Папки-передвижки

Особенности характера подростков

Хачатурян Анна Георгиевна
Особенности характера подростков

А. Е. Личко (1977, 1999) применительно к подростковому возрасту выделяет

11 типов акцентуаций характера : гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный

истероидный, неустойчивый, конформный. Кроме этого, автор выделяет еще

14 подтипов (гипертимно-неустойчивый, гипертимно-истероидный, истероиднонеустойчивый, лабильно-истероидный, лабильно-неустойчивый, сенситивно-лабильный, конформно-гипертимный и т. д.) и смешанные типы, которые, по мнению автора, составляют почти половину явных акцентуаций характера.

Публикация «Особенности характера подростков» размещена в разделах

Сложность такой классификации, с одной стороны, оправданна, поскольку крайне трудно втиснуть в какие-либо рамки все многообразие проявлений характера.

Систематика акцентуаций характера, предложенная В. Т. Кондратенко (1988,

включает в себя следующие типы особенностей (акцентуаций) характера в подростковом возрасте : эксплозивный, эпилептоидный, шизоидный, психастенический, сензитивный, астенический, истероидный, неустойчивый, эмоционально-лабильный и гипертимный.

В данной классификации по сравнению с классификацией А. Е. Личко исключены конформный и циклоидный типы и включен эксплозивный.

Конформность, т. е. тенденция личности изменять свое поведение таким образом, чтобы оно соответствовало поведению и требованию других людей, проявляется в тех случаях, когда между собственным мнением индивида и позицией социальной группы существуют расхождения, возникает конфликт, решение которого осуществляется путем соглашательства и примиренчества в пользу мнения

группы.

Существует три способа реагирования личности на групповое «давление» :

внушаемость (бессознательное и бесконфликтное принятие мнения группы, конформность и коллективистическое самоопределение (сознательная солидарность

личности с социальной группой). При этом коллективистическое самоопределение выступает как альтернатива внушаемости и конформности.

Типичные, по мнению А. Е. Личко, для конформного типа акцентуации — подражательство, желание жить «как все», поступать «как все», равно как и повышенная внушаемость, присущи вообще подростковому возрасту, а в утрированном

виде нередко встречаются при различных типах акцентуации, особенно часто при неустойчивом и истероидном.

Циклоидный тип акцентуации, так же как и паранойяльный, в подростковом

возрасте встречается крайне редко и требует дифференциальной диагностики с нерезко выраженными формами аффективных расстройств. В то же время эксплозивный тип аномалии характера давно выделяется в детской и подростковой психиатрии (Сухарева Г. Е., 1958; Ковалев В. В., 1981). Особенно часто эксплозивный тип психопатии встречается в старшем подростковом возрасте (Спивак Л. И., 1979).

Ниже приводится описание основных типов особенностей характера у подростков.

Эксплозивный (возбудимый) тип. Встречается чаще у мальчиков и выражается в общей повышенной возбудимости, склонности к бурным аффективным и

двигательным реакциям. Такие черты характера проявляются довольно рано У детей это прежде всего реакции активного или пассивного протеста. В ответ на

запреты, замечания, наказание дети с эксплозивным типом особенностей характерактера быстро возбуждаются, становятся злобными и даже агрессивными, однако такое состояние вскоре проходит, они успокаиваются и не помнят об обиде.

Э. Кречмер (Kretschmer, 1927) рассматривал эксплозивные реакции как тип

реагирования, при котором «сильные аффекты разряжаются без задержки размышлением».

Наиболее часто эксплозивный тип особенностей характера встречается в старшем подростковом и юношеском возрасте. Основные его проявления — взрывчатость и трудность сдержать себя при волнении. Малейший повод вызывает у таких подростков аффективные реакции, которые сопровождаются вегетососудистой неустойчивостью (игра вазомоторов лица, груди, неустойчивость АД, тахикардия, расширением зрачков, учащением дыхания и т. п. Типично двигательно-речевое возбуждение, сопровождающееся криками, плачем, заиканием, склонностью к агрессии и аутоагрессии.

После аффективной реакции подростки сожалеют о происшедшем, но новая

малозначительная причина приводит к новой вспышке возбуждения. Вследствие этого они конфликтны, требовательны к окружающим, однако эмоциональное напряжение у подростков с эксплозивным типом, в отличие от эпилептоидов, легко разрешается.

Такие подростки не переносят одиночества, тянутся в компанию, но в то же

время в ней трудно уживаются. Они не терпят, если им противоречат, не выносят критических замечаний в свой адрес, не могут спокойно относиться к любой конфликтной ситуации, тотчас же вмешиваются, принимая обычно сторону «несправедливо» обиженных. Они непоседливы, с трудом выполняют работу, требующую терпения, а любое ожидание вызывает у них активный протест. Помимо аффективной неустойчивости такие подростки отличаются узостью интересов, легкомыслием, незрелостью желаний, склонностью к хвастовству, лживости, болтливости, сосредоточенностью на сексуальных переживаниях. Нередко на передний план выступают черты демонстративности, склонность к «оригинальничанью». Подростки с эксплозивным типом особенностей характера эгоистичны,

циничны, грубы, но вместе с тем трусливы и легко внушаемы. Склонны игнорировать любые порядки и нередко являются инициаторами скандалов и драк. Реакции эмансипации выражены резко и протекают тяжело. Подростки рано начинают требовать от родителей «полной свободы», не терпят противоречий и ограничений, но, в отличие от эпилептоидов, не застревают на этих реакциях, быстро забывают о конфликтах. Неустойчивость настроения, повышенная внушаемость и снижение волевой активности способствуют легкому возникновению у них влечения к алкоголю, наркотикам и другим вредным привычкам.

Эпилептоидный (инертно-импульсивный) тип близок к эксплозивному,

имеет ряд общих признаков, таких как эмоциональная напряженность, несдержанность, гневливость, аффективная неустойчивость, конфликтность, требовательность, агрессивность. Поэтому эпилептоидный и эксплозивный типы часто рассматриваются в общих рамках возбудимых психопатий. Отличительными, характерными только для эпилептоидного типа признаками, являются инертность эмоций, застревание на обидах, мстительность, жестокость, отсутствие душевной гибкости, упрямство, болезненно обостренная настойчивость в достижении цели,

длительные, продолжающиеся иногда сутками, дисфории.

П. Б. Ганнушкин (1933) самыми характерными свойствами эпилептоидов считал: 1) крайнюю раздражительность, доходящую до приступов неудержимой ярости; 2) приступы расстройства настроения, окрашенного тоской, страхом, гневом и 3) моральные дефекты (антисоциальные установки).

Подростков с эпилептоидными особенностями характера отличает мрачно-угрюмый фон настроения, недоброжелательность в отношениях с окружающими.

Привычная обстановка вызывает немотивированное раздражение. В голову приходят воспоминания о старых обидах, конфликтах, все становится «противным»,

вызывает ненависть и отвращение. Злоба и гнев нарастают медленно и могут внезапно выплеснуться на первого встречного. А. Е. Личко (1983) образно сравнивает аффективные разряды эпилептоида со взрывом парового котла, который прежде долго и постепенно закипал.

Аффекты отличаются силой, продолжительностью, а также жестокостью, циничностью, обнаженностью инстинктивных побуждений. В состоянии аффекта подростки иногда кажутся бесстрашными, поскольку не могут соразмерить свои силы с силами соперника. В любом случае поступки их определяются не столько рассудком, сколько влечениями. Такие подростки не прислушиваются к чужому мнению, совершенно не терпят, если им противоречат, не выносят критических замечаний в свой адрес. Они крайне себялюбивы, эгоистичны, властны и вместе с тем подозрительны, обидчивы, мелочны и придирчивы. Любое неповиновение приводит их в ярость, а затаив злобу, они могут месяцами «выслеживать» жертву, чтобы отомстить ей. Эти качества позволяют подчинить себе более сильных и старших по возрасту, в том числе и родителей.

В группе сверстников эпилептоиды всегда стремятся занять лидирующие позиции, и всякая попытка лишить их «власти» сильно бьет по самолюбию, не дает покоя, побуждает отстаивать лидерство любыми путями. В школе или в группе со строгим дисциплинарным режимом такие подростки склонны к доносам, наушничеству и делают это не по моральным убеждениям, а ради того, чтобы посмотреть, как будет мучиться, «жариться на сковородке» жертва его доноса. Чтобы добиться себе привилегий или власти над сверстниками, они угодничают, льстят учителям или воспитателям.

В семье подростки эпилептоидного типа — деспоты, полностью игнорирующие существующий порядок, семейные традиции и требующие себе особых привилегий. Не повышая голоса, они могут довести родителей до «белого каления», а потом уйти из дому и не возвращаться часами. Злопамятные и циничные, они не желают считаться даже с минимальными требованиями окружающих. Эпилептоиды способны из-за пустяка нагрубить, просто из «интереса» испортить настроение близким. Если же при этом они встречают отпор, становятся злобными и агрессивными.

Еще П. Б. Ганнушкин (1933) говорил, что эпилептоиды «люди инстинктов и

примитивных влечений. они ни в чем не знают меры: ни в безумной храбрости, ни в актах жестокости, ни в проявлениях любовной страсти». Интенсивное половое влечение, склонность к сексуальным эксцессам у эпилептоидов могут сочетаться с садистскими и мазохистскими наклонностями. Будучи неразборчивыми в половых связях, они тем не менее не стремятся к быстрой смене партнера, и не потому, что хранят верность, а просто привыкают к нему и с ним более полно удовлетворяют свой половой инстинкт. Интенсивность влечений проявляется стремлением к пьянству и употреблению наркотиков. Пьют такие подростки обычно много, предпочитая крепкие напитки. В состоянии опьянения бывают злобными, жестокими, агрессивными. Аномальность влечений нередко выражается в склонности к немотивированным побегам, бродяжничестве, стойкой суицидальной настроенности. Правонарушения таких подростков отличаются импульсивностью, бездушием, жестокостью.

Среди увлечений превалируют азартные игры, коллекционирование и виды

спорта, которые позволяют «взять верх» над окружающими (самбо, каратэ, бокс). в следующей публикации я продолжу описание характера подростков

Публикации по теме:

Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка»Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка» .

Круглый стол «Мы за жизнь без табака!» для подростков 12–17 летКруглый стол «Мы за жизнь без табака!» для подростков 12–17 лет Круглый стол «Мы за жизнь без табака!» В старшей группе ГКУ СРЦН «Надежда» прошло профилактическое мероприятие по пропаганде отказа от.

Летние игры исследовательского характера с детьми среднего и старшего дошкольного возрастаЛетние игры исследовательского характера с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Наши помощники - книги. У каждого воспитателя с годами накапливается педагогическая литература. Не все книги, если можно так выразиться,.

Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках Орксэ» Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках ОРКСЭ как условие формирования духовной, нравственной культуры.

Музыкально-дидактическая игра на липучке «Цветок настроения». Определение характера музыкиМузыкально-дидактическая игра на липучке «Цветок настроения». Определение характера музыки "ЦВЕТОК НАСТРОЕНИЯ" Цель: развивать у дошкольников представление о различном характере музыки (весёлая, грустная, жизнерадостная) Материал:.

НОД познавательно-практического характера для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный фильтр» Непосредственная образовательная деятельность познавательно - практического характера для детей старшего дошкольного возраста Образовательная.

Отчёт о летнем лагере для подростков с ОВЗОтчёт о летнем лагере для подростков с ОВЗ Летняя пора – радостное и самое желанное время для людей всех возрастов. Это время не только для отдыха, но и для общения, познания и развития.

Памятка для родителей «Игрушки как отражение характера ребёнка»Памятка для родителей «Игрушки как отражение характера ребёнка» Плюшевые игрушки нравятся ребёнку,который любит новые ощущения и переживания,он очень впечатлителен,эмоционален и зависим от отношения.

Рассказ для подростков «Помощь Матронушки»Рассказ для подростков «Помощь Матронушки» Предлагаю для ребят и их родителей эту историю из жизни. ПОМОЩЬ МАТРОНУШКИ Вера после девятого класса поступила в медицинский колледж,.

Тренинг для подростков «Учись говорить «нет»Тренинг для подростков «Учись говорить «нет» Цель: формировать у воспитанников устойчивый навык неприятия алкоголя, курения, наркотиков, умение активного противостояния пагубным привычкам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности характера подростков
Опубликовано: 10 апреля 2023 в 13:21
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности характера подростков» (включая файлы) размещена пользователем Хачатурян Анна Георгиевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД