Получи документы

Особенности формирования физических качеств у дошкольников

Евгения Геращенко
Особенности формирования физических качеств у дошкольников

Физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим образованием, как первые семь лет. В дошкольном детстве у ребенка закладываются основы здоровья и долголетия, хорошего физического развития и всесторонней подвижности.

Организованная физкультура и свободная двигательная активность, когда ребенок играет, прыгает, бегает в свободное время, улучшают обмен веществ и деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат и повышают сопротивляемость ребенка болезням. Двигаясь, ребенок познает мир. Чем больше различных движений знает ребенок, тем больше шансов на развитие ощущений, восприятий и других психических процессов, а значит, его развитие осуществляется в полной мере. Поэтому вопрос физического воспитания дошкольников актуален уже много лет. В процессе физического воспитания дошкольников необходимо решать оздоровительные, воспитательные и воспитательные задачи. Воспитательные задачи включают в себя развитие двигательных качеств, формирование основных двигательных навыков и умений.

Публикация «Особенности формирования физических качеств у дошкольников» размещена в разделах

В современном мире одной из важнейших задач физического воспитания дошкольника является развитие его физических качеств, так как от того, насколько развиты их основные физические качества и виды движений, зависит состояние общей физической подготовленности детей.

Цель данной работы - рассмотреть особенности развития физических качеств детей дошкольного возраста.

Задачи работы: проанализировать средства, методы и показатели развития физических качеств у дошкольников.

Методами, использованными при написании данной работы, являются: анализ педагогической литературы по теме исследования, обобщение, интерпретация литературных источников.

Физические качества – это разные аспекты двигательных навыков человека, уровень владения им определенными двигательными навыками. К физическим качествам относятся скорость, сила, ловкость, выносливость и гибкость.

В любом виде упражнений развиваются все без исключения физические качества, но только одни развиваются в подавляющем большинстве случаев, чем другие. Развивая физические качества в дошкольном возрасте, следует больше ориентироваться на развитие ловкости, быстроты и гибкости, но в то же время не забывать о пропорциональном развитии силы и выносливости.

Под быстротой понимается способность человека совершить двигательное действие в кратчайшее время.

Развитию быстроты у детей способствует обучение основным видам движений. Например, быстрота развивается выполнением упражнений с ускорением (ходьба или бег с нарастающей скоростью, упражнений на скорость (достижение определенного места за кратчайшее время, упражнений с изменением темпа движений (начиная с медленного и заканчивая более быстрым)., а также подвижные игры, в которых дети должны выполнять упражнения с максимальной скоростью (догонялки и др.). Развивать у детей быстроту помогают также такие силовые и скоростные упражнения, как прыжки (рывок при прыжке в длину и высоту с разбега, метание (метание, когда бросок делается с большой скоростью). Однако для эффективного выполнения необходимо применять хорошо усвоенные упражнения, а также учитывать физическую подготовленность детей и состояние их здоровья.

Скорость измеряется временем, за которое ребенок преодолевает расстояние в 10 метров. По мнению С. Ш. Филиппова, лучше использовать дорожку длиной 30 м. Для бега используется прямая дорожка с плотным грунтовым покрытием или асфальтовая дорожка длиной не менее 20 метров. Длина забега должна составлять 4-5 метров до линии старта и примерно такое же расстояние за линией финиша. Записывается время дистанции от старта до финиша, не включая время дистанции до линии старта и время дистанции после финиша.

Под ловкостью следует понимать способность человека легко осваивать новые движения и реконструировать их с учетом внезапно меняющейся обстановки.

У ребенка ловкость развивается вместе с развитием координации движений, умением последовательно и связно выполнять движения. Для развития ловкости необходимо систематически менять упражнения или применять их в других вариациях, что приводит к новизне и увеличению трудности выполнения координационных упражнений.

Систематическое разучивание различных упражнений развивает ловкость, повышает пластичность нервной системы, облегчает усвоение новых движений. Изменение условий выполнения ранее изученных упражнений также благотворно сказывается на развитии ловкости. Например, подвижные игры, в которых дети переключаются с одного движения на другое, заранее не заданное и не обдуманное, а также выполнение упражнений, в которых необходимо резко менять технику, приводят к улучшению координации движений и развитию ловкость дошкольника.

Ловкость у дошкольников определяется временем челночного бега на общую дистанцию 30 м, выполняемого по той же дорожке, что и при определении скорости. Ребенок бежит по прямой дорожке 10 метров, затем поворачивается и бежит обратно к линии старта, где снова делает поворот и бежит еще 10 метров до финиша. На стартовой линии ставится два кубика, а на финишной черте ставится стул. Ребенку дается игровое задание: он должен взять один кубик и положить его на стул, а затем вернуться за другим кубиком и переложить его на первый кубик и остановиться возле стула.

Есть еще один способ выявления ловкости у дошкольников – оббегание препятствий. Ребенку необходимо оббежать 8 предметов на подставке, расстояние между которыми 1 метр. Расстояние до первого флажка и после последнего – 1,5 метра, а общее расстояние – 10 метров.

Гибкость – это способность отдельных частей тела человека достигать наибольшей амплитуды маха, в нужном направлении.

Гибкость определяется состоянием позвоночника, суставов, связок и эластичностью мышц.

У детей дошкольного возраста очень высокий показатель гибкости опорно-двигательного аппарата, который необходимо стремиться поддерживать. При выборе упражнений на растяжение частей тела нужно действовать с большой осторожностью, так как упражнения с большой амплитудой могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов ребенка. Упражнения на гибкость эффективнее сначала с небольшим махом, например, сделав несколько полуприседаний, и только потом переходить к глубоким приседаниям.

Гибкость у дошкольников можно определить по результатам упражнения наклона вперед сидя. Для этого ребенок садится с торца гимнастической скамьи и тянет ручки вперед, фиксируя кончиками пальцев вертикальное положение позвоночника и нулевую точку касания. Затем ребенок наклоняется вперед, при этом пальцы и ладони скользят по поверхности скамьи. Показатель степени наклона регистрируется по длине пути кончика пальца. При выполнении наклона нужно помогать ребенку, фиксировать выпрямленные колени, но самому наклону помогать нельзя.

Под силой следует понимать степень напряжения мышц при их сокращении.

У дошкольников тонус мышц-сгибателей значительно преобладает над тонусом мышц-разгибателей. Эта особенность видна в особой осанке ребенка : живот дошкольника выпячен, голова немного наклонена вперед, ноги согнуты в коленных суставах. Поэтому в этом возрасте важны упражнения для мышц, поддерживающих осанку, и упражнения, связанные со стимуляцией увеличения мышц-разгибателей.

Для развития силовых качеств дошкольников необходимо постепенно увеличивать вес предметов, используемых при выполнении упражнений (мешки с грузом, набивной мяч и др.); использовать упражнения для поднятия собственного веса (прыжки). Учитывая анатомо-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и максимальному напряжению мышц, так как это может отрицательно сказаться на развитии костной системы и внутренних органов. Стоит отказаться от упражнений, вызывающих задержку дыхания и большую нагрузку на организм. Интенсивность выполняемых упражнений и дозировку физической нагрузки следует увеличивать постепенно

Для измерения силы дошкольников используются контрольные упражнения, такие как метание набивного мяча и прыжок в длину с места. Усилие регистрируют с помощью динамометра. Каждое из упражнений ребенок выполняет не менее 2 раз, делая промежутки для отдыха. Засчитывается лучший результат из двух попыток.

Выносливость – это способность ребенка выполнять физические упражнения приемлемой сложности в течение наиболее длительного времени.

Для развития выносливости необходимо многократное повторение одного и того же упражнения. Дети дошкольного возраста очень быстро устают от монотонных нагрузок, поэтому эффективнее использовать разнообразные физические упражнения, особенно на свежем воздухе : ходьба, бег, катание на коньках и санках, лыжи, велосипед, плавание и др. Подвижные игры очень полезны. и интересные для дошкольников, вызывающие положительные эмоции, снижающие чувство усталости. Необходимы разные виды прогулок, во время которых чередуются упражнения и отдых.

Развитию выносливости у дошкольников способствует также увеличение продолжительности занятий и дозировки упражнений от одной группы к другой.

Выносливость можно определить с помощью тестов, предложенных Е. Н. Вавиловой. В первом тесте учитывается время ходьбы и бега на дистанцию 300 метров. Для этого выбирается 50-метровая прямая дорога, показывается линия старта, которая одновременно является линией финиша и точкой поворота. Ребенок должен сначала выйти на рубеж поворота, а затем пробежать обратно к линии старта, это упражнение повторяется еще 2 раза и фиксируется общее время прохождения всей дистанции. Также есть тесты на количество приседаний, прыжков и ходьбы на месте за 30 секунд. При выполнении этих тестов важно помнить, что частота сердечных сокращений, измеренная до и после теста, не должна увеличиваться более чем на 50%.

В заключении хочу сказать, что для физического воспитания дошкольников необходимы глубокие знания и творческий подход. Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей достаточно легко, нужно только правильно организовать процесс обучения. Двигательная активность и развитие основных физических качеств детей неразрывно связаны. Поэтому формирование у дошкольников физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, силы, гибкости) является одним из основных направлений физического воспитания. Физические качества взаимосвязаны с морфофункциональными, психофизиологическими и биологическими особенностями детского организма.

Упражнения, способствующие физическому развитию ребенка, следует включать в занятия по физической культуре, подвижные игры, спортивные упражнения в определенной дозировке, в строгой последовательности и с постепенным усложнением двигательных заданий. При соблюдении всех этих правил формирование физических качеств дошкольников, происходящее одновременно с обучением детей двигательным навыкам, приведет к оздоровлению всего организма, повышению положительного эмоционального состояния психики, к ускорению усвоения новых видов движений, стремлению дошкольников к большим достижениям и проявлению творческой самостоятельности.

Публикации по теме:

«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников Очень часто на занятиях мы используем такие приемы как «Срочно нужна ваша помощь…», «Зайка попал в беду…», «Помогите что-то сделать…»,.

Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст) Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти.

Использование оборудования для развития физических качеств детей старшего возрастаИспользование оборудования для развития физических качеств детей старшего возраста Физические качества – индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные.

Консультация для воспитателей и родителей «Использование модулей для совершенствования двигательных качеств дошкольников»Консультация для воспитателей и родителей «Использование модулей для совершенствования двигательных качеств дошкольников» В современных ДОУ, помимо стандартного физкультурного оборудования все больше используются разнообразные спортивные пособия – модули,.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Использование парашюта как средство совершенствования двигательных способностей, физических качеств детей Слайд 1. Сведения об участнике. Тема опыта работы. Слайд 2. ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с.

Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательных способностей и физических качеств посредством новых вариантов игр»Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательных способностей и физических качеств посредством новых вариантов игр» МБДОУ «ЦРР – Д/С №73» города Ставрополя, 2019 год Воспитатель по физическому развитию Семёнова О. Е. Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Фотоотчет «Развитие физических качеств дошкольников во время прогулки»Фотоотчет «Развитие физических качеств дошкольников во время прогулки» Упражнения с использованием гимнастической скамейки. «Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Особенности формирования физических качеств у дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Евгения Геращенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности формирования физических качеств у дошкольников
Опубликовано: 2 апреля 2023 в 13:31
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД