Папки-передвижки

Особенности коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с нарушенным слухом на музыкальных занятиях

Светлана Кислова
Особенности коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с нарушенным слухом на музыкальных занятиях

Особенности коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с нарушенным слухом на музыкальных занятиях.

Кислова Светлана Владимировна, музыкальный руководитель ВКК

Публикация «Особенности коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с нарушенным слухом на музыкальных занятиях» размещена в разделах

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Целью коррекционно-педагогической помощи является создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

К нам поступают малыши с 3-х до 7 лет с разным уровнем физического, психического, умственного развития и разной степенью тугоухости, что также требует к ним индивидуального подхода.

Музыкальные индивидуальные занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью по 10-12 минут на каждого ребенка. На занятиях используются индивидуальные слуховые аппараты и индукционная установка (магнитная петля) в зале.

На первом году обучения формирую реакцию на звуки всех октав фортепьяно и выявляю музыкально – слуховой диапазон, доступный слуховому восприятию каждого ребенка. На индивидуальных занятиях вырабатывается реакция на звучание повышенной громкости (не применяя аппаратуры) и умеренной громкости (с применением аппаратуры). Неслышащие дети реагируют на звуки низкого регистра и, частично, среднего, включая первую октаву. Слабослышащие дети реагируют на звуки всего диапазона фортепьяно. Формирование восприятия музыки лучше вырабатывать сидя, в состоянии покоя, поэтому на первом году обучения для неслышащих детей нет реакции на окончание звучания. В начале каждого индивидуального занятия даю упражнения на проверку работы аппаратуры.

На втором году обучения ставится задача: реагировать на начало и окончание музыки. Давая задание ребенку, использую набор однообразных фигур и действий: удары в бубен, в ладоши и др. Сначала слушание проводится возле инструмента, отвернувшись (слуховое восприятие, а затем с расстояния 1 м и более, повернувшись к инструменту (восприятие слухо-зрительное). На этом же году обучения учу ребенка различать умеренный и быстрый темп музыки на примере марша и бега. Особенно уделяется внимание восприятию регистров. Ребенок начинает различать низкие, средние и высокие звуки. Для различения регистров использую характерные образы мишки, зайки и птички. Музыка играется обязательно с перерывом.

Важное значение имеет использование пауз. Паузы учат ребенка вслушиваться, ждать музыку, следить за ее началом и окончанием; они помогают ощущать форму произведения. Для каждого ребенка паузы подбираю различной длительности, исходя из его индивидуальных особенностей.

На третьем году обучения на индивидуальных занятиях знакомлю детей с динамикой. Для формирования понятия «громко-тихо» даю упражнение, в котором у ребенка происходит обнаружение этого громкого сигнала на фоне умеренного звучания. Поэтому, первым дается тихий звук и, это приносит ему уверенность в себе и радость познания. Также ставлю целью различать на слух быстрый и медленный темп, узнавать марш, соотносить звучание музыкально-шумовых инструментов с соответствующим регистром фортепьяно.

На четвертом и пятом годах обучения ребенок различает три контрастные пьесы (марш, вальс, полька, а некоторые 4-5 пьес (марш, вальс, полька, песня, пляска). Проводя музыкальные занятия и индивидуальную работу, большое внимание уделяю обучению игре на детских музыкально-шумовых инструментах. Игра на шумовых инструментах наиболее доступна для освоения детьми с нарушением слуха. Для игры на них не требуется особой выучки, приемы просты и представляют собой естественные движения (встряхивание, удары и т. д.).

Старшие дети уверенно действуют под музыку без участия зрения. Но этот навык может быть недостаточно прочным. Некоторые из них, увидев, что я взмахнула руками над клавишами, тут же начинают выполнять движения. Такого рода проверки нужны, чтобы убедиться, достаточно ли прочен тактильно-вибрационный и слуховой навык. Но проводить их нужно не часто и не со всеми детьми, т. к. дети, страдающие дефектами слуха, относятся болезненно к своим неудачам и иногда отказываются выполнять задание.

Особое место в музыкальном воспитании детей занимают праздничные утренники и развлечения. Все праздники, построены с учетом психофизических особенностей детей. Любому из них предшествует индивидуальная работа с детьми. Разучиваются отдельные номера, эпизоды, танцы, которые затем включаются в утренник. Каждый ребенок с радостью принимает участие, показывая умения и достижения. Это способствует эмоциональной разрядке, предупреждает ситуацию безразличия к окружающему, повышает эмоциональный тонус. Ежегодно наши воспитанники принимают активное участие в областных и районных инклюзивных фестивалях для детей с ограниченными возможностями здоровья – «В кругу друзей», «Парус мечты», «Мы – вместе».

Занимаясь индивидуальными занятиями, последовательно вырабатывается у дошкольников с нарушением слуха устойчивый навык слухового восприятия музыки.

Литература: Г. И. Яшунская «Музыкальное воспитание глухих дошкольников», Москва «Просвещение» 1977 год, 318 с. ; Г. В. Короткова – научный сотрудник лаборатории дошкольного воспитания аномальных детей НИИК, курсы, Москва 1992 год; из своего опыта работы.

Публикации по теме:

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя - логопеда Хворовой Е. В. на 2017 - 2018 учебный год. Март Документационный блок.

Использование настольного театра на музыкальных занятияхИспользование настольного театра на музыкальных занятиях Музыкальное занятие с применением настольного театра "Сказка о Щелкунчике" В занятии используется музыка из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Коррекционно-оздоровительные упражнения на занятиях по физкультуре в ДООКоррекционно-оздоровительные упражнения на занятиях по физкультуре в ДОО Коррекционно-оздоровительные упражнения на занятиях по физической культуре в дошкольной образовательной организации. Авторы: инструктор.

Методические рекомендации «Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы» Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время,.

Проект «Моя семья» с детьми старшей группы с нарушенным слухом.Проект «Моя семья» с детьми старшей группы с нарушенным слухом. Проект «Моя семья» Актуальность выбранной темы: Любая педагогическая система не существует без семьи. В воспитании сегодняшнего ребёнка.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с нарушенным слухом на музыкальных занятиях
Опубликовано: 19 июня 2023 в 19:27
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД