МААМ-картинки

Особенности детских рассуждений

Татьяна Беляева
Особенности детских рассуждений

На вопрос, доступно ли дошкольнику рассуждение как мыслительный процесс, отечественные психологи (С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, П. П. Блонский и др.) отвечают утвердительно. Осмысление причинно-следственных связей начинается уже с преддошкольного детства. Ребенок четырех-пяти лет ищет основания для суждения, у него возникают простейшие формы рассуждения, заключающие в себе как движение мысли от частного к общему, так и элементы дедукции. В шесть – семь лет рассуждение приобретает более сложный характер. У старших дошкольников можно наблюдать возникновение элементарной формы логически правильного рассуждения. По мнени. А. В. Запорожца, при соответствующем обучении подавляющее большинство детей 6-7 лет пользуются формой дедуктивного умозаключения.

Публикация «Особенности детских рассуждений» размещена в разделах

Особенности детских рассуждений описаны в ряде педагогических исследований.

«Вынужденный» характер рассуждений. Доказательства имеюь место лишь тогда, когда взрослый сомневается в верности высказанного ребенком суждения или прямо требует доказательства путем постановки вопроса «почему» или указания «докажи».

Доказательства обычно кратки (приводится 1-2 аргумента). Дети высказывают мысль, ссылаясь на несущественные свойства предметов (явлений). Суждения, высказываемые детьми, категоричны.

В доказательствах детей чаще всего выделяют следующие аргументы:

- финальные, когда дети указывают на специфическое действие: «лучший друг – Вовка. С ним играем, ходим гулять»;

- утилитарные, когда дети ссылаются на пользу: «Любимая игра – футбол, я там выигрываю».

- личностные, в которых проявляется отношение к предмету высказанной мысли или отмечаются некоторые его качества: «Любимая игрушка – кукла, потому что она красивая, у нее красивые волосы»; «Любимая игрушка – пистолет, мне дедушка его подарил»;

- авторитарные, содержащие ссылку на чей-либо авторитет: «Я буду учительницей, потому что моя мама учительница»; «Мой лучший друг Сережа, потому что воспитательница говорит, что он хороший мальчик».

4. Дошкольники, высказывая в своих рассуждениях основания для оценки предмета (явления, пользуются словами широкого семантического охвата («плохой», «хороший», «интересно» и др., не умеют его конкретизировать: и кукла «хорошая», и подруга «хорошая», и книга «хорошая».

5. В рассуждениях детей часто пропущены или одна из посылок, или заключение: «Лук сухой, потому что его уже два дня не поливали».

6. Дети испытывают трудности в установлении связей между структурно-смысловыми частями.

Так, большинство детей для связи тезиса и доказательства используют союз «потому что», а для формулирования вывода союз «поэтому» («…потому что ты не знаешь правила», «…поэтому его нужно мыть»).

Публикации по теме:

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Дидактические игры, их особенности и значение. (Часть 1) Среди дидактических игр различаются игры в собственном смысле слова. игры- занятия,игры- упражнения. Первые строятся на основе автоматизма.

Краткосрочный проект «Апельсин и его особенности»Краткосрочный проект «Апельсин и его особенности» Образ. область:худ. -эстетическое развитие,физ. развитие. Цель:формировать умение решать проблемные ситуации через позновательно -исслел. деятельность.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Особенности адаптации первоклассника Особенности адаптации первоклассника Одним из самых сложных и ответственных периодов для первоклассников, обучающихся, как с 6, так и с.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Особенности сюжетного рисования старших дошкольниковОсобенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Особенности детских рассуждений (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Беляева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности детских рассуждений
Опубликовано: 10 мая 2021 в 13:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД