Папки-передвижки

Особенности развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием

Наталья Золина
Особенности развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Ее освещали в своих трудах Иван Михайлович Сеченов, Иван Петрович Павлов, Алексей Алексеевич Ухтомский, Владимир Михайлович Бехтерев, Александр Романов Лурия и другие.

Учеными доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

Публикация «Особенности развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием» размещена в разделах

Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У детей с нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательной деятельности и с возрастом существенно влияет на формирование самообслуживания и эффективность обучения в школе.

Итак, Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью развития ребенка с первых дней жизни и позволяет ребенку изучать окружающий мир. В дошкольном возрасте моторное развитие составляет фундамент умственного развития. Многие педагоги и психологи считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости.

К лицам с нарушением умственного развития относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер.

Выделяют четыре степени нарушения интеллекта при умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

Уровень развития моторики умственно отсталых детей, по мнению ученых, соответствует уровню их интеллектуального развития.

Василий Маркович Мозговой отмечает, что сложные двигательные навыки у детей с недоразвитием интеллекта формируются значительно медленнее, чем у детей с сохранным развитием.

У детей с интеллектуальным недоразвитием отмечается низкая двигательная активность. Комплекс оживления появляется к 1,5 годам, однако даже тогда он недостаточно выраженный. Нет активного хватания, пальцевой захват недостаточен, не сформированы повороты, накладывания, сопоставления, вталкивания. Разнообразие форм хватания — от подгребания до пальцевого захвата — формируется только при непосредственном участии взрослого.

Своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с предметами не происходит, не возникает новая форма общения - жестовая, тем самым и предметная своевременно не формируется. Несовершенство мелкой моторики обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания. Мелкая моторика детей с интеллектуальным недоразвитием имеет свои особенности, которые выражаются в: неловкости, несогласованности движений рук, бесцельности, недостаточной способности к тонким и точным движениям, недостаточной способности к быстрой смене моторных установок, нарушением точности и темпа движений рук. Недостатки в моторной сфере очень часто проявляются в многообразных стереотипно повторяющихся движениях.

Грубые нарушения моторики наблюдаются при тяжелой степени умственной отсталости. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Однако дети с тяжелой умственной отсталостью так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя.

Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности умственно отсталых детей. У многих отмечается недостаточная «готовность руки к письму» : Их рисунки выполнены нетвердыми, неровными линиями, карандаш удерживают пальцами всей кисти; движения пальцев руки мало дифференцированы и осуществляются с включением мышц предплечья. Приступая к новому заданию, по мнению Леонида Владимировича Занкова, долго не могут сосредоточиться на последовательности выполнении операций. Движения их суетливы, неловки, хаотичны, пальцы рук непослушны. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности, находят свое отражение и в речевой деятельности.

Для преодоления данных недостатков требуется проведение целенаправленной коррекционно-педагогической работы. Данная работа направлена на формирование навыков самообслуживания, включение их в социальную среду и подготовку детей к школьному и трудовому обучению.

Еленой Анатольевной Екжановой и Еленой Антоновной Стребелевой разработана программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», в которой отдельным подразделом авторы выделяют «Развитие ручной моторики и подготовку руки к письму». Все четыре года обучения большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, формированию хватания, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки и развитию согласованности действий обеих рук, формированию навыков удержания пальцевой позы, одновременного выполнения движения пальцами и кистями обеих рук. Авторы программы считают, что работа над развитием всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления различных видов деятельности, является предпосылкой для становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук должна носить систематический характер. Во время занятий необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Главное, чтобы занятия приносили ребенку положительные эмоции, что будет вызывать интерес к познанию и приведет к успеху в развитии мелкой моторики.

В этом направлении представлен огромный выбор различных методов и приемов.

Для успешного результата работы в первую очередь необходимо обеспечить единство работы педагога дефектолога, воспитателя и других специалистов. Помимо специально организованных занятий, данная работа должна быть включена в различные виды деятельности: -в содержании других занятий - в содержании физкультминуток;- в режимных моментах;- на прогулке;

Необходимым условием является развивающая предметно-пространственная среда.

Важным условием эффективной работы является совместная работа педагогов и родителей. Необходимо повысить уровень грамотности родителей по данной теме.

Подводя итог, мы подходим к выводу, что мелкая моторика рук у детей с интеллектуальным недоразвитием имеет свои особенности, что затрудняет овладение навыками самообслуживания, письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребенка. Степень развития мелкой моторики у детей с интеллектуальным недоразвитием поддается изменению, но для этого требуется длительная, систематическая, целенаправленная работа. Изучив труды ученых, можно с уверенностью утверждать, что развитие мелкой моторики рук у детей с интеллектуальным недоразвитием, является важной и неотъемлемой частью всего педагогического сопровождения данной категории детей.

Публикации по теме:

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаЦентр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развития мелкой моторики дошкольников расширяется, если.

Дидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возрастаДидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста В продолжении темы развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста, хочется отметить, что хорошими помощниками в развитии.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Игры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаИгры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие мелкой моторики для детей 2 - 3 лет Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Библиотека изображений:

Публикация Особенности развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Золина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием
Опубликовано: 26 августа 2023 в 12:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД