Лучший педагог года

Особенности открытости дошкольного учреждения в новых социальных условиях

Татьянина Наталья
Особенности открытости дошкольного учреждения в новых социальных условиях

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укрепилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелании её преодолевать. Педагоги искренне полагали, что их миссия – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьёй с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды). Это вызывало ошибки в общении педагога с родителями (безличное обращение, торопливость в оценке ребёнка с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта). Указанные ошибки – свидетельство коммуникативной некомпетентности педагога, которая сводит на нет его профессиональную профпригодность.

Публикация «Особенности открытости дошкольного учреждения в новых социальных условиях» размещена в разделах

Основные поводы взаимодействия родителей и воспитателей

Наблюдения учёных - специалистов показывают, что взаимодействие родителей и педагогов исходят из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы, то для родителей наиболее значимо, как «вписывается» в режим, в реализацию программы их ребёнок. Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятием «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение на «на равных», глее никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребёнка. перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада.

Открытость дошкольного учреждения

Реализовать открытость ДОУ «внутрь» - это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким. Дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Для этого нужно создать следующие условия :

- личностную готовность педагога открыть самого себя и какой – то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах. Важно соблюдать такт и избегать панибратства;

- вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия (бабушка вяжет куклам, папа делает фотоснимки, мама беседует о здоровье). Дети готовятся к ним вместе с родителями, братьями и сёстрами, приносят фотографии и поделки в детский сад, угощают любимыми сладостями, показывают домашних животных.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.

1. Психология доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребёнку воспитателей. Воспитатели, в свою очередь не должны торопиться с оценками в его развитии, не использовать выражения типа «ваш Саша», «ваш ребёнок», подчёркивая отстранённость от проблем воспитания.

2. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями, например: «Галина Алексеевна, Митя придумал сегодня интересную игру, подойди, расскажи маме, во что мы играли»

3. Информация должна быть динамичной. Минимум раз в неделю необходимо обновлять материал на стенде для родителей. При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи «от руки», но плакаты и фотографии. Не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями игрушек. Соотношение текста и иллюстраций в папках – передвижках должно быть примерно 2: 6 (2 части текст, 6 – иллюстрации, они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.

Следует также создать резерв для обмена информации между группами. Каждый день должны быть представлены материалы о минувшем дне в виде рисунков. поделок, темы, которую разбирали на занятии, текста песенки, которую выучили и т. д. Следует иметь рубрику «Наши родители советуют», в которой родители могли бы обратиться с каким - либо предложением к другим родителям. Поделиться опытом, информацией, советом (возможно кулинарным рецептом).

4. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребёнок. При этом они не обязаны ставить в известность воспитателей о своём посещении.

5. Линия взаимодействия педагогов и родителей не остаётся неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.

6. Дифференцированный подход (взаимодействие в малых группах родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания (Например, детское упрямство, застенчивость, капризы, беспокойство и т. п.).

7. Линия взаимодействия на семью через ребёнка. Если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, ребёнок обязательно поделится впечатлениями с родителями.

Прежде чем начинать взаимоотношения друг с другом, воспитателям следует провести детальный опрос родителей. Т. Н. Доронова провела анкетирование родителей, предложив ответить на вопрос: «Каким формам взаимодействия ДОУ с семьёй вы отдаёте предпочтение?» По полученным результатам можно сделать вывод, что наиболее приемлемыми формами взаимодействия с семьёй являются игровые и соревновательные. Лекционная форма (монологическое выступление) родителями не воспринимаются. В связи с экономической нестабильностью большинство родителей отказываются от посещения их семьи педагогами.

Формы и методы взаимодействия с родителями в рамках «новой философии» работы с семьёй.

При выборе форм работы с родителями рекомендуется учитывать следующее

- Тип семьи:

многопоколенная (наличие в одном доме нескольких поколений родственников);

нуклеарная (мать и дети, отец и дети, бабушка и внуки, тётя и племянница и др.);

псевдосемья (полная семья с одним или двумя детьми, но с постоянным отсутствием родителей и детей в сиенах дома в связи их пребыванием в ДОУ, школе, на работе).

- Существенные характеристики:

проблемная семья характеризуется такими параметрами, как низкая самооценка её членов, общение непрямое, спутанное, неопределённое, стили общения: обвиняющий, заискивающий, просчитыващий, отстранённый, правила семьи скрытые, устаревшие жёсткие, запреты не обсуждаются;

зрелая семья: высокая самооценка, общение прямое, ясное, определённое, способствующее росту; стиль общения уравновешенный ; правила семьи: открытые, современные, гуманные; полная свобода любых обсуждений;

традиционная или современная.

- Образ жизни – совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущих той или иной личности, группе, обществу. Образ жизни семьи может быть открытым, закрытым, мобильным, активным и т. д. При этом необходимо учитывать:

-кому принадлежит доминирующая роль в семье; здесь необходимо обратить внимание на этническую принадлежность семьи;

- характер и стиль семейных отношений.

При организации взаимодействия с семьями целесообразно использовать следующие фазы планирования:

- педагоги должны чётко осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться только её. Она может быть различна: привлечь внимание родителей к бедственному положению ДОУ, показать эффективность педагогической работы коллектива ДОУ ит. д. Нарушение педагогами данного положения ведёт к результату, обратному ожидаемому;

-каждый работник ДОУ должен чётко представлять, какую персональную пользу получит от этой работы, поскольку при личной заинтересованности в конечном результате деятельность человека целиком и полностью направлена только на достижение данного результата.

В работе с родителями можно выделить следующие группы задач:

Психолого - педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;

Изучение семьи и установление контактов с её членами с целью согласовывания воспитательных воздействий на ребёнка.

В свою очередь первая группа задач делится на две подгруппы:

Задачи информативного плана (например, познакомить родителей с возрастными особенностями детей, режимом работы ДОУ, дать советы по профилактике гриппа);

Задачи обучающего плана ( научить родителей руководить детской деятельностью: игрой, ручным трудом).

При этом необходимо чётко соблюдать целевую установку. В зависимости от цели при решении данных задач используются методы:

- индивидуальное или групповое консультирование;

-просмотр родителями занятий и режимных моментов;

- привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности.

Решение группы задач обучающего плана невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребёнку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребё нка: видеть в его развитии прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией, эту ситуацию можно назвать «психологией доверия». Доверие родителей педагогу основывается на уважении к его опыту. Знаниям, компетентности в вопросах воспитания, а главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость).

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Фотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учрежденияФотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учреждения Наступил Новый 2018 год. Сколько волнения, приятных хлопот по подготовке к его встрече позади. На страницах Международного образовательного.

Использование нейроскакалок в практике дошкольного учрежденияИспользование нейроскакалок в практике дошкольного учреждения Здравствуйте! В нашем дошкольном учреждении с лета этого года стали использовать нейроскакалки в работе с детьми. В основном осваивают.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Открытие нового дошкольного учреждения (фотоотчёт)Открытие нового дошкольного учреждения (фотоотчёт) Ведущая: Здравствуйте уважаемые. Сегодня мы рады видеть вас на церемонии открытия нового дошкольного учреждения. МКДОУ №34. Ведущая:.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности открытости дошкольного учреждения в новых социальных условиях
Опубликовано: 31 марта 2023 в 13:11
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД