Папки-передвижки

Особенности работы воспитателя с детьми беженцев с Украины

Фирсова Анна
Особенности работы воспитателя с детьми беженцев с Украины

Особенности работы воспитателя с детьми беженцев с Украины.

Военно-политическая обстановка на Юго-востоке Украины продолжает оставаться напряженной, и многие мирные жители стараются уехать с территории ведения боевых действий. В первую очередь это конечно же женщины с несовершеннолетними детьми. Кто-то получает статус беженца, кто-то переезжает к родственникам, и перед всеми встает вопрос об определении ребенка в образовательное учреждение. Попробуем рассмотреть особенности работы и адаптации таких детей в условиях детского сада.

Публикация «Особенности работы воспитателя с детьми беженцев с Украины» размещена в разделах

При переселении семья беженцев начинает жизнь фактически с чистого листа. Меняется социальный статус, профессия, материально-бытовые условия, круг общения. Попадая в иную микрокультурную среду (другой язык, общественный уклад, жизненные ценности, многие испытывают так называемый «микрокультурный шок». Происходит разрыв психологического временного пространства прошлой жизни со всеми ее приобретениями и неопределенностью будущего. Все эти психологические и социально-бытовые проблемы, стоящие перед взрослыми, суммируются с травмирующим опытом самого ребенка.

Дети, прибывшие с территории военного конфликта – очень тяжелая, можно сказать трагическая группа. Чувство защищенности, так необходимое для нормального психического развития, нарушено. Родной дом, привычные вещи, любимые игрушки – все внезапно оставлено. Семья разлучается, отец может воевать, или быть погибшим, или пропавшим без вести, мать в отчаянии и депрессии. Учитывая тесную связь дошкольника с матерью, ее отрицательные переживания также воздействуют на него. Депрессивная, неуверенная и плаксивая мать с неразрешенными психическими проблемами пассивно или активно влияет на ребенка.

У многих детей, ставших свидетелями военных действий, развиваются психологические нарушения, объединяемые в термин «посттравматические стрессовые расстройства» (ПТСР). Пусковым механизмом данных расстройств могут быть угроза жизни и здоровью ребенка или его близким, гибель близких, физические травмы ребенка. Последствиями подобных ситуаций, наиболее типичными для дошкольника, могут быть раздражительность, регрессивное поведение (страх разлуки с родителями, страх перед незнакомыми людьми, утрата имевшихся навыков). Воспитателям, в группах которых есть дети беженцев с Украины, необходимо знать признаки ПТСР, чтобы понимать поведение такого ребенка и при необходимости обратиться за консультацией к специалистам (психолог, психиатр).

В силу своей физиологической, психологической и социальной незрелости детям трудно понять, что произошло с ними. Ребенок просто запоминает саму ситуацию, свои эмоции в тот момент (в памяти остается свист снаряда, грохот взрыва, жар огня, гул вертолета и т. д.) ПТСР включает в себя изменения на физиологическом, когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Основные симптомы ПТСР у детей дошкольного возраста

Физиологические изменения:

Нарушения сна (тревожный прерывистый сон, кошмары и т. д.). Боли в животе. Энурез, энкопрез.

Эмоциональные изменения:

Генерализованный страх. Недостаточность речевых выражений беспокойства – «немые вопросы», избирательный отказ. Страхи (засыпания, темноты, пролетающих самолетов и др.).

Когнитивные изменения:

Познавательные трудности. Трудности распознавания собственных беспокойств

Поведенческие изменения:

Беспомощность и пассивность в привычной деятельности. Постоянное проигрывание травмы. Тревожная привязанность (нежелание быть без родителей). Регрессивные симптомы (сосание пальца, «лепетная» речь). Нарушения общения. Трудности в адаптации к ДОУ.

Чтобы помочь ребенку пережить травму, для педагогов предложены следующие рекомендации:

(составлено на основе материалов Н. В. Тарабриной и Е. М. Черепановой)

• Создайте безопасную ситуацию, в которой ребенок может исследовать свои чувства без риска получить повторную травму.

• Внимательно следите за тем, чтобы не смешивать собственные потребности и потребности ребенка. Чувство беспомощности перед травмой, которое может возникнуть у вас, не должно передаться ребенку.

• Стресс, испытываемый ребенком, уменьшится, если вы расскажите ему, как обычно реагируют на травмы другие люди. Ребенку станет легче, когда он услышит, что ночные кошмары, плаксивость, страхи, тяжелые мысли – это нормальные человеческие реакции.

• Помните, что многие дети имеют искаженную информацию о том, что с ними произошло.

Содержание работы ДОУ по адаптации детей беженцев должно быть построено с учетом вышеизложенных особенностей. Ниже конкретизированы основные направления деятельности.

Содержание работы ДОУ по профилактике социальной дезадаптации детей беженцев

• Работа с родителями

Цель: Согласование действий ДОУ и семьи по сопровождению адаптационного периода ребенка. Включение семьи в систему деятельности ДОУ по профилактике социальной дезадаптации детей беженцев

Содержание работы: Индивидуальное консультирование, разработка индивидуальной программы сопровождения адаптационного периода ребенка

Ответственные: заведующий ДОУ, педагог-психолог, учитель-логопед.

• Работа с педагогами

Цель: Формирование профессиональной готовности к взаимодействию с детьми беженцев и их родителями.

Содержание работы: Тренинги развития толерантности. Семинар-практикум «Дети беженцы: социально-психологические особенности и способы взаимодействия». Индивидуальные консультации.

Ответственные: старший воспитатель, воспитатель, педагог-психолог

• Работа с детьми

Цель: Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Восстановление психо-эмоционального здоровья ребенка.

Содержание работы: Диагностика индивидуальных особенностей ребенка. Выявление факторов риска тяжелой формы адаптации. Установление эмоционального контакта ребенка со сверстниками. Игры, коммуникативные тренинги, направленные на развитие способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми, в форме индивидуальной и совместной деятельности. Мониторинг процесса адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Ответственные: воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед.

Проведение предложенной комплексной, целенаправленной и систематической работы позволит преодолеть неблагоприятные последствия стрессовых ситуаций провести успешную социальную адаптацию детей беженцев.

Список литературы:

1. ФГОС дошкольного образования. 2014. – 19 с.

2. Кремлякова, А. Ю. Психологическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ [Текст] /А. Ю. Кремлякова – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.

3. Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса [Текст] /Н. В. Тарабрина. – СПб. : Питер, 2001. – 272 с.

4. Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей [Текст] /Е. М. Черепанова. – 2-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 1997. – 96 с.

5. Психолого-педагогические условия адаптации детей из семей беженцев, граждан Украины, в российской системе образования: методические рекомендации / подред. С. Ф. Хлебуновой Ростов н/Д. : Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. – 2014.- 115 с.

Публикации по теме:

«Особенности организации коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности»«Особенности организации коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности» В соответствии требованиям «Федерального государственного стандарта дошкольного образования», САНПина, Порядка организации образовательной.

«Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста» «Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста» Представление темы по самообразованию для педагогов детского сада. Представляет.

«Особенности работы с одаренными детьми». Консультация для педагогов Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы… вера в детей может.

Основные приемы работы воспитателя с агрессивными детьми «Основные приёмы работы воспитателя с агрессивными детьми» Дети с нарушениями поведения — это та категория детей, которая наиболее осуждается.

Особенности логопедической работы при сенсорной алалии Особенности логопедической работы при сенсорной алалии При работе с детьми имеющими сенсорную алалию используется комплексный подход. Медикаментозная.

Особенности работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями Общение - важнейшее условие развития, приобретения социального опыта и жизни человека в обществе. Основным направлением работы является.

Особенности работы с детьми дошкольного возраста по пропаганде безопасности дорожного движения Дети – наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Особенности работы с детьми раннего возраста в летний период по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Лето – наиболее благоприятная пора для закаливания организма. Поэтому мы должны стремиться к максимальному пребыванию детей на свежем воздухе.

Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность. Педагог, впервые встречающий в своей практике одаренного ребенка,.

Особенности учебно-воспитательной работы с одаренными детьми дошкольного возраста Во всем мире проблема одаренности вызывает все больший интерес после того, как в течение многих лет она либо замалчивалась, либо подвергалась.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности работы воспитателя с детьми беженцев с Украины
Опубликовано: 1 сентября 2015 в 15:00
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД