий уровень развития мелкой моторики, речевое развитие будет формироваться в соответствии с возрастной нормой.

Путь развития восприятия ребёнка сложен. Много интересных и больших изменений происходит впервые годы жизни ребенка. О. В. Баженова утверждает, что эти изменения, в первую очередь, относятся к развитию основных видов чувствительности.

Нормальное сенсорное и моторное развитие является основой психического развития ребенка, поэтому формирование высших психических функций, в особенности речи, рассматривается Е. Ф. Архиповой в тесной взаимосвязи с сенсорным развитием ребенка.

Урунтаева Г. А. выделяет три периода сенсорного и моторного развития: младенческий возраст, ранний возраст и дошкольный возраст.

Г. А. Урунтаева в своей работе пишет, что органы чувств человека начинают функционировать с самого его рождения. Но при этом развитие сенсорных и моторных функций у младенца происходит не одновременно. В этом возрасте важнейшей особенностью развития является то, что высшие анализаторы - зрение, слух - опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребёнка, а значит, определяет ведущее значение условий жизни и воспитания в этом процессе.

Совместная работа зрительного, слухового, речедвигательного и двигательного анализаторов является основой для нормального развития речи ребенка.

Сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служат показателем его общественного развития.

Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Е. М. Мастюкова выделяет три клинических группы ОНР у детей.

Первая группа имеет признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы и в их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов.

С психическойстороны у этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости и очень слабая регуляция произвольной деятельности. Отсутствие парезов и параличей свидетельствует о сохранности у них первичных зон речедвигательного анализатора. Но могут наблюдаться минимальные неврологические дисфункции, которые в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и несформированностью кинестетического и динамического праксиса.

У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетический энцефалопатический симптомокомплекс нарушений.

При неврологическом обследовании таких детей, выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, которая свидетельствует не только о задержке созревания ЦНС, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур.

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей второй группы выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой работоспособностью.

У детей третьей группы имеет место наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия. У этих детей имеется поражение корковых речевых зон головного мозга и в первую очередь зоны Брока. При моторной алалии имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения. Характерными признаками моторной алалии являются следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи – фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи.

Заключение

При написании курсовой работы, мною были изучены теоретические подходы к исследованиям сенсорных и моторных функций, выделеныособенности развития сенсорных и моторных функций в онтогенезе и выявлены особенности развития сенсорных и моторных координаций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

На сегодняшний день очень большое количество детей с речевыми нарушениями, да и вообще с различными нарушениями, обучаются в общеобразовательных учреждениях. Нарушения развития речи сказываются на ребенке отрицательно, затрудняется познание мира, большинство таких детей становятся замкнутыми в общении, а поведение их становится спонтанным. Без внимания не остаются и моторные функции, которые у таких детей отстают по норме развития.

Ребенок с самого своего рождения начинает познавать окружающую его действительность сначала при помощи ощущений (сенсорика, а когда уже формируется навык сидения и хождения, то для познания мира подключаются общая и мелкая моторика. То есть можно с уверенностью говорит о том, что сенсорика и моторика взаимосвязаны между собой. Умение согласовывать движения с работой зрительного и слухового анализаторов является сенсомоторикой. Этот термин ввели еще советские ученые Н. А. Бернштейн и П. К. Анохин в своей работе по изучению понятия «рефлекторная дуга».

Но развитие сенсорных и моторных функций в младенческом возрасте происходит не одновременно. В этом возрасте активно развиваются все органы чувств, и развитие восприятия ребенка претерпевает сложный путь. Такие высшие анализаторы, как зрение и слух опережают развитие руки, как органа осязания и движения. Это связанно с тем, что первая сигнальная система, которая отражает объективную реальность, поддерживает импульсами вторую сигнальную систему, которая обладает сигналами, образующими чувства.

В работах Г. А. Урунтаевой выделяют следующие особенности сенсорного развития в раннем детстве:

1) складывается новый тип внешних ориентировочных действий;

2) примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам;

3) возникают представления о свойствах предметов;

4) освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности.

Для детей 3-4 лет наиболее значимым является развитие сенсомоторики на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Незрелые анализаторные системы требуют еще поддержки моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения двигательных навыков требуется сенсорная поддержка. Для детей 4-5 лет более значима сенсорная интеграция, а именно обработка более тонких дифференцированных движений под контролем системы восприятия. Для 5-6-летнихдетей ведущим считается психосенсомоторное развитие.

Можно сделать вывод, что сенсорные возможности не являются врожденными, они в процессе онтогенеза развиваются в течение всего дошкольного возраста параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и могут служить показателем его развития в целом.

Но совершенно другая картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. Если при некоторых речевых нарушениях наблюдается моторная недостаточность, то она проявляется лишь в дошкольный период, а к школе сглаживается. Но при ОНР моторная недостаточность не сглаживается, а лишь усиливается и закрепляется без соответствующей коррекционной работы. У большинства таких детей, как показывают исследования, несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: общей, мелкой, мимической и артикуляционной. Также наблюдаются трудности в регуляции и контроле произвольных движений, захвата. Все выше сказанное затрудняет развитие у такого ребенка навыков самообслуживания, а именно застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков, пользование столовыми приборами и прочими предметами той или иной деятельности. Если у ребенка все это не получается, то и мотивации никакой не будет. Если отсутствует мотивация, то отсутствует и потребность в данной деятельности и в попытках захвата различных предметов. Ребенок не будет в достаточной мере ощущать все особенности различных предметов и, тем самым, познавать окружающий его мир. Без сформированности этих процессов, тактильных ощущений, не будет развиваться и сенсорика.

По мнению разных авторов,Р. Е. Левиной, Р. А. Белова-Давида, О. Н. Усановой, Т. Н. Синяковой, И. Т. Власенко, А. П. Вороновой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Т. Н. Волковской, у детей с ОНР сенсорное развитие имеет свои особенности в развитии. Такие дети затрудняются в анализировании предметов, выделении нужных свойств, а также в обозначении этих свойств словом. Дети с ОНР путают не только названия цветов, но и геометрических фигур. Они с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях и не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают. Для детей с ОНР, у которых большинство процессовзамедленны, особенно важно развивать сенсорную сферу.

В итоге формирование сенсорных и моторных функциях у детей с общим недоразвитием речи грубо нарушено. С помощью сенсорных функций, а именно зрительного и слухового анализаторов, тактильных ощущений, моторных функций ребенок познает окружающую его действительность. Но так как выше перечисленные процессы у детей с ОНР не сформированы, то они не могут в достаточной мере познать всю окружающую их действительности. Это скажется на развитии речи, на овладении навыками письма, чтения, и вообще на развитие учебной и познавательной деятельности в целом.

С помощью комплексной работы различных специалистов: воспитателя, логопеда - дефектолога и других, все этипроблемы можно преодолеть. Логопедия представляет собой особый раздел педагогики, который направлен на изучение, воспитание и обучение людей всех возрастов, которые страдают речевой патологией.

Осуществляя работу, специалист обязан учитывать, кроме осуществления основных и коррекционных задач связанных с закреплением речевых навыков и развитием, становление и развитие у детей игровой деятельности, развитие пальцевой моторики, памяти и внимания, а также совершенствование различных видов мышления ребенка.

Список литературы

1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. Пер. с англ. А. Б. Леоновой. – 2-е изд. - М. : Прогресс, 1989. – 319 с.

2. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Попул. пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.

3. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / под ред. О. Г. Газенко ; изд. подгот. И. М. Фейгенберг ; редкол. : А. А. Баев (пред.) и др. ; АН СССР. — М. : Наука, 1990. — 227-313 с.

4. Бине А. Измерение умственных способностей / Пер. с франц. - СПб. : Дельта, 1999 – 431 с.

5. Венгер Л. А., Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада//. Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1995. – 144 с.

6. Венгер, Л. А., Мухина, В. С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. - с. 14.

7. Гамезо М. В., Матюхина М. В., Михальчик Т. С. Возрастная и педагогическая психология – М. : Просвещение, 1984. (3 пункт)

8. ДубровинаИ. В., АндрееваА. Д., ДаниловаЕ. Е., Вохмянина Т. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Академия, 1998. 3 пункт

9. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999.-320 с.

10. Запорожец А. В., Венгер Л. А. Формирование восприятия у дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1990 – 280 с.

11. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве /Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. – М. : Просвещение, 1996 – 302 с.

12. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец, А. В., Усова, А. П. - М. : Академия педагогических наук, 2003.

13. Запорожец А. В., Неверович Л. З. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, Л. З. Неверовича. – М. : Просвещение, 1992 – 420 с.

14. Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011.]

15. КузнецоваЛ. В., ПереслениЛ. И., СолнцеваЛ. И. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2002. – 3 пункт

16. Лурия А. Р. Язык и сознание. / Под редакцией Е. Д. Хомской. –– М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с.

17. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. - М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития сенсорных и моторных функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 27 февраля 2023 в 22:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД