МААМ-картинки

Особенности планирования воспитательного образовательного процесса в разновозрастных группах

ЕЛЕНА ЕРМАКОВА
Особенности планирования воспитательного образовательного процесса в разновозрастных группах

В связи с пандемией COVID-19 детские сады чаще всего работают в режиме «дежурных» групп, которые наполняются по мере запросов работающих родителей. Таким образом, в настоящее время в детских садах преобладают разновозрастные группы детей от 3-х лет до 7-ми.

В чем же особенность подобных детских групп?

Различия в возрасте предполагают различия в интересах, навыках общения, развития игровых навыков, уровня интеллекта и развития познавательной и эмоционально-волевой сферы детей. А также «дежурная» группа - это новый коллектив детей, которые еще не знают друг друга, и тут встает остро вопрос развития у каждого ребенка коммуникативных навыков, навыков разрешения спорных, конфликтных ситуаций, сплочения детского коллектива. И хотя есть исследования, говорящие о преимуществах нахождения ребёнка в разновозрастной группе, отношение воспитателей к работе с ними не всегда однозначное. От педагога требуется учитывать особенности развития и организации учебно-воспитательного процесса для детей всех возрастов. Он должен так запланировать свою деятельность, чтобы каждый ребёнок в группе получал стимул в своём развитии. Это требует дополнительных усилий и знаний от воспитателя, затрат собственного времени.

Публикация «Особенности планирования воспитательного образовательного процесса в разновозрастных группах» размещена в разделах

При организации работы в разновозрастной группе, мы учитываем следующие моменты:

- организовывая учебный процесс, четко определяем цель, задачи, содержание для каждой возрастной ступени;

- программные требования дифференцируются для каждого возраста за счет разных способов выполнения определенного задания.

- на фронтальных занятиях лучше решаются более общие учебные задачи, а более конкретные – на занятиях с подгруппой детей.

-материал, подготовленный к занятию, содержит общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения определенных заданий.

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой. Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.

Деятельность подгруппами позволяет решить задачи частного характера, которые относятся только к детям данного возраста. Планомерное усложнение материала позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем возможностей и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах деятельности.

НОД по социальному миру, природному миру проводим со всеми детьми сразу, более старшие дети являются помощниками, инициаторами. НОД по математике, развитию речи – с каждой подгруппой отдельно. Так как решаются разные речевые задачи. Такие занятия как лепка, рисование, аппликация, музыкальное проводим тоже совместно, но с подбором материала, который соответствует каждому возрасту. Например: создание аппликации «Пого» (хакасское нагрудное украшение). Младшие наклеивают простые детали, предварительно вырезанные воспитателем, а средние сами вырезают и наклеивают детали.

На занятиях по физической культуре в разновозрастной группе нет четких ограничений для выполнения определенных основных видов движений, так как многие малыши смотрят на старших детей и просятся попробовать выполнить упражнение более сложное.

Проведение НОД по физической культуре в разновозрастной группе имеет положительные моменты:

- способность быстро перестроиться за старшими детьми в выполнении отдельных упражнений (ходьба змейкой - дается задание идти за старшими детьми);

- своевременные подсказки младшим детям в выполнении отдельных упражнений (в разминке, физминутке: старшие дети обращают внимание малыша, выше поднять руки, голову вниз не опускать и т. д.);

- учиться друг у друга, особенно актуально, когда дети выполняют упражнения фронтальным способом (есть возможность посмотреть, как делают старшие дети и возникает желание повторить).

В своей работе используем следующие варианты работы в режимных моментах: старшие дошкольники помогают малышам одеваться на прогулку; на прогулке присматривают за малышами; более старшие детки помогают малышам в игровой деятельности на свежем воздухе, являются для них примером; важно всегда соблюдать правило – режимные процессы начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна).

В игровой деятельности: старшие дошкольники участвуют в театрализованных постановках и показывают малышам свои спектакли; в связи с тем, что старшие дошкольники умеют играть в сюжетно-ролевые игры, для малышей организуется познавательный аспект: младшие дошкольники наблюдают за действиями, учатся вести ролевой диалог.

В роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе организации совместного пребывания детей разных возрастов, выступает развивающая предметно-пространственная среда (РППС, которая ориентирована на потребности каждого ребенка и способствует тому, что дети самостоятельно делают выбор, активно играют, используют материалы, которым можно найти более чем одно применение, работают все вместе и заботятся друг о друге.

Ребёнок, воспитывающийся в среде детей разного возраста, находится в более естественных и комфортных условиях, ему проще перенять навык у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. А старшие дети чувствуют ответственность за младших, понимая, что являются примером для подражания.

Ермакова Е. А., Мальцева Д. Н, 2021

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

«Родители-активные участники воспитательного процесса!» (фотоотчёт)«Родители-активные участники воспитательного процесса!» (фотоотчёт) Уже не один раз говорилось о необходимости соблюдать преемственность детского сада и семьи в воспитании активной, социально развитой личности.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Отчёт о результатах воспитательного — образовательного процесса в подготовительной группе за 2014–2015 учебный год МАДОУ № 15, г. Томск. Воспитатели подготовительной группы: Бельтюкова Мария Николаевна, Иванникова Елена Владимировна, младший воспитатель.

Опыт планирования работы и адаптирования образовательного процесса в начальной школе для учащихся с РАСОпыт планирования работы и адаптирования образовательного процесса в начальной школе для учащихся с РАС Важнейшими компетенциями педагога, реализующего инклюзивную практику, являются умение планировать и адаптировать образовательный процесс,.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Особенности планирования воспитательного образовательного процесса в разновозрастных группах (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА ЕРМАКОВА на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности планирования воспитательного образовательного процесса в разновозрастных группах
Опубликовано: 23 февраля 2022 в 18:11
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД