Получи документы

Особенности формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Малыгина Дарья
Особенности формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Особенности формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Согласно утверждению специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития. Отличительная особенность данного периода – обеспечение именно общего развития, которое служит в дальнейшем фундаментом для приобретения любых специальных знаний и навыков.

Публикация «Особенности формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций – сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, анализа, синтеза, классификации, систематизации, аналогии, сериации. Математические представления сводятся к следующим категориям: количество, величина, форма, время, пространство, их свойствам и отношениям.

Под формированием математических представлений понимается целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Целью данного процесса является всестороннее развитие личности, а не только подготовка к успешному овладению математикой. Программные требования – требования, предъявляемые Программой детского сада к воспитанию и обучению детей определенной возрастной группы. Развитие дошкольника происходит в момент его участия в различных видах деятельности, соответствующих его возрасту. Все математические представления, доступные ребенку, он извлекает из жизни, в которой принимает деятельное участие, из наблюдений за окружающим его вещественным миром.

Такие понятия, как форма и величина, время суток и направление движения, являются наглядными и легко усваиваются детьми, в то время как количественные представления требуют методичного обучения.

Условием полноценного математического развития является создание развивающей среды. Для формирования элементарных математических представлений требуются целенаправленные занятия и постоянное привлечение внимания ребенка к окружающим его предметам и явлениям. Психологически необходимым правилом для быстрого усвоения новых знаний при обучении детей искусству счета является применение наглядности. Действительные, вещественные предметы – главное наглядное пособие, поскольку они подлежат осязанию, могут быть действительно отнимаемы и прибавляемы по одному и по группам.

Современные педагоги (например, Т. И. Ерофеева) выделяют следующие условия обучения математике в дошкольном возрасте

1. Образование строится согласно установленному стандарту. Если обучение соответствует возрасту ребенка и применяется личностно-ориентированный подход к каждому ребенку индивидуально, то можно рассчитывать в скором времени на объективные достижения.

2. Взаимодействие педагога с родителями является также эффективным методом для математического развития ребенка в условиях детского сада.

3. Учебно-познавательное общение необходимо строить как диалог взрослого и ребенка для того, чтобы исключить появление монолога со стороны взрослого. Ребенка следует приучать мыслить самостоятельно, делиться своими мыслями, слушать партнера, принимать его точку зрения или аргументировано возражать. Интерес собеседников друг к другу – основа познавательного общения.

4. Немаловажным является поддержка познавательного интереса и активности ребенка. Ни в коем случае не следует подавлять познавательную активность ребенка, наоборот, стимулировать и подталкивать его к рассуждениям, активизировать мыслительную активность.

5. Ребенок должен усваивать математические закономерности, позволяющие применять полученные знания в различных ситуациях, а не просто запоминать информацию. Зачастую вместо того, чтобы научиться оперировать умениями сложения и вычитания, дети заучивают результаты сложения и вычитания в пределах 10, что в дальнейшем приводит к проблемам в школе.

6. Знания не являются самоцелью обучения. Конечная цель – вклад в умственное развитие, качественные позитивные сдвиги в нем (Д. Б. Эльконин). Главной целью для дошкольника при решении математических задач является нахождение разнообразных путей решения, поскольку именно это учит ребенка рассуждать, доказывать, не бояться ошибок и проявлять упорство при преодолении трудностей.

7. В работе по обучению дошкольников математике использовать разные формы познавательной деятельности и методические приемы, обогащать игровое общение, налаживать партнерские взаимоотношения, стимулировать самостоятельность и активность ребенка. Для привлечения и удержания внимания дошкольника к изучаемой теме следует учитывать ряд особенностей : доступность изучаемого материала, его структурированность и логичность, соответствие возрасту и учет психофизиологических особенностей, личностно-ориентированный подход, связь с ранее изученным материалом и наличие пояснительных примеров.

К возрастным психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста относятся следующие :

1. Физиологические особенности : костная система ребенка находится в стадии формирования, в ней много хрящевой ткани, процесс окостенения кисти и пальцев не закончен, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.

2. Психические особенности : дети данной возрастной категории отличаются импульсивностью, склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных побуждений (импульсов, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причиной является потребность в активной внешней разрядке при слабости волевой регуляции поведения. Общая недостаточность воли – возрастная особенность дошкольника : ребенок ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы.

3. Особенности внимания : слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания ограничены. Произвольное внимание ребенка требует так называемой близкой мотивации. Произвольное внимание взрослых поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем). Дошкольник же может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии перспективы получить поощрение, заслужить похвалу, лучше всех справиться с заданием. Непроизвольное внимание развито значительно лучше: всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание детей, без всяких усилий с их стороны.

4. Особенности памяти : дети данного возраста лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица и предметы, нежели определения, описания и объяснения. Необходимо учитывать тот факт, что дошкольники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

5. Особенности мышления : в этот период развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, мышление начинает отражать свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения.

6. Особенности восприятия : всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Ярко выраженная эмоциональность восприятия – характерная особенность детей данной возрастной категории. Другая особенность восприятия дошкольников – его тесная связь с действием. На этом уровне психического развития воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, изменять его, взять его, потрогать его. Формирование интереса к приобретению знаний связано с переживанием ребенком чувства удовлетворения от своих достижений. Это чувство подкрепляется одобрением, похвалой взрослого, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Дети испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда их хвалят.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать определенные выводы : для ребенка дошкольного возраста в нормальных условиях ведущей деятельностью является игра. Наблюдая окружающий его вещественный мир, ребенок постепенно и незаметно для себя увеличивает запас своих знаний. Таким образом, основной путь развития дошкольника – накопление своего собственного опыта (эмпирическое обобщение). Поэтому для ребенка содержание обучения должно быть чувственно воспринимаемо. Чтобы добиться наиболее эффективного усвоения знаний, необходимо использовать «занимательный материал в занимательной форме».

Следует отметить, что формирование математических представлений в дошкольном периоде – не только подготовка к успешному овладению математикой, но и залог разностороннего развития личности. Математические представления сводятся к следующим категориям: количество, величина, форма, время, пространство, их свойствам и отношениям. Такие понятия, как форма, величина, время суток и направление движения являются наглядными и легко усваиваются детьми, в то время как количественные представления требуют методичного обучения. Современная теоретическая и методическая концепция формирования математических представлений в дошкольном возрасте учитывает возрастные особенности детей (личностно-ориентированный подход) и обеспечивает организацию полноценного математического развития.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 марта 2024 в 19:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД