МААМ-картинки

Особенности обследования ребенка с алалией

Дефектолог
Особенности обследования ребенка с алалией

1. Комплексность. В обследовании должны участвовать педиатр, невропатолог/психоневролог, офтальмолог, оториноларинголог, психолог, логопед и другие специалисты согласно показаниям.

2. Контакт. Знакомство с ребенком и проведение обследования можно осуществить в естественной обстановке для обследуемого : дом и присутствие близких людей могут поспособствовать установлению контакта с ребенком.

3. Игра. Обследование должно осуществляться в игровой форме.

Публикация «Особенности обследования ребенка с алалией» размещена в разделах

4. Материалы. Нужно заранее подобрать дидактический материал, который будет соответствовать возрасту, и сможет вызвать и поддержать интерес ребенка, так как это будет, возможно, его единственным мотивом взаимодействия.

5. Неречевые задания. Необходимо подготовить материал и задания, требующие ответа в форме показа картинок, выполнения действий, а также другие неречевые формы ответа, так как у обследуемого ребенка может полностью отсутствовать речь.

6. Понимание. Для специалиста, проводящего обследование, важным моментом является определение состояния импрессивной речи в игровом общении с ребенком, а после – в целенаправленных заданиях.

7. Неречевые функции. Начало обследования – выявление особенностей и состояния неречевых функций, влияющих на формирование речи: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, психомоторное развитие.

8. Интеллект. Важная часть обследования – состояние интеллекта, его соответствие возрастной норме/ нижней границе, так как от этого будет зависеть прогноз коррекционной работы.

9. Мимика. При обследовании импрессивной речи нельзя пользоваться жестами, выраженной интонацией, мимикой, возможна даже экранизация губ для исключения чтения с губ. Всё это необходимо для того, чтобы ребёнок понимал только речь специалиста, проводящего обследование.

10. Наблюдение. Моменты повседневной жизни ребенка могут быть весьма информативными для проводимого обследования, поэтому наблюдение за общением с близкими, со взрослыми, с детьми; за поведением в одиночестве, в коллективе, за особенностями игры, эмоциональными реакциями и другими особенностями ребенка будет полезно для специалиста.

11. Длительность. Обследование ребенка с алалией продолжается в совместной с ним деятельности и в процессе коррекционной работы, не заканчиваясь выделенным временем в ДОУ.

12. Заключение. Заключение «алалия» ставится после сопоставления данных обследования всех специалистов не ранее первого этапа коррекционного воздействия.

13. Слух. Если есть подозрения наличия у ребенка сенсорной алалии, то соответствующему специалисту необходимо провести неоднократное исследование состояния слуха.

Примечания.

- При обследовании необходимо выявить и использовать факторы, способные разграничить детей с алалией от детей с другими речевыми нарушениями.

- При сборе анамнеза стоит обратить внимание на отсутствие или резкое ограничение лепета. Родители могут описывать ребенка как понимающего, но не желающего говорить, а в ряде случаев – как упрямого и ленивого.

- В эмоционально окрашенных ситуациях общения дети избирательно используют мимику и жестикуляцию вместо речи.

- Первые слова появляются поздно, фразовая речь может формироваться лишь после 5-6 лет.

- Обследование продолжается параллельно с начатой коррекционной работой с установлением следующих особенностей : вступление в контакт, проявление негативных реакций общего и речевого характера, отношение к ходу и материалу занятий, реакции на изменение ситуации, критичность к своему состоянию, внеречевое и речевое общение, стремление к общению и исправлению речи.

- Необходимо выявить интересы к игрушкам, играм, книгам, у школьника, в частности, уточняются учебные интересы. Также нужно учитывать активность и работоспособность при обследовании, характер игровой и учебной деятельности, запас сведений, представлений о величине, форме, месте расположения предметов и многое другое.

- Для изучения словаря, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи применяется общепринятая в логопедии схема обследования и специально подготовленные пособия, речевые упражнения, задания на словообразование и словоизменение, а также длительное наблюдение за процессом выполнения заданий.

- Для отграничения детей с сенсорной алалией от слабослышащих, глухих, с преимущественным нарушением восприятия детей нужно уточнить состояние слуха, понимания, гнозиса, праксиса, мелкой моторики, общедвигательной сферы и практических навыков.

- Артикуляционная моторика исследуется специальными упражнениями в игровой форме.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Особенности адаптации первоклассника Особенности адаптации первоклассника Одним из самых сложных и ответственных периодов для первоклассников, обучающихся, как с 6, так и с.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Презентация «Тесты для обследования внимания детей с ОВЗ»Презентация «Тесты для обследования внимания детей с ОВЗ» В детстве человек получает колоссальный объем знаний о мире. Качество запоминаемой информации напрямую зависит от того, как протекают.

Презентация «Тесты для обследования восприятия у детей с ОВЗ»Презентация «Тесты для обследования восприятия у детей с ОВЗ» Особенности и развитие восприятия у ребенка с ОВЗ Действие и восприятие – те проводники, благодаря которым ребенок познает все, что его.

Протокол обследования обучающихся 9-х классов «Профессиональные склонности» [b]Протокол обследования [/b]Опросник профессиональных склонностей обучающихся 9-х классов. Автор данного опросника - Л. Йовайши (автор.

Развернутый план диагностического обследования ребенка ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА Ф. И. ребенка___ Возраст___ Область диагностики Виды психических процессов; особенности.

Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет»Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет» Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2-3 лет»Автор: Булгакова Н. А. Наш внук пропустил свой первый новогодний.

В помощь социальному педагогу. Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего (памятка по заполнению) УТВЕРЖДАЮ: Заведующий ГДОУ ТО «Узловский детский сад»: Т. В. Миронова__ Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности обследования ребенка с алалией
Опубликовано: 13 января 2021 в 12:46
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД