Лучший педагог года

Особенности глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Алена Каменева
Особенности глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Введение

Актуальность темы исследования. В процессе становления речи ребенок овладевает лексическим запасом, осваивает социально закрепленные значения слов. В итоге в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные передачи. Поэтому формирование словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии глагольного словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных.

Публикация «Особенности глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» размещена в разделах

Глагол отличается сложностью содержания, семантической емкостью, разнообразием парадигматических и семантических связей и занимает центральное положение в структуре предложения. Малый объем слов, обозначающих действия, задерживает развитие предикативной функции речи у детей, на основе которой формируется внутренняя речь, и умение изложить собственные мысли в развернутом высказывании.

В логопедической литературе неоднократно поднимался вопрос об особенностях формирования лексической системы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Развитие лексической стороны речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе описаны в работах многих авторов – Г. В. Чиркиной, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Н. С. Жуковой и других. Направлению формирования глагольной лексики уделяется не много внимания. Вопросу развития глагольного словаря посвящены исследования Г. В. Бабиной, С. Н. Коноваловой.

Таким образом, актуальность данной работы определяется недостаточной разработанностью данной проблемы в литературе, необходимостью обеспечить целенаправленную работу по развитию глагольного словаря во всех видах детской деятельности, как на специальных занятиях, так и вне их.

Цель – выявить особенности развития глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Объект – глагольный словарь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет – особенности глагольного словаря детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Гипотеза – глагольный словарь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеет количественные и качественные особенности различной степени выраженности.

Задачи:

1) изучить особенности развития глагольного словаря в онтогенезе;

2) охарактеризовать особенности развития глагольной словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;

3) подобрать методику для обследования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня;

4) проанализировать полученные результаты.

Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами:

- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);

- эмпирические (наблюдение за детьми, педагогический эксперимент);

Практическое значение: результаты данной работы могут быть интересны воспитателям, родителям, студентам, логопедам.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с

нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи III уровня

1.1. Развитие глагольного словаря в онтогенезе

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал (а, и, о? Глагол может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого.

Об усвоении глагола можно сказать, что эта часть речи формируется и усваивается ребенком не сразу, а постепенно. Это связано с постепенным формированием речи ребенка и прохождением каждого из этапов усвоения языка.

Первые глаголы, которые появляются в речи ребенка, являются глаголами – побуждения, обращенными к взрослым, что соответствует несложным социальным потребностям маленького ребенка. Эти глаголы, усваиваемые ребенком, не являются словами в лингвистическом смысле. Часто это просто синонимы, стимулирующие какое-то конкретное действие. Наиболее ранние из них: «дай», «ди» (1 год – 1 год 4 месяца). Слово «ди» для многих детей сигнал того, что тот, что произносит это слово, сейчас возьмет его на руки. Но как только ребенок начинает употреблять глагол как отдельное слово, он сразу осмысливает его обобщенное значение: ребенок совершает конкретные действия с предметами, видя, как такие же действия совершают близкие ему люди, и усваивает название этих действий.

Позже появляются глаголы «сиди», «ищи». Постепенное расширение коммуникативных потребностей ребенка (расширяется его участие в делах окружающих, развиваются познавательные интересы) особенно заметно в постепенном накоплении глагольной лексики, но основное место продолжают занимать «детские слова» : «бух» - упал, «ба» - спать, «тю-тю» - спрятался. К двум годам появляются новые глагольные лексемы, которые в совокупности полно отражают действия и состояния, доступные наблюдению и уровню понимания ребенка : «сяди» - садись, «селя» - пошел, «лисить» - лежит, «хацю» - хочу и т. д. Затем глагольная лексика активно употребляется в предложениях: «Сябака бисить» - собака бежит, «Ниська лисить» - книжка лежит. К трем годам насчитывается до 325 глаголов.

Основные этапы усвоения глаголов :

1 этап: 1 год 3 мес. – 1 год 8 мес. – несколько позже существительных появляются названия действий «ди», «бух» (5 слов).

2 этап: 1 год 8 мес. – 1 год 10 мес. – неспрягаемые формы во 2-ом лице ед. числа повелительного наклонения: «писи», «ниси», «ди», «дай».

3 этап: 1 год 10 мес. – 2 года 1 мес. – первые грамматические формы 18 глаголов : повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, инфинитив, настоящее и прошедшее время 3-го лица ед. числа 9окончание -ет, -ит, -а). Часто опускаются приставки. Первые возвратные глаголы.

4 этап: 2 года 1 мес. – 2 года 3 мес. – усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн. числа). Разграничивается: настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род.

5 этап: 2 года 3 мес. – 3 года – усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, на месте одних приставок иногда употребляются другие: «искрасил» - выкрасил, «растемнело» - стемнело.

6 этап: 3 – 4 года – часто нарушается чередование в основах: «ачисту» - почищу. Частицы не упускаются. Неологизмы с использованием приставок: «намокрил» - намочил, «искомочил» - смял в комок.

7 этап: 4 года – 7 лет – нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5-ти лет самостоятельное образование глаголов от других частей речи.

При объяснении значения глаголов дети используют стратегию включения глагола в контекст. В дальнейшем дети переходят к овладению значения слова через конкретизацию с опорой на основные признаки. Таким образом, при объяснении значения глагола дети 6-ти летнего возраста используют следующие способы :

- объяснение значения через включение в контекст (ехать – на машине);

- синонимизация, т. е. воспроизведение глаголов близких по семантике (идти – шагать, плыть – купаться);

- толкование слова путем конкретизации действия (бегать – быстро шагать);

- использование других грамматических форм (лезть – лезут);

- дети без нарушений речи часто воспроизводят способ действия (идти – пешком).

У детей без речевой патологии не встречаются случайные ответы и отказы.

Названия действий (кроме слова «дай») появляются несколько позже, чем названия предметов, и первоначально опускаются при построении предложений. Появившиеся названия действий используются в той форме, в какой они чаще всего воспринимаются от окружающих, т. е. в форме инфинитива, побуждающего ребенка к тем или иным действиям или запрещающего их. В течение, какого-то времени глагол не согласуется с тем словом, к которому он относится. С появлением в речи ребенка двух – трех форм одного и того же глагола (пить – пьет, спи – спит – спал) устанавливается согласование между субъектом и предикативом сначала в числе, несколько позже в лице и роде. К началу формирования словоизменения глаголов их запас в речи ребенка достигает 50.

1.2. Развитие глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня

Обогащение глагольного словаря детей дошкольного возраста имеет особое значение. Глагол отличается сложностью содержания, семантической емкостью, разнообразием парадигматических связей и занимает центральное положение в структуре предложения. Трудности усвоения и активного использования глагольного словаря детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня связаны в основном с абстрактным значением глаголов, с широтой и неопределенностью их отнесенности, с недостатками формирования предикативной функции речи.

Г. В. Бабина, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева описывают в своих работах ряд особенностей в развитии глагольного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, отличительным от развития глагольного словаря у детей в норме.

По мнению этих авторов, в глагольном словаре детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, идти, пить, убирать).

Так же отмечают, что значительные различения между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря – это глаголы и прилагательные. В речи детей с общим недоразвитием речи имеются вербальные парафазии, наиболее распространенные из них – замены. В заменах глаголов обращают на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползет – идет, воркует – поет, чирикает – поет).

Кроме этого отмечаются:

- замены слов, обозначающих действия или предметы, словами – существительными (открывать – дверь, играть – кукла, или замена существительных глаголом (лекарство – болеть, кровать – спать, самолет – летать);

- замены глаголов, которые являются особенно стойкими (гладит утюгом – проводит утюгом, косит траву – подрезает траву, стирает белье – моет белье, вяжет – шьет, купает – моет).

Замены слов происходят и по смысловому, и по звуковому признаку. Если ребенок не может подобрать нужное слово, он просто опускает, пропускает предикат.

Особые трудности у детей с общим недоразвитием речи вызывает группировка глаголов. Они часто неправильно выбирают лишнее слово, например, в таких сериях слов : подбежал, вышел, подошел (подошел); стоит, растет, сидит (сидит); идет, цветет, бежит (идет или бежит). Это свидетельствует о несформированности структуры значения глаголов, о невозможности выделить общие признаки при группировке глаголов. Исследования показывают, что при группировке глаголов дети дошкольного возраста основываются на лексическом (корневом) значении слова. Объединения глаголов на основе общих приставок немногочисленны и наблюдаются только у детей с нормальным речевым развитием.

Преобладающим способом объяснения значения глагола является включение в контекст. Дети с общим недоразвитием речи редко используют другие формы глагола, что можно объяснить недоразвитием словоизменения глагола. Наблюдаются существенные различия в толковании слов через конкретизацию действия, его описание. Дети без нарушений речи используют этот способ намного чаще, чем дети с общим недоразвитием речи.

Словарь детей с нарушениями речи обогащается за счет пополнения его конкретными словами. Из-за этого количество слов, имеющих отвлеченное значение, отображающих абстрактные отношения, которые не могут быть выражены наглядными средствами, пополняются медленно и значительно отстают от нормы.

Из-за недостаточного запаса слов и неточного понимания их значения, слова при построении речевых высказываний часто употребляются детьми не вполне уместно («пимо авать» - письмо рисовать, «иле мыть» - белье мыть). Некоторые замены глаголов с одной стороны отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, а с другой – несущественные, также выделять оттенки значения.

Нарушение актуализации словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи проявляются и в искажениях звуковой структуры слова (мяукает – «мяучает», кудахчет – «кудакает»).

В словаре детей с общим недоразвитием речи III уровня мало слов, обозначающих действия. Это задерживает развитие предикативной функции речи у детей, на основе которой формируются внутренняя речь, умение изложить собственные мысли в развернутом высказывании.

Выводы

1. Нарушение формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

2. Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации словаря глаголов и прилагательных.

3. В глагольном словаре дошкольников с общим недоразвитием речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает.

4. Неумение детей с общим недоразвитием речи III уровня дифференцировать некоторые действия приводит к заменам глаголов (вербальные парафазии) и использованию глаголов более общего, недифференцированного значения.

5. Замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, а также выделять оттенки значения.

6. Особые трудности у детей с общим недоразвитием речи вызывает группировка глаголов из-за несформированности структуры значения глаголов и неумения выделить общие признаки.

7. Недоразвитие функции словоизменения приводит к ошибкам использования разных форм глаголов и правильного включения в контекст.

Глава II. Состояние глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

2.1. Содержание методики обследования

Экспериментальное исследование по изучению особенностей глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня проводилось на базе детского сада.

В эксперименте участвовало 7 детей с логопедическим заключением – общее недоразвитие речи III уровня. Средний физиологический возраст участников эксперимента 5 – 6 лет.

Для исследования состояния глагольного словаря были использованы методики О. Б. Иншаковой и Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой.

При обследовании состояния глагольного словаря у группы детей с общим недоразвитием речи III уровня использовались задания из методик О. Б. Иншаковой и Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой.

Целью нашего исследования является обследование состояния глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Задание 1. Назвать характерное действие по предъявленному предмету.

Цель: определить умение соотносить действия с предметами.

Процедура: ребенку предлагаются картинки с изображением одушевленных и неодушевленных предметов, выполняющих различные действия. Ребенок должен выбрать и показать картинку, соответствующую называемому действию.

Инструкция: «Сейчас я буду называть глаголы, а ты внимательно слушай и выбери ту картинку, где совершается данное действие. Покажи, что летит?».

- самолет – летит - дятел – стучит

- солнце – светит - лошадь – скачет

- дождь – идет - заяц – прыгает

Задание 2. Назвать близкие по значению слова-действия.

Цель: выявить умение дифференцировать глаголы близких по значению.

Процедура: перед ребенком раскладываются картинки, на которых изображены различные действия, выраженные близкими по значению действиями. Ребенок по-очереди говорит, кто изображен на картинке и какое действие он совершает.

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кто и что они делают?»

- девочка шьет - девочка варит

- бабушка вяжет - бабушка жарит

- девочка вышивает - бабушка печет

Задание 3. Группировка глаголов.

Цель: определить, может ли ребенок различать слова-действия одинаковые по смыслу.

Процедура: перед ребенком в порядке очереди раскладываются карточки с серией слов, по 3 слова в каждой. Логопед показывает карточки со словами, а ребенок говорит, какое слово лишнее.

Инструкция: «Я буду показывать карточки по 3 слова, и проговаривать их, а ты скажи, какое слово лишнее».

- налил, насорил, вылил

- подбежал, вошел, подошел

- стоит, растет, сидит

- идет, цветет, бежит

- вошел, вылетел, выбежал

Задание 4. Подобрать глагол к существительному.

Цель: определить умение использовать глаголы в единственном и во множественном числе.

Процедура: логопед показывает серии картин, по которым ребенок должен назвать действие в единственном и во множественном числе.

Инструкция: «Посмотри, это бабочка и она порхает. А как будет, если бабочек много?»

- бабочка … (порхает) - бабочки … (порхают)

- цветок … (растет, цветет) - цветы … (растут, цветут)

- девочка … (идет) - девочки … (идут)

- мальчик … (играет) - мальчики … (играют)

Задание 5. Изменение глагола по временам.

Цель: определить умение различать глаголы по временам.

Процедура: предлагаются сюжетные картинки, где совершаются действия в настоящем, прошедшем и будущем временам. Логопед по картинкам задает вопросы, на которые ребенок должен ответить.

Инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинки, а ты внимательно смотри и отвечай на мои вопросы».

- Что делает девочка?

- Что делала девочка?

- Что будет делать девочка?

Задание 6. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Цель: выявить способности дифференцировать и правильно образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Процедура: Ребенку предлагаются парные сюжетные картинки с изображением действий: в стадии выполнения и завершения действия. С опорой на картинку ребенок должен назвать действие, выполняемое предметом.

Инструкция: «Сейчас я буду показывать картинки, а ты внимательно смотри и скажи, где действие уже совершено, а где оно совершается» ( ориентировка на поставленные логопедом вопросы: что делает? что сделал (а).

моет - вымыла

умывается - умылся

рисует - нарисовал

лезет - залез

Задание 7. Образовать глагол с противоположным значением с помощью приставки.

Цель: определить правильное употребление глаголов с разными приставками.

Процедура: Логопед демонстрирует ребенку выполнение задания на первом примере. Это требуется при выполнении всех проб данной серии.

Инструкция: «Я буду показывать тебе карточки со словами, а ты скажи это слово в противоположном значении».

ЗАВЯЗАТЬ - РАЗВЯЗАТЬ

ПРИКЛЕИТЬ -

ВКЛЮЧИТЬ -

ЗАДВИНУТЬ -

Критерии оценки:

3 балла – задание выполняет правильно и самостоятельно;

2 балла – задание выполняет с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;

1 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого;

0 баллов – задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

Суммируя полученные результаты, мы можем определить различные степени выраженности сформированности глагольного словаря детей с общим недоразвитием речи III уровня.

1 - 7 баллов – низкий уровень;

8 – 14 баллов – средний уровень;

15 – 21 баллов – высокий уровень.

Список литературы

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб. : «ДЕТСТВО» ПРЕСС,2001. – 218с.

2. Бабина Г. В., Белобородова Е. В., Любимова М. М. Методические разработки к проведению педагогической практики студентов. – М. 1995.

3. Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык. – М. ; Просвещение, 1993. – 289 с.

4. Васильева С. А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М., 2002. – 120 с.

5. Волкова Л. С. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-о\тов по спец. «Дефектология». – М. ; Просвещение,1989. – 528 с. : ил.

6. Выготский Л. С. Вопросы изучения детской психологии. – СПб. ;1997.

7. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М. ;1996.

8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М. ; 1961.

9. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса. (Дневник научных наблюдений). – С. ,1981.

10. Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. С. ;1990.

11. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие по русскому языку. – М. ; Просвещение,1977. – 272 с.

12. Грибова О. Е., Бессонова Т. П. Обследование грамматического строя речи. – М. ; Владос – 2002.

13. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: метод. Пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 96 с. – (Библиотека логопеда-практика).

14. Жукова Н. С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у

24

дошкольников : Кн. Для логопеда/Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2003. – 320 с. (Серия «Учимся играя»).

15. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда // Коррекционная педагогика. Изд-во «Владос», 2008. – 280 с.

16. Коновалова С. Н. Особенности овладения предикативной лексикой дошкольниками с общим недоразвитием речи различного генеза // Дефектология, 2006 №3.

17. Коновалова С. Н. К вопросу о формировании предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология – М., 2004 №5.

18. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб. : Изд. -во «СОЮЗ»,2001. – 224 с.

19. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. – СПб. : Союз, 1999.

20. Логопедия сегодня: Научно-методический журнал/Т. Б. Филичева, В. И. Селиверстов, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др. ; Под ред. О. С. Орловой. – М. :Изд-ий дом «Образование плюс», 3(21, 2008. – 84 с., ил.

21. Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд. Испр. И доп. – М. : «Мозаика – Синтез»,2005. – 128с.

22. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.

23. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1984. – 191 с.

24. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для детского сада/ В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др. ; Под ред. Ф. А. Сохина. – 3-е изд., испр. И доп. – М. : Просвещение, 1984. – 223 с., ил.

25. Серебрякова Н. В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб., 1996.

26. Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Сост. Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломаха // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб. : Детство – пресс. 2001.

27. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у дошкольников. – М. ,1999.

28. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М. : Гном и Д. 2000.

29. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М. ,1991.

30. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М., 1989.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня «Психолого – педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обусловленного стёртой дизартрией на занятиях.

Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Малафеева Лидия.

Конспект игры-путешествия по лексической теме «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Цель: Обогащение словаря детей на тему «Посуда». Задачи: 1) коррекционно-образовательные задачи: - Развивать связную речь при составлении.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи 1–2 уровня (ТНР) Уважаемые коллеги и родители, я хочу поделиться с Вами конспектом занятия из моей копилки. В моей практике есть дети с тяжелыми нарушениями.

Коррекция словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня Мелешко М. М., студентка ШГПУ научный руководитель: Калинина. О. В., канд. психол. наук, доцент ШГПУ г. Шадринск КОРРЕКЦИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ.

Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Донцова Валентина Анатольевна Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте детей старшего возраста» Цель: повысить знания педагогов о подготовке.

Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Развитие связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения.

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дошкольное детство – период,.

Особенности развития воображения у детей с общим недоразвитием речи Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В настоящее время увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии, в том числе и детей с общим недоразвитием речи. Под общим недоразвитием.

Библиотека изображений:

Публикация Особенности глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алена Каменева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Опубликовано: 20 ноября 2018 в 21:23
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД