Получи документы

Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста

Серегина Нина
Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Русско-Бродский детский сад №1»

. Основы воспитания культуры здоровья

у детей дошкольного возраста

Сообщение для воспитателей

Воспитатель Серегина Н. В.

2021

Публикация «Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Культура здоровья - это часть общечеловеческой культуры, которая представляет собой

- совокупность ценностного отношения человека к своему здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого человека и общества в целом;

- личностно и социально значимые способы деятельности, направленные на обретение физического, психического и социального благополучия.

Задача формирования культуры здоровья детей особенно остро стоит в настоящее время. Мы живем в мире возникновения новых опасных заболеваний широких масштабов. Свое начало культура здоровья ребенка берет в семье, в которой появляется новорожденный. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом.

Культура здоровья детей дошкольного возраста в детском саду – это процесс целенаправленного взаимодействия педагога, родителей и ребенка, результат прежде всего воспитания, развития и обучения. Дошкольное образовательное учреждение как универсальная образовательная среда помогает ребенку в самом начале жизни обрести элементарную культуру здоровья, определяя тем самым здоровый путь его развития во взрослой жизни.

.

Ранний и дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления ребенка и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребенка с самому себе и окружающему миру, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществление себя в них, обретается ценный опыт изучения своего организма и построение алгоритма заботы и ухаживания о нем. Показателем культуры здоровья ребенка раннего и дошкольного возраста на современном этапе образования выступает его элементарная здоровьесберегающая компетентность как готовность решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказания элементарной помощи и самопомощи в непредвиденных и опасных для здоровья ситуациях, с одной стороны, и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания – с другой.

Критериями культуры здоровья в раннем и дошкольном детстве становятся :

– наличие ценностного отношения у ребенка к здоровью и жизни человека;

– наличие системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах поведения, здоровом образе жизни;

– наличие умений и навыков здоровьесберегающей деятельности;

– проявление элементарной здоровьесберегающей компетентности;

– проявление позиции субъекта здоровьесозидания.

Какие задачи воспитания культуры здоровья решаются в педагогическом процессе современного детского сада?

Исходя из перечисленных критериев, охарактеризуем задачи и содержание воспитания культуры здоровья в каждой возрастной группе.

Младший дошкольный возраст 3 – 4года :

Задачи по становлению ценностного отношения у ребенка к себе «я – человек» :

– поддержание положительного настроения ребенка на выполнение элементарных гигиенических процессов, радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, «я молодец» и т. д.).

– развитие интереса к изучению себя, своих физических возможностей (части тела, органы на частях тела, их значимость для самого себя);

Задачи по освоению системных и устойчивых представлений о заботе своего организма и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни у детей 3–4лет :

– развитие представлений о человеке (себе, сверстнике и взрослом) и признаках здоровья человека;

– обогащение представлений о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их;

– обогащение представлений о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования;

– развитие представлений о том, как позвать взрослого на помощь в опасных для здоровья и жизни ситуациях.

Задачи по формированию опыта здоровьесберегающей деятельности и основ здорового образа жизни у детей 3–4лет :

– развитие умения и навыков называть свое имя, говорить о частях своего тела от первого лица, выражать свои потребности и интересы в речи;

– совершенствование умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом;

– развитие умения одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям;

– развитие умения ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого;

– развитие умения переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения при участии взрослого;

– развитие умения в опасных, сложных ситуациях позвать на помощь взрослого.

– развитие умения элементарно помогать взрослому в организации процесса питания, навык правильно есть без помощи взрослого;

Средний дошкольный возраст 4-5 лет :

Задачи по становлению ценностного отношения у ребенка среднего дошкольного возраста к своему здоровью как человеку :

– способствовать становлению все более устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего поведения, развитию самостоятельности детей;

– развитие здоровьесберегающей компетентности.

Задачи по освоению системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни у детей 4–5лет :

– развитие устойчивых представлений о человеке (себе, сверстнике и взрослом, об особенностях здоровья, правилах здоровьесообразного поведения в обществе;

– обогащение представлений об алгоритмах процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы.

Задачи по формированию опыта здоровьесберегающей деятельности и основ здорового образа жизни у детей 4–5лет :

– развитие навыка элементарно описывать свое самочувствие; умение привлечь внимание взрослого в случае недомогания;

– развитие умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук, помогать в осуществлении этих процессов сверстникам, младшим детям; самостоятельно следить за своим внешним видом и видом других детей;

- помочь взрослому в организации процесса питания, откликаясь на его просьбы; самостоятельно есть, соблюдая культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, стремясь помочь сверстникам или младшим детям; элементарно ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования) и игрушками, проявляя инициативность и самостоятельность;

воспитание желания решать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; умение выражать симпатию и проявлять сочувствие сверстникам, оказывать элементарную поддержку и помощь, если кто-то заболел, плохо себя чувствует;

– развитие умения самостоятельно переносить в игру простые правила здоровьесберегающего поведения;

– развитие умения предупредить, избежать опасных для здоровья ситуаций; в случае их возникновения обратиться за помощью к взрослому, привлекая его внимание; выполнять инструкции взрослого в опасных для здоровья обстоятельствах.

Старший дошкольный возраст 5-6 лет :

Задачи по становлению ценностного отношения у ребенка старшего дошкольного возраста к здоровьюи жизни человека :

– способствовать становлению устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию собственной позиции детей в здоровьесберегающей деятельности;

– способствовать наращиванию здоровьесберегающей компетентности дошкольников.

Задачи освоения системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни :

– закрепление и усложнение представлений о человеке (себе, сверстнике и взрослом, об особенностях здоровья, необходимости соблюдения правил здоровьесообразного поведения в обществе;

– совершенствование представлений об алгоритме процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных самостоятельных действиях, сопровождающих эти процессы.

Задачи по формированию опыта здоровьесберегающей деятельности и основ здорового образа жизни :

– закрепление навыков называть свое имя и имена сверстников, элементарно описывать свое самочувствие; умения привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания;

– развитие умений самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены (вымыть руки, умыться, почистить зубы, прополоскать рот после еды, обтираться (с помощью взрослого, вымыть уши, причесать волосы и т. д.) без напоминания взрослого;

– развитие умения выполнять бодрящую, дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз при участии взрослого;

– закрепление желания и стремления детей решать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья;

– активизация умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения;

– закрепление умения предупредить, избежать опасных для здоровья ситуаций; обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения, привлекая его внимание; выполнять инструкции взрослого в опасных для здоровья обстоятельствах.

Подготовительная к школе группа 6-7лет:

Задачи по становлению ценностного отношения у ребенка подготовительной группы к своему здоровью :

воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, развитие мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом;

– поддержка веры ребенка в свои возможности и собственные силы, воспитание его как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.

Задачи по освоению системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни :

– дальнейшее обогащение и углубление целостных и системных представлений о том, что такое здоровье и как поддержать, укрепить и сохранить его;

– развитие представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека; о правилах здоровья (режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней); о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье; о безопасном поведении в быту, на улице, на природе, в обществе; о полезных и вредных привычках; о поведении заболевающего и болеющего человека; о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Задачи по формированию опыта здоровьесберегающей деятельности и основ здорового образа жизни :

– развитие умений самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены (вымыть руки, умыться, почистить зубы, прополоскать рот после еды, обтираться (с помощью взрослого, вымыть уши, причесать волосы и т. д.);

– дальнейшее развитие умения определять состояние своего здоровья (здоров или болен, а также состояние здоровья окружающих; назвать и показать, что именно болит, какая часть тела, какой орган;

– дальнейшее закрепление культуры приема пищи;

– развитие умений самостоятельно выполнять бодрящую (после сна, дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз;

– развитие навыка выполнять правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы;

развитие умения правильного пользования опасными бытовыми предметами: ножницы, иголки и прочее (под присмотром взрослого); бытовыми электроприборами (микроволновка, телевизор, компьютер, пылесос, утюг и др.) с помощью взрослого;

– обучение умению обратиться за помощью к взрослому при использовании пожароопасных предметов;

– развитие умения одеваться в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно; правильно одеваться на прогулки и походы в лес;

– развитие умения различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя вести в лесу; проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными;

– развитие умения соблюдать правила дорожного движения; вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки;

– развитие умения держаться на воде, плавать, правильно вести себя на воде, на солнце;

– развитие умения самостоятельно организовать совместную деятельность с детьми в детском саду и на улице, соблюдая правила безопасного поведения;

– развитие умения действовать, осуществляя выбор стратегии поведения с позиции сохранения здоровья и человеческой жизни.

Задачи по развитию готовности решать здоровьесберегающие задачи, задачи здоровогообраза жизни и безопасного поведения :

формирование безопасного поведения в непредвиденных чрезвычайных ситуациях: развитие умения позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; объяснить, какую получил травму, что поранил, ушиб, где болит; слушаться указаний взрослого, выполнять инструкции; назвать домашний адрес, имена родителей и способы связи с ними (знать адрес и телефон); элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице;

в области задач оказания элементарной само -и взаимопомощи:

развитие умения наблюдения за своим поведением и поведением других людей; сочувствия, сопереживания, поддержки, готовности пожалеть, успокоить; умения принимать помощь и сочувствие; объяснять ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий); оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью); разрешать конфликты между детьми, стремиться не провоцировать их; привлечь внимание взрослого к сложной ситуации.

Публикации по теме:

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Картотека игр по основам экономической культуры детей дошкольного возрастаКартотека игр по основам экономической культуры детей дошкольного возраста Формирование у дошкольников представлений о способах экономного и бережного использования природных ресурсов (электроэнергия, тепло, вода).

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Основы семейного воспитания с детьми младшей группыОсновы семейного воспитания с детьми младшей группы Не секрет, что дома папы не всегда соответствуют таким,про каких дети в песнях поют. Поэтому именно в детском саду никого не оскорбляя мы.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:

Публикация Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Серегина Нина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 мая 2022 в 14:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД