МААМ-картинки

Особенности потребительской социализации детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Гусева
Особенности потребительской социализации детей старшего дошкольного возраста

На современном этапе развития экономических отношений в России все больше возрастает интерес ученых различных областей к особенно­стям социализации детей дошкольного возраста. Усиленное внимание ис­следователей к социализации детей именно дошкольного возраста объяс­няется отсутствием исследований, связанных с возрастной социальной психологией детства. Абраменкова В. В. акцентирует внимание на нали­чие социально-психологических исследований, направленных на изуче­ние детей как отдельных индивидов, а не представителей социальных групп [1]. Комплексные исследования о влиянии социальных групп на социализацию дошкольников на настоящий момент отсутствуют. Социали­зация детей дошкольного возраста рассматривается только в узком аспек­те, например, социометрические исследования или референтные предпоч­тения детей относительно своей социальной группы. Социальные психо­логи все чаще заявляют о необходимости создания комплексного подхода к исследованию социальной психологии детства.

Публикация «Особенности потребительской социализации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из основных аспектов изучения личности в социальной психологии является социализация человека. Несмотря на широкую распространенность, и более чем столетнюю историю существования термин "социализация" не имеет однозначного толкования. Среди ис­следований зарубежных авторов можно выделить три основных школы, специфично трактующих этот термин. Теоретики научения определяют социализацию как развитие и контролирование определенных "драйв систем" /зависимость, сексуальная агрессия, достижения/ (Дюркгейм Э., Парсонс Т., и др.). Представители психодинамической школы трак­туют данное понятие как развитие супер-эго, направление энергии в со­циально приемлемую активность и обучение сдерживанию базовых же­ланий и потребностей (МакНейл Э). Интеракционисты делают акцент на взаимодействии между природой ребенка и его окружением.

Социологами термин «социализация» трактуется как "процесс нако­пления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям". Согласно словарю Уолмена Б. "социализация - это процесс усвоения человеком идей, методов, верований, ценностей и норм специфической культуры, в которой он живет, и адаптация их как части собственной личности".

Таким образом, анализ источников позволяет утверждать, что с точ­ки зрения американских психологов и социологов социализацией пони­мается процесс производства некоего стандартного индивида, наделен­ного определенной системой мотивов, навыков и ролей, отвечающих потребностям группы и общества.

Основное свое влияние на индивида социализация оказывает на сво­ей ранней стадии в возрасте до семи лет. Данный период считается на­иболее благоприятным для процесса и результата усвоения норм и пра­вил поведения в обществе.

Важнейший вклад в понимание детства внес психолог Левин К. До­стоинство концепции Левина состоит в том, что он рассматривает дет­ство как социально-психологическое явление, связывая психическое развитие личности с изменением ее социального положения. Ребенок не живет вне семьи, детского сада, школы и т. д., так и эти социальные институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ним инди­видов. Важнейшим институтом социализации ребенка в раннем детстве является семья. Первоначальный социальный интерес возникает в общении ребенка с матерью, которая как бы настраивает ребенка на дру­гих людей, передает модель поведения и общения с другими людьми.

С точки зрения Скиннера Б., главным "социализирующим" фактором для ребенка является подкрепление или отсутствие такового со сторо­ны родителей, то есть подкрепляется только желаемое поведение ребен­ка, и таким образом обеспечивается развитие его личности в определен­ных направлениях. В процессе становления личности то поведение, которое семьей не подкрепляется или наказывается, просто исчезает.

В современном обществе произошли изменения во взглядах на роль семьи в формировании личности ребенка. Центр значимости семьи пе­реместился с нравственно-эмоциональных факторов на экономические факторы (обеспечение благополучия, материальный достаток и пр.). Бояринцева А. В. считает, что дети дошкольного возраста в лоне семьи посредством экономической социализации вырабатывают определен­ный психологический тип поведения в обществе, таким образом, эконо­мическая социализация является одной из форм формирования лично­сти ребенка-дошкольника [4].

Экономическое поведение человека, реализуемое в разных фазах вос­производящего цикла, по мнению Верховина, подразделяется на нес­ колько подтипов: потребительское, производственное, обменное и ра­спределительное [5]. В ракурсе изучения социализации детей дошколь­ного возраста, на наш взгляд, большее внимание следует уделить имен­но потребительскому поведению, как наиболее доступной форме со­циализации детей данного возраста.

Культура потребления закладывается у человека с детства при усло­вии умения и желания родителей объяснять свое поведение в процессе покупки. Авторы указывают на наличие нескольких методов потреби­тельской социализации детей дошкольного возраста в семье [2]. По ха­рактеру участия родителей и старших родственников в процессе социа­ лизации выделяются методы: инструментальный тренинг, моделирова­ние и посредничество. Инструментальный тренинг - это непосред­ственное инструктирование детей родителями вести себя определен­ным образом. Моделирование - неосознаваемое воспроизведение чело­веком поведения другого - модели. Происходит в процессе наблюдения за другими людьми. Посредничество родителей в восприятии детьми рекламы и атрибутов продукта выступает в качестве интерпретации коммуникативных сообщений родителями. Такая интерпретация фор­мирует потребительскую позицию ребенка.

По критерию степени самостоятельности потребительского поведе­ния детей выделяются такие методы социализации, как наблюдение, совместный шоппинг и прямой опыт. Наблюдение - дети наблюдают и имитируют родительское поведение. Совместный шоппинг - метод потребительской социализации в процессе совместных походов за покупками родителей и детей. Во время таких походов родители объясняют детям, почему они покупают или не покупают данный товар и роль рекламы. Прямой опыт - метод обучения детей на их собственном опыте как самостоятельных покупателей.

Для выявления применяемых методов потребительской социализации нами было проведено исследование на базе двух дошкольных образова­тельных учреждений. В эксперименте приняли участие 29 детей в возра­сте от пяти до шести лет и их родители. Экспериментальные данные бы­ли получены путем анкетирования родителей, интервьюирования детей, а также ряда проективных методик, также проведенных с детьми.

В ходе эксперимента были получены следующие результаты:

По критерию участия родителей и старших родственников в процессе по­требительской социализации инструментальный тренинг как метод приме­няют 13,3% родителей; моделирование - 100 %; посредничество - 6,6%.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в ситуации приобретения товара приоритетным среди методов потребительской социализации является неосознаваемое воспроизведение ребенком по ведения других людей. Наименее популярным, по результатам экспери­мента, стал метод посредничества, что лишний раз указывает на неже­лание родителей брать на себя активную роль в процессе формирова­ния культуры потребления ребенка.

По критерию степени самостоятельности потребительского поведе­ния в процессе социализации : наблюдение - 100 %; совместный шоп­пинг - 56,6%; прямой опыт – 56,6%. Интересными, на наш взгляд, по­казались следующие данные - в процессе совместного шоппинга пред­почтение отдано маме (53,3%, как партнеру в процессе приобретения товара, 26,6% - папе; 16,6% - бабушке (дедушке) и 4% - брату (сестре, сверстники и другие взрослые не рассматриваются детьми старшего дошкольного возраста как партнеры по процессу покупки.

Также, мы думаем, заслуживают внимания такие показатели как получение прямого опыта в процессе самостоятельного приобретения то­вара (56,6%, некоторые родители сделали поправку на то, что позволя­ют своему ребенку самостоятельно осуществлять покупку только при­менительно к отдельному ряду товаров (43,3 %).

Таким образом, анализируя полученные в ходе эксперимента данные, можно сделать вывод о том, что процесс потребительской социализа­ции посредством семьи у детей старшего дошкольного возраста осу­ществляется преимущественно в результате наблюдения за покупатель­ской деятельностью родителей, и только в половине случаев ребенку разрешается получить самостоятельный опыт в приобретении товара. Что еще характерно для поведения родителей в ходе данного вида социализации, это увеличение ситуаций приобщения ребенка к процессу покупки только при достижении им шести лет.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства : развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М., 2000.

2. Алешина И. В. Поведение потребителей : Уч. пос. - М., 1999.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. -М. 2000.

4. Бояринцева В. А. Психологические проблемы экономической социализации //Педагогика. -1994.-№4.-С. 12-18.

5. Верховин В. И. Экономическое поведение как предмет соци­ологического анализа //Социологические исследования. - 1994. -№10. -С. 120-126.

Публикации по теме:

Формирование правил поведения (этикета) у детей дошкольного возраста как способ социализации Семинар – практикум в МАДОУ № 92 города Ижевска. «Формирование правил поведения (этикета) у детей дошкольного возраста как способ социализации».

Технология исследовательской деятельности в позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста Сегодня перед ДОУ государством поставлена задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, стремящееся к поиску.

Гендерные особенности развития детей старшего дошкольного возраста в физическом воспитании ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Колесникова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ.

Игра как средство социализации детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №41. Хамутько Ольга Ивановна, воспитатель второй младшей группы. Игровая.

Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, служит фундаментом.

Особенности развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста Психика объективно выступает как многомерное, иерархически организованное, динамическое целое – как система, функциональные компоненты которой.

Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода Монтессори Система педагогической деятельности М. Монтессори представляет собой теоретическую концепцию и набор конкретных педагогических технологий.

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста Социализация - особо значимый в нашем обществе процесс, когда.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста Консультация для педагогов подготовительной группы. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный.

Психологические особенности личности старшего дошкольного возраста и их связь с методами родительского воспитания Статья рассматривает изучение психолого-педагогической литературы, с помощью которой возможно будет изучить психологические особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности потребительской социализации детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 мая 2017 в 18:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности потребительской социализации детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гусева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД