Получи документы

Особенности переживания ребенка, потерявшего близкого человека

Попова Ирина Юрьевна
Особенности переживания ребенка, потерявшего близкого человека

Взрослому человеку трудно смириться с утраты близкого, труднее бороться с болью, которая причиняет страдания. А ребёнок, который эмоционально привязан к родным и потерявший родного человека, нуждается в особой поддержке. Многое зависит от близких людей, которые способны восполнить утрату близкого человека душевным теплом, любовью и заботой о ребёнке.

Публикация «Особенности переживания ребенка, потерявшего близкого человека» размещена в разделах

Дети могут переживать горе близкого человека, но при осмыслении произошедшего горя в отличие от взрослых, у них определённую роль играют бессознательные процессы. Не редко детское горе проявляется запоздалой реакцией, скрытостью, неожиданностью, острые переживания горя, откладывающиеся на месяцы.

Рассмотрим случай про ребенка, потерявшего близкого человека, сестренку. После похорон мама заметила, что её сын был потрясён происходящим – растерян, в глазах ужас. Чтобы утешить мальчика, она попросила сесть его стул и подержаться за него изо всех сил. Сын выполнил просьбу, крепко держась, но мама, умея большую силу, стащила его на пол. Ребенок очень ушибся, так как сопротивлялся, и с досадой потирал колени. Затем мама предложила сыну снова сесть на стул и не сопротивляться, когда она будет его тянуть. Все получилось быстро и не так болезненно. После всего мама объяснила сыну смысл этих разных действий. Ведь не отпуская своё горе, мы причиняем себе боль и страдания, а необходимо понять что нельзя изменить то, что от нас не зависит.

Очень важно, чтобы в трудную минуту рядом с нуждающимся ребенком находились близкие люди или социальные работники, которые помогли увидеть возможные последствия горя утраты и сделать правильный выбор, тем самым не допустить психологической травмы у ребенка.

Необходимо обратить внимание на то, что иногда осознание и переживание утраты приходит под воздействием внутреннего переживания. Внешне у ребё нка могут отсутствовать явные признаки: плач, изменение поведения, невротические симптомы. Но выражение детского горя может возникнуть для окружающих внезапно: ребёнок играл с игрушками, пел песенки, и вдруг резкий, громкий плач.

Из наблюдений можно сказать что, не зависимо от возраста, детям характерны искажения эмоциональных реакций, различные страхи, грусть, гнев, замкнутость, тревожность. У них могут развиться фобии, нарушения сна, чувство одиночества, тоска.

В наблюдениях практических психологов выявлены часто возникающие психологические реакции детей при потере значимого объекта : тревожность, замкнутость, изоляция и проблемы концентрации, печаль, тоска, гнев.

Рассмотрим ещё пример,

Семья проживает без папы, но получала пособие многодетной семьи. София, 11 лет посещала школьное учреждение вместе со старшей сестрой Дарьей 15 лет. Из-за страха экзаменов Дарья погибла, суицид. Со слов девочки, мама хочет обезопасить дочь и начинает требовательно следить за ней, а девочка не хочет учиться в школе, где училась сестра. Запрос поступил от преподавателя, так как девочка проявляла агрессию по отношению к сверстникам, дерзила и выражала гнев по отношению к матери. В качестве защитной реакции она закрывала лицо руками, прижимала к себе колени, сидела за пертой, уходила «в глубокую оборону». Психолог предложила ей нарисовать семью. Ребёнок вначале отказывалась выполнять просьбу психолога, однако через некоторое время успокоилась, и сама попросила лист бумаги, карандаши. София нарисовала относительно счастливую семью, где каждый держал друг друга за руки, на лицах у всех были изображены улыбки и огромные, прорисованные глаза. Внутренний мир девочки проявился на бумаге в виде идеальной семьи, в которой все любили друг друга. На вопрос психолога, почему девочка нарисовала всем такие огромные глаза, София ответила, что они гуляли на пляже и увидели, как дельфин подплыл к берегу. Когда психолог с целью уточнения спросила о том, боялась ли София, что дельфин может ей навредить, девочка ответила, что не боялась этого животного, потому что с нею были сестра и мама.

В беседе с Софией на следующей встрече было выяснено, что мама строго обходился с сестрой, но сестра была доброй и заботливой, покупала ей сладости, помогала с уроками, водила в кино. А мама всегда приходила с работы раздраженная, поэтому с дочерьми она не играла, только заботилась питании и о постоянных нравоучениях. Девочка любила сестру, и сейчас за ней очень скучает.

В беседе с мамой выяснилось, что со смертью дочери, женщина получила еще более сильное беспокойство и это нехватку денег. Психолог рекомендовала матери эмоционально сблизиться с дочерью, поделиться чувствами, выразить к ней любовь, чтобы София почувствовала себя значимой и любимой. Женщина объяснила, что переживает за ребенка.

Итак, у ребёнка налицо чувство озлобленности. Потеряв сестру и не получив поддержки и утешение со стороны матери, девочка ощутила себя потерянной и раздражённой, что отразилось на её поведении. И она начала выплёскивать свой гнев на сверстников, иногда на маму.

Психолого-коррекционная работа с Софией проводилась не только индивидуально, но и при помощи работы в группе после смены школы.

Так, в подгруппу входило несколько человек, разных темпераментов и жизненных ситуаций. С участниками использовались специально подобранные занятия психогимнастикой. На первом занятии София держалась вызывающе, стремилась, чтобы дети выполняли её указания, игнорировала психолога. Позже девочка привыкла и изменила тактику поведения. Результат таков, на последующих занятиях София проявила инициативу, взяла роль лидера. Все это очень положительно сказалось на поведении девочки.

Надо отметить, что в работе с Софией на занятиях психогимнастикой применялись такие виды изобразительной деятельности, как рисование с помощью шаблонов и фигурок, тематическое и свободное рисование. Особенно удавались девочке этюды на выражение основных эмоций, в том числе на выражение гнева, и развивающая тренировка с фиксацией внимания. А использование этюдов на расслабление мышц доставили ей удовольствие. Все проводимые мероприятия в рамках психологической гимнастики способствовали снижению у неё агрессии, эмоционального напряжения.

Наряду с работой в подгруппе, с Софией проводилась индивидуальная работа, которая включала консультативно- развивающие элементы.

Были использованы модель кукол из серии «Крепкая семья». Девочка эмоционально разыгрывала некоторые семейные ситуации, брала на себя роль каждого из родителей, сестер старалась с помощью куклы через игру привлечь к себе внимание, показать, как она их любит, а они – её. Кроме того, проигрывая семейную идиллию, София с теплотой вспоминала о своей сестре, которую очень любила.

В течение нескольких месяцев социальный работник брала девочку один раз в неделю на индивидуальные занятия, оказывала ей поддержку и эмоциональное тепло. Иногда на занятия приходила мама, и тогда они играли вместе, разыгрывали совместные истории. Через игру к Софии начало приходить понимание, что сестры действительно больше нет. В тот момент на занятии присутствовала мама. София заплакала, социальный работник и мама обняли её, успокаивая ласковыми словами. Безусловно в этот момент необходимо предоставить ребёнку право вести себя в согласии со своими чувствами. Девочка постепенно успокоилась, её дыхание стало ровнее. София обняла маму, сказала, как она сильно любит сестру и никогда не забудет. Мама так же сказала, что всегда будет любить дочь и заботиться о ней.

После совместных занятий отношение матери к ребёнку изменилось в лучшую сторону. Она окружила дочь лаской и заботой, они стали вдвоём гулять по набережной, ходить в парк на аттракционы, кино. Девочка успокоилась, начала посещать кружок рисования, активно принимать участие в школьных мероприятиях. Агрессия и тревога ушли, с благодарностью и любовью София вспоминала сестру и понимала, что её больше нет.

Таким образом, в результате проведённой коррекционной работы дочь осознала, что сестры больше нет. Участие мамы на занятиях, её любовь к своему ребёнку, изменение образа жизни способствовали тому, что девочка успокоилась, отпустила сестру и приняла данный факт.

Следующий пример:

Виктор 7 годика, в целом, домашний ребёнок, детский сад посещал крайне редко, поскольку часто болел. Его очень любили и мама, и папа, и старшее поколение. Виктор тянулась к отцу, он был для него примером для подражания. У подростка, как и у папы, были инструменты, только детские, специальная ящичек для винтиков (из проволки, имитация удочек и другие принадлежности жизни мужчины, которые ребёнок скрупулёзно собирал и с бережливостью хранил. Любому, кто приходил в гости, Витя с гордостью показывал достижения папы, будь то собранный шкафчик для кроликов, развешанные гирлянды по всему дому или компьютерные переводилки. Каждый вечер Витя ждал папу с работы, заглядывая в телефон, а затем увидев его, бежал навстречу и, взяв его за руку, гулял во дворе. Папа также обожал своего сына, рассказывал ему занятные истории, вечерами смотрели развлекательные передачи. Особенно сын любил праздники, на которые приглашали родственников. Сынок вместе с родителями готовил еду, используя детскую посуду, затем все вместе накрывали стол. Рядом с любимыми и любящими родителями, подросток чувствовал себя героем.

Но однажды отец заболел, спустя некоторое время его не стало. Витю родные оберегали от потрясения, окружили любовью и заботой. Спустя месяц у ребенка начала проявляться тревога, все больше стал задавать вопросов об отце, количество рисунков для папы в больницу резко увеличилось. Мама очень переживала за сына, ночами без сна сидела около кроватки и от бессилия плакала. Она боялась сообщить ребёнку, что папы больше нет, так как видела, что сын сильно его ждала.

Мама была вынуждено рассказать правду, но последствия разговора начались проблемы – у сына нарушился сон, появились боли в ногах, склонность к слезам, начались поиски игрушки, которую подарил папа.

Обратились к социальному работнику, который объяснила ребёнку, что о нем заботятся родные, мама всегда рядом и очень его любит. В течение нескольких месяцев с подростком индивидуально проводилась психолого-коррекционная работа, включающая рисование акварельными красками, привлечение к культурно-массовым мероприятиям с использованием музыки, и танцевальных движений. Социальный работник подталкивала маму и Витю вспоминать совместные с папой проведённые вечера, игры, прогулки. Витя постоянно ждал папу, представляя, как папа приедет с больницы и войдёт к нему в спальню, обнимет, поцелует и всё будет как раньше. И он будет заботиться о папе, потому что он болел и нуждался в его заботе. Через воспоминания подросток проигрывал всё, что его тревожило. Постепенно Витя привык к мысли, что папа больше никогда не придет. Вместе с мамой сын отпустил папу, сказав, что он сейчас на небе, любит его и защищает. И он всегда будет его любить и помнить. В результате проведённой работы сон ребенка начал восстанавливаться, мальчик спокойней стал относиться к ранее подаренным папой игрушкам и перестал их искать, боли в ногах больше его не беспокоили.

На примере мы видим, понимание смерти в этом возрасте у детей ограничено. Для мнеокрепшего человечка важно знать, что о нём заботятся и любят. Дети не в состоянии осмыслить случившееся горе на том уровне, на котором это делают взрослые. Ребёнок мучается, но не может открыто сформулировать взрослому, как ему плохо.

Итак, в случае смерти одного из родителей или близкого человека для снижения суицидального поведения и страдания необходимо присутствие в жизни ребёнка другого весомого взрослого, который проявит заботу и тепло. Обязательно в трудных жизненных ситуациях является скорейшая и длительная социально- психологическая помощь детям.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении беседы со школьниками о правах ребенка «Конвенция о правах человека»Фотоотчет о проведении беседы со школьниками о правах ребенка «Конвенция о правах человека» Беседа на тему: «Конвенция о правах ребенка» Цели: • познакомить детей с основными положениями Конвенции; • соотнести права и обязанности.

Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для родителей «Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека» Консультация для родителей. «Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека" Как приятно слышать от своего крохи вежливые.

Краткосрочный проект «Апельсин и его особенности»Краткосрочный проект «Апельсин и его особенности» Образ. область:худ. -эстетическое развитие,физ. развитие. Цель:формировать умение решать проблемные ситуации через позновательно -исслел. деятельность.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Методический материал для родителей «Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека»Методический материал для родителей «Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека» Как приятно слышать от своего крохи вежливые фразы: "Спасибо", "Пожалуйста", "Будьте добры"; видеть проявления благодарности в ответ за.

Особенности адаптации первоклассника Особенности адаптации первоклассника Одним из самых сложных и ответственных периодов для первоклассников, обучающихся, как с 6, так и с.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет»Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет» Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2-3 лет»Автор: Булгакова Н. А. Наш внук пропустил свой первый новогодний.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Особенности переживания ребенка, потерявшего близкого человека (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Попова Ирина Юрьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности переживания ребенка, потерявшего близкого человека
Опубликовано: 3 апреля 2023 в 14:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД