МААМ-картинки

Особенности формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Десятова Оксана
Особенности формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом

В статье рассматривается вопрос об особенностях нарушений произносительной стороны речи у детей с детским церебральным параличом. Рассмотрены структурные компоненты произносительной стороны речи. Описаны основные этапы и направления, методы логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с детским церебральным параличом.

Произносительная сторона речи, детский церебральный паралич, дети старшего дошкольного возраста.

Публикация «Особенности формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом» размещена в разделах

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, рождающихся с церебральной патологией. В результате нарушений у детей с церебральным параличом функции артикуляционного аппарата недоразвиты, прежде всего, фонетическая сторона речи, стойко нарушено произношение звуков.

Как утверждают такие известные педагоги как Е.  Ф.  Архипова, А.  Н.  Гвоздев, В.  К.  Орфинская, М.  Ф.  Фомичева произносительная сторона речи включает наряду с фонетическим оформлением речи комплекс речедвигательных навыков, которыми она определяется.

В.  П.  Дудьев, В.  А.  Артемов относят к компонентам произносительной стороны речи ритмико-мелодическую сторону речи и систему фонем, за действия которых отвечают различные структуры мозга. Интонационный компонент регулируется преимущественно подкорковыми отделами и структурами правого полушария, речевые звуки – фонемы представлены в основном в речевой зоне коры левого полушария.

Ведущим дефектом у детей с церебральным параличом является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, причиной которых является органические поражения нервной системы, как центральной, так и периферической. Имеют место нарушения голоса и расстройства речевого дыхания, в следствии нарушений иннервации дыхательной мускулатуры.

При этом имеются также нарушения интонационной выразительности, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Характерной особенностью речи такого ребенка является нечеткое, смазанное звукопроизношение; слабый, тихий голос или наоборот, резкий; нарушен ритм дыхания; речь теряет свою плавность, характерен ускоренный или замедленный темп речи.

У детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным паличом присутствует низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, они испытывают трудности в дифференциации звуков и в овладении звукобуквенным анализом.

Опираясь на учения О.  В.  Правдиной, Е.  М.  Мастюковой и многих других специалистов логопедическая работа по устранению нарушений произносительной стороны речи у детей с детским церебральным параличом должна проводиться комплексно и включать три блока:

1. Медицинский блок определяет врач-невролог. Он назначает детям массаж, рефлексотерапию, ЛФК, физиотерапию.

2. Психолого-педагогический блок также очень важен для детей с детским церебральным параличом, так как у детей выявлена несформированность неречевых функций. Основным направлением этого воздействия будет развитие сенсорных функций.

3. Третий блок – логопедическая работа, которая включает работу, направленную на нормализацию голоса, темпа-ритма, речевого дыхания, работу по преодолению фонематического восприятия, артикуляционных расстройств.

Логопедическая работа по формированию произносительной стороны речи у детей с детским церебральным параличом осуществляется по следующим направлениям:

Нормализация функции дыхания.

Преодоление нарушений голоса.

Преодоление артикуляционных расстройств.

Нормализация просодики.

Развитие фонематического восприятия.

Логопедическая работа базируется на:

знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии;

знании механизмов нарушения общей и речевой моторики;

учете личностных особенностей детей.

Т.  Б.  Филичева отмечает, что целесообразным является использование следующих методов логопедического воздействия:

дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий);

точечный, мануальный, зондовый, щеточный;

артикуляционная гимнастика – пассивная и активная;

голосовые и дыхательные упражнения;

искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии).

Л.  С.  Волкова отмечает, что логопедическая работа при детском церебральном параличе проводится поэтапно :

1 этап – подготовительный. Основные его цели: подготовка а ртикуляционного аппарата к формированию а ртикуляционных укладов.

2 этап. Постановка звука.

3 этап. Дифференциация звуков.

4 этап. Автоматизация звука в связной речи.

Таким образом, с учетом особенностей нарушений основных компонентов произносительной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом, определяются основные задачи логопедической работы:

1. Коррекция звукопроизношения;

2. Формирование фонематического слуха;

3. Развитие интонационной выразительности речи.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:

Публикация Особенности формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Десятова Оксана на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом
Опубликовано: 14 октября 2021 в 19:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД