Получи документы

Основы развития творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования

Татьяна Наместникова
Основы развития творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования

Основы развития творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования

Цель: Создание условий для развития интереса детей к собственным открытиям через поисковую деятельность в создании композиций по средству нетрадиционного рисования.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Основы развития творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах

Учить детей осваивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования;

познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;

побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.

Развивающие :

развивать у детей образное, ассоциативное мышление, художественный вкус, фантазию, пространственное воображение, творческого потенциала, внимание, самостоятельности и творческой активности, поддерживать потребность в самоутверждении;

формировать умение у детей использовать на выбор сочетание различных материалов в рисунке, культуру творческой личности (самовыражение ребёнка).

Воспитательные:

воспитывать у детей аккуратность, эстетический вкус, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию, художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Чтобы выразить свои фантазии, ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств. Необычные сочетания материалов и инструментов дает возможность для большего развития фантазии творчества детей. Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования, направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Использование хорошо знакомых предметов в качестве художественного материала, раскрывает у детей новые возможности и удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, пробуждает в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность и неповторимость, почувствовать «ситуацию успеха».

В настоящее время для развития творческого восприятия и личности в целом возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетического искусства, которые способствуют решению современных задач. Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности, в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать альтернативные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Альтернативные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Дети знакомятся с многообразием материалов, разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, на основе полученных знаний учатся создавать свои рисунки. Так у детей развивается память, они учатся планировать процесс рисования. Многие виды альтернативного рисования способствуют коррекции мелкой моторики пальцев рук. Они требуют точности и быстроты действия, умения определять силу нажима на материал или на инструмент. Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепощенными, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру, активизировать поисково-исследовательскую деятельность. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную технику, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы.

Нетрадиционный способ рисования (от лат. traditio – привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются традиционными, широко известными. Термин «техника» (от греч. technike – искусная и technе – искусство, мастерство) понимается как совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т. д., умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов. Неклассические техники сопряжены с использованием разнообразных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов. В педагогической практике распространены различные неклассические техники и приёмы рисования : кляксография, набрызг, оттиск смятой бумагой, оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, рисование поролоном, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, гравюра, монотипия предметная, пейзажная, печать по трафарету, пластилинография и др.

В структуру технологии входят три этапа развития изобразительной деятельности дошкольников. Первый этап – «экспериментирование» предполагает обучение воспитанников умению использовать традиционные материалы в нетрадиционных техниках. Большое внимание уделяется цвету, его подбору, смешиванию, получению новых цветов; определению выразительных элементов каждой техники в создании рисунков. Второй этап - «вариативность» - предполагает развитие умения воспитанников сочетать в одном рисунке две техники изображения в нескольких вариантах, например, набрызг (фон) и тычок жесткой полусухой кистью (образ, рисование по сырому (фон) и рисование веерной кистью (образ). Несомненно, в начале данного этапа требуется участие взрослого, а в дальнейшем воспитанникам предлагается самостоятельно выбирать технику, выполнять изображение и объяснять свой выбор. Постепенно обогащается опыт художественно-творческой деятельности воспитанников как в индивидуальных, так и коллективных формах работы. Третий этап - «творчество» - предполагает создание условий развития самостоятельности и творческого воображения, формирования потребности в творческой активности, эмоциональной отзывчивости к окружающему.

Всё выше изложенное позволяет сделать вывод, что рисование, с использованием нетрадиционных техник, может помочь обеспечить всестороннее развитие ребенка, ориентирует педагога на развивающее обучение, создание условий развития личности каждого воспитанника и его творческого самовыражения.

Список литературы

1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М. : Издательство «Скрипторий 2003,2013.

3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М. Издательство 2013.

4. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007

5. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера,2011.

6. Художественное творчество в детском саду : Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н. А. Ветлушной. – М. : Просвещение, 1974.

7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004

8. К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3- 6 лет» Москва 2017

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Формирование представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияФормирование представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Дошкольное детство – чудесный период для каждого ребенка. Именно в этом возрасте он представляет собой маленького исследователя, с радостью.

Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования» Цель: раскрыть творческий потенциал детей с помощью техники правополушарного рисования. Такое приоритетное направление в своей деятельности.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детейИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы развития творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 5 марта 2024 в 19:09
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основы развития творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Наместникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД