Папки-передвижки

Особенности организации двигательного режима в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Герасименко Анна
Особенности организации двигательного режима в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Группы компенсирующего вида организуются на основании заключения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) по результатам обследования ребенка и согласия родителей (законных представителей). (30)

Режим работы групп компенсирующей направленности устанавливается согласно Уставу ДОО. Образовательный процесс в группах компенсирующей направленности включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие детей с ОВЗ и выполнение государственного стандарта. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учетом состояния здоровья детей с ОВЗ.

Публикация «Особенности организации двигательного режима в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности» размещена в разделах

Деятельность групп компенсирующего вида направлена на создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой сферы, познавательной, двигательной активности, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровления. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, формирование компетенций, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе. (30)

Рассмотрим особенности проведения мероприятий двигательного

режима с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности.

Под общим недоразвитием речи понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы : словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирование как смысловой, так и произносительной сторон речи. Одним из ведущих признаков ОНР является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3 – 4 годам, а иногда и к 5 годам. Речь детей аграмматична, недостаточно фонетически оформлена, малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. (7, с. 128)

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении движений, снижении скорости и ловкости выполнения. (11, с. 47)

Физическое развитие и воспитание детей с ОНР старшего дошкольного

возраста является органичной частью воспитательно -образовательного процесса в группе компенсирующей направленности.

В физическом развитии и воспитании дошкольников с ОНР индивидуализация определяется следующими факторами:

состоянием здоровья детей (на основе группы здоровья определяется физическая нагрузка, характер закаливающих процедур, оптимальные виды двигательной деятельности);

характером двигательной активности (объем, интенсивность и содержание двигательной деятельности у детей различна, в связи с этим выделяются дети с высоким уровнем двигательной активности, средним, малоподвижные);

уровнем физического развития и физической подготовленности (антропометрические показатели, уровень развития физических качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости и т. д.);

уровнем двигательного развития ( степень овладения детьми основными видами движений: ходьбой, бегом, прыжками и др.);

половой принадлежностью ребенка. (19, с. 209)

Учет вышеназванных особенностей в организации физкультурно-оздоровительной деятельности необходим, поскольку определяет выбор оптимальных форм и методов оздоровления детей с ОНР, обеспечивает адекватную оценку их физического и двигательного развития, что в свою очередь способствует поддержанию и развитию детской индивидуальности.

Двигательная деятельность предоставляет широкие возможности для

проявления личностных особенностей детей с ОНР, раскрытия творческого

потенциала в двигательной сфере благодаря разнообразию видов двигательной активности, непринужденности и раскрепощенности детей в движениях, мышечному удовольствию и радости. Ребенок получает возможность проверить свои физические силы, быть успешным и признанным (в подвижных играх, эстафетах и др., преодолеть имеющиеся страхи и неуверенность при выполнении движений. Безусловно, все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, становится основой не только для формирования последующих двигательных навыков, но и для личностного развития – когнитивного, социального, эмоционального.

В группах компенсирующей направленности для детей с ОНР решение задач физической культуры дошкольников возможно лишь при условии привлечения детей к активным занятиям физическими упражнениями в различных формах, что обеспечивает наибольший педагогический и оздоровительной эффект.

Двигательный режим в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи обеспечивается следующими формами работы:

прием детей, самостоятельная двигательная деятельность – ежедневно;

утренняя гимнастика – ежедневно, 10 минут;

прогулка (1 половина дня) : подвижные игры и физические упражнения; самостоятельная двигательная деятельность; индивидуальная работа по развитию движений и регулированию двигательной активности детей;

образовательная деятельность по физическому развитию детей (3 раза в неделю по 25 минут);

подвижные игры и упражнения под руководством воспитателя (ежедневно 10 минут);

образовательная деятельность по музыкальному развитию детей,

логоритмические занятия (2 раза в неделю по 25 минут);

физминутки (ежедневно, 1-3 минуты);

пальчиковая гимнастика (ежедневно);

упражнения на координацию речи и движений (ежедневно);

артикуляционная гимнастика (ежедневно);

гимнастика после сна (ежедневно, 8-10 минут);

динамический час (2 раза в неделю);

прогулка (2 половина дня) : подвижные игры; самостоятельная двигательная деятельность;

физкультурный досуг (1 раз в месяц, 30 минут);

физкультурный праздник (1 раз в год, 50 минут);

День здоровья (1 раз в квартал). (19, с. 210)

Каждая из перечисленных форм организации физического воспитания детей с ОНР имеет собственную целевую направленность и призвана решать свои специфические задачи. Игнорирование какой-либо из форм существенно обедняет процесс физического воспитания и не способствует комплексному решению физкультурно-оздоровительных и коррекционных задач.

Специфичными формами физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР являются логоритмические занятия, ежедневное проведение пальчиковой гимнастики, упражнений на координацию речи и движений, артикуляционной гимнастики. (5, с. 81)

Логоритмика это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных упражнений происходит коррекция и развитие двигательной и речевой сферы детей, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются важные личностные качества, такие как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Занятия проводят музыкальный руководитель, учитель-логопед и

воспитатель группы. (5, с. 82)

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка. (11, с. 95)

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно на вечерних коррекционных занятиях воспитателя во второй половине дня, на логоритмических занятиях, может проводиться в ходе утренней гимнастики.

Ежедневно в группах компенсирующей направленности проводится пальчиковая гимнастика и упражнения на координацию речи и движений. Упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в сочетании с другими движениями (например, с ходьбой, в том числе и на месте, с элементарными упражнениями для рук и ног) и направлены на развитие ручной умелости, мелкой моторики и координации. Кроме того, они способствуют улучшению памяти, развивают фантазию и речь ребенка. (11, с. 96)

Следовательно, физкультурно-оздоровительная работа, проводимая в группе компенсирующего вида – это работа, направленная на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка с ОНР: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация поставленных задач, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями коррекционных групп в условиях специально организованных форм

оздоровительной работы.

В работе с детьми с ОНР необходимо использовать личностно-ориентированный подход, как в воспитании, так и в обучении. Ведущий принцип– учёт личностных особенностей ребёнка с недоразвитием речи, учёт его интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка с ОНР закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью. (17, с. 148)

В процессе взаимодействия с ребенком с ОНР следует также заботиться о его психическом и социальном здоровье, благополучии. Основная задача связана с обеспечением эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, физическая культура охватывает все стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для физического развития двигательной сферы детей с ОНР. Специфичными формами физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР являются логоритмические занятия, ежедневное проведение упражнений на координацию речи и движений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Физкультурное занятие компенсирующей направленности «Поможем Старику Хоттабычу» для детей подготовительной к школе группыФизкультурное занятие компенсирующей направленности «Поможем Старику Хоттабычу» для детей подготовительной к школе группы Физкультурное занятие для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Поможем Старику Хоттабычу» Цель: : Создать.

Конспект НОД на тему «Овощи» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Конспект НОД на тему «Овощи» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Основная образовательная область «Развитие.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по рисованию «Дымковская роспись. Барышня»Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по рисованию «Дымковская роспись. Барышня» Цель: Приобщать детей с ЗПР к народной культуре,народным промыслам. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Закрепить знания детей о народных.

Консультация для воспитателей «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Консультация для воспитателей: «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Двигательный режим включает в себя.

Квест «Сундучок знаний» в подготовительной группе компенсирующей направленностиКвест «Сундучок знаний» в подготовительной группе компенсирующей направленности 1 сентября - День знаний. Дошколята, как и школьники, весело встречают первый осенний день. И ребята подготовительной группы "Радуга".

Особенности коррекционно-профилактической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с НОДАОсобенности коррекционно-профилактической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с НОДА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Дюймовочка» Старооскольского городского округа Особенности.

Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности «Лесные жители»Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности «Лесные жители» Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности "Лесные жители" 1. Проект в подготовительной группе "Цветики" компенсирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации двигательного режима в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Опубликовано: 28 ноября 2023 в 14:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД