Получи документы

Особенности состояния речевого компонента коммуникативной компетенции у старших дошкольников с ОНР третьего уровня

Татьяна Жилякова
Особенности состояния речевого компонента коммуникативной компетенции у старших дошкольников с ОНР третьего уровня

У детей с недоразвитием речи на фоне имеющихся дефектов (вербальных и невербальных) возникают сложности в формировании коммуникативных навыков. Из-за чего страдает развитие процессов коммуникации с окружающими и встает вопрос о трудностях развития других видов деятельности.

Публикация «Особенности состояния речевого компонента коммуникативной компетенции у старших дошкольников с ОНР третьего уровня» размещена в разделах

Ссылаясь на выделенный нами речевой компонент коммуникативной компетенции и его параметры, проанализируем особенности состояния коммуникативных возможностей у старших дошкольников с ОНР третьего уровня.

Прагматический параметр речевого компонента коммуникативной компетенции включает использование ребенком мимики, жестов.

При относительно небольшом словарном запасе, характерном для ребенка с ОНР, часто для полной передачи смысла сказанного дошкольник активно использует невербальные способы передачи информации – мимику и жесты. Поскольку речевые средства сформированы не в полной степени, это помогает ему вносить в свою речь ясность.

Стратегический параметр подразумевает под собой грамотное владение языковыми средствами речи, т. е. наличие у ребенка умений и навыков в использовании фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторонами речи.

У дошкольников с ОНР произносительная сторона речи значительно нарушена и может быть недостаточно зрелой даже в школьном периоде. Характерной чертой ребенка с ОНР, отличающей его от нормально развивающихся сверстников, по мнению Т. Б. Филичевой, будет незавершенность процесса фонемообразования, что говорит о недифференцированном звукопроизношении, которое проявляется в виде замены нескольких звуков одной фонетической группы. У детей могут наблюдаться все виды нарушения звукопроизношения.

Хоть речь детей понятна большинству людей, но все таки недоразвитие каждого компонента стратегического параметра отметить можно. Дети стараются не употреблять в речи сложные для них слов, но если ситуация вынуждает это сделать, то недочеты в виде лексико-грамматических и фонетических ошибок видны сразу. Т. Б. Филичева выделяет ошибки при составлении предложений, так как из-за трудностей в согласовании и управлении предложения получаются достаточно аграмматичны. Стоит отметить и недостаточно развитый словарный запас, неиспользование прилагательных и наречий. Частые ошибки наблюдаются в словообразовании и словоизменении, что еще раз говорит о малом словарном запасе. Отмечаются ошибки в использовании предлогов и союзов в виде пропусков, замен или их неправильного употребления.

Последним параметром речевого компонента коммуникативной компетенции является деятельностный параметр, в который входят основные навыки общения – умение вступить в контакт с собеседником, поддержать разговор и завершить его. Проанализируем состояние коммуникативных возможностей у детей с ОНР.

Изучая возможности дошкольника с ОНР вступить в диалог с собеседником, мы отметили, что по мнению Р. Е. Левиной старшие дошкольники проявляют пассивность в проявлении интереса деятельности и личности своих сверстников и очень редко пытаются вступить с ними в контакт.

Говоря об умении поддержать диалог, В. П. Глухов придерживался мнения, что при ОНР умение поддержать диалог развито недостаточно. Речевое общение бедное и стереотипное, так как нарушены компоненты речи.

Последним параметром является умение завершить диалог. Оно является самым важным показателем сформированности диалогической формы общения. По мнению Р. Е. Левиной, дошкольники с общим недоразвитием речи не имеют возможности полно завершить диалог, поскольку большинство их высказываний не имеют завершающего предложения.

Изучив особенности речевого компонента коммуникативной компетенции у старших дошкольников с ОНР, можно отметить, что сформирован он недостаточно и в каждом его параметре присутствуют некоторые ошибки и недочеты. Языковая сторона речи также накладывает негативный отпечаток на общую оценку коммуникативных навыков и требует совершенствования.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона»Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона» Цель: создать условия для формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников в процессе беседы и проведения игр о дружбе.

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Образовательный.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Особенности сюжетного рисования старших дошкольниковОсобенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Устная речь является не просто описанием, повествованием и рассуждением,.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности состояния речевого компонента коммуникативной компетенции у старших дошкольников с ОНР третьего уровня
Опубликовано: 14 декабря 2023 в 13:29
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД