Папки-передвижки

Особенности развития мелкой моторики у дошкольников

Кристина Кривцова
Особенности развития мелкой моторики у дошкольников

Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Публикация «Особенности развития мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Мелкая моторика развивается, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет. Если вложить в руки новорожденного палец или другой продолговатый предмет, новорожденный так цепко обхватывает его, что ребенка можно поднять в воздух и продержать в висячем положении около минуты. После появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля движений, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт - отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Рука ребенка – дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Наблюдения за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш. Кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности ребенка к школе. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики является важной частью подготовки к школе. Поскольку уровень ее развития – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь.

Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет понимать, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики актуально еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Они укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы.

Существует множество способов развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Можно использовать разные виды предметно-практической деятельности (аппликация; лепка из пластилина, теста, глины; рисование с помощью различных методик и др.). Сейчас очень популярны такие техники работы с бумагой, как «оригами». Хорошо стимулируют развитие мелкой моторики нанизывание бус, перебирание различных круп, семян, пуговиц.

С детьми младшего дошкольного возраста можно поиграть в следующие игры.

Игра с массажным мячиком (катаем мячиком по ладошке ребёнка и одновременно проговариваем слова) :

Я мячом круги катаю,

Взад-вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто бы сметаю крошку,

И сожму его немножко

Как сжимает лапку кошка,

А потом я разожму,

И другой рукой начну.

Ещё одна замечательная игра на развитие мелкой моторики, в которой используется суджок (надевается суджок по очереди на каждый пальчик ребёнка, произнося следующие слова) :

Дождик капал на ежонка,

Дождик капал на зайчонка,

Дождик капал на лисёнка,

Дождик капал на волчонка,

А на мишку не попал,

Он в своей берлоге спал!

(в конце игры большой пальчик прячем в кулачок)

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки с самого раннего детства, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косы и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить поделки из бумаги, картона и других подручных средств. Если будут развиваться пальцы рук, то у детей будут развиваться мышление и речь, следовательно, не возникнут проблемы в процессе обучения в школе.

Таким образом, можно сказать, что мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто, в сочетании со зрительной и слуховой системами, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья ребенка.

Публикации по теме:

«Скрепочки». Игра для развития мелкой моторики и знания цвета для дошкольников«Скрепочки». Игра для развития мелкой моторики и знания цвета для дошкольников Большое количество игр придумано для дошкольников. Их большое изобилие дома, в детском саду,в развивающих центрах,и т. д. Но наиболее любимыми.

Дидактическое пособие из фетра для развития мелкой моторики «Рыбки» для дошкольниковДидактическое пособие из фетра для развития мелкой моторики «Рыбки» для дошкольников Эти красивые рыбки, будут способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. А также закреплению знаний.

Использование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольниковИспользование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольников Уважаемые коллеги! Все воспитатели знают как дети любят что- то новенькое! Одни и те же игры и игрушки быстро надоедают, дети теряют к.

Картотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПРКартотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР «Сухой бассейн» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Оборудование: ёмкость.

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНРИспользование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольниковНетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Нетрадиционные техники аппликации как способ развития мелкой моторики дошкольников Нетрадиционные техники аппликации как способ развития мелкой моторики дошкольников В век развитых технологий – роботов, компьютеров, айфонов,.

Библиотека изображений:

Публикация Особенности развития мелкой моторики у дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Кристина Кривцова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности развития мелкой моторики у дошкольников
Опубликовано: 9 января 2024 в 15:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД