Папки-передвижки

Основы работы над развитием чувства метроритма с учащимися первого года обучения

Ирина Рогова
Основы работы над развитием чувства метроритма с учащимися первого года обучения

Основы работы над развитием чувства метроритма с учащимися первого года обучения

«Музыкальный и художественный вкус-это не роскошь… это постоянный внутренний зов к высокому качеству труда, к духовному обогащению личности» (Н. А. Капишников)

Развитие интонационного слуха и чувства метроритма должны вестись одновременно.

Публикация «Основы работы над развитием чувства метроритма с учащимися первого года обучения» размещена в разделах

Все физиологические процессы и в природе, и в человеческом организме происходят в определенном ритме. Ритм в музыке воспринимается и слухом, и сознанием, и всеми клетками организма. Эмоциональное воздействие ритма на слушателя очень сильно, эмоциональный отклик на ритм является первичным проявлением музыкальности.

Чувство метроритма :

1. ощущение равномерности движения в разных темпах (чувство метра);

2. ощущение размера (сочетание ударных и безударных долей);

3. осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности (ритм, ритмический рисунок).

Развитие чувства метра требует его закрепления в двигательных процессах. При игре на инструментах этому способствует моторный процесс исполнения. В сольфеджио следует использовать ходьбу, хлопки, дирижирование, танец, другие движения.

Необходимо применять в работе разные темпы упражнений. Важно умение почувствовать, создать, и удержать разные темпы. Обычно на уроках преобладает один, всегда одинаковый темп. Упражнения в изучении гамм, интервалов, аккордов и примеры для сольфеджирования необходимо исполнять в разных темпах, но если это пример из литературы, отклонение от них не должно быть резким, чтобы не искажать музыку.

Тактирование имеет смысл тогда, когда движения руки естественны, автомотизированы и отражают физическое ощущение темпа и размера. На начальных этапах лучше не вводить схему жестов размера, а «дирижировать» свободными, произвольными движениями, отмечая лишь равномерную пульсацию долей в разных темпах. Возможна замена жеста руки хлопками, отстукиванием, ходьбой. Важно добиться, чтобы движения руки естественно отражали темп и размер слушаемой музыки. Постепенно жест нормализуется: выделяется сильная доля – направление руки всегда вниз, каждая доля ограничивается определенным пределом, получает свою фиксированную «точку» и свой рисунок в движениях руки, объем жестов сокращается, используется в основном свободная кисть руки, слегка участвует и рука до локтя. Выражение жестом содержания длительности нот не является естественной реакцией на слышимую музыку, а скорее возникает в результате сознательного объяснения длительности.

Основной метод работы, гарантированно приносящий результат, - похвала. Но похвала должна быть честно заслуженная. Необходимо подмечать, кто из детей сделал упражнение лучше других, показать индивидуально его работу. Этим задать всем остальным «планку», к которой нужно стремиться. Обращать внимание на каждого воспитанника, подмечать любой малейший успех, достигнутый ребенком, если вовремя заметили, что он на этот раз лучше справился – подметить это похвалой.

Слуховое осознание размера основано на двух- и трехдольности. Сложные размеры осознаются лишь в связи с другими выразительными средствами музыкального материала: формой, гармонией, мелодическим рисунком, фактурой. Например, при исполнении музыки в размерах и 3/ 8 выразительные особенности каждого из них должны быть подчеркнуты различными средствами: в первом – каждая доля четкая, полновесная; во втором слегка акцентируется первая доля, две другие исполняются более легко. Здесь многое зависит от темпа. Размер 6/8 в медленных темпах чаще всего воспринимается как, такт делится на две части и каждая становится относительно самостоятельной, в быстрых темпах этот размер воспринимается, как 2/4, с триольным движением восьмых. Следует добиваться такого исполнения этого размера, чтобы чувствовалось движение от одной сильной доли до другой и чтобы относительно сильная доля не была бы подменена сильной.

Работая над развитием чувства ритма, прежде необходимо накопить слуховые впечатления. Каждая ритмическая фигура сначала должна быть освоена на слух, затем уже проработана в нотописании и арифметически осмыслена. Четверти связываются с ровными шагами, восьмые – с бегом, четверть с точкой и восьмая – с подскоками. Умение в любом темпе перейти с четвертей на восьмые должно быть четким и мгновенным. Можно использовать не только ходьбу, но и хлопки в ладоши, постукивания карандашом, словесный текст, сольмизацию, пение со словами.

Ноты с точкой трудны потому, что начало доли попадает на точку, то есть существует лишь во внутреннем представлении. Лучше этот внутренний акцент на точке подкрепить движением руки, что и делается при дирижировании.

Воспитывая чувство метроритма по мнению Е. В. Давыдовой на уроках сольфеджио следует:

1. Применять и использовать специальные ритмические упражнения, отстукивания, хлопки, создавая для этих целей шумовые оркестры, используя сольмизацию – чтение нот в ритме, без пения;

2. При изучении разных ритмов основываться на эмоциональной выразительности каждой характерной ритмической фигуры, а не подходить к их определению только логически;

3. Добиваться строгой метричности в разных темпах.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и упражнений для работы над слоговой структурой слова (из опыта работы) В последнее время у дошкольников часто выявляются трудности при произношении сложных слов. В процессе работы приходится сталкиваться с тем,.

Конспект проведения прогулки с детьми первого года жизни Конспект проведения прогулки с детьми первого года жизни. Составила воспитатель : Сарайкина Е. А. ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ. ЦЕЛЬ : 1. Закреплять.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком первого года жизни в условиях дома ребёнка Цель: 1. Нормализовать состояние артикуляционного аппарата, голоса, дыхания. 2. Вызывание звуков лепета. 3. Развитие зрительно-моторной.

Конспект этического диалога с учащимися первого класса «Умей прощение просить и прощать» Марина Гладченко Конспект этического диалога с учащимися 1 класса на тему "Умей прощение просить и прощать" Цель - подвести к осознанию.

Конспект занятия «Основы театрального искусства» по предмету «Основы общей и театральной культуры» 1 год обучения Предмет «Основы общей и театральной культуры» Занятие №2 Тема: «Особенности театрального искусства» План-конспект учебного.

Консультация для педагогов ДОУ «Психологические основы использования интерактивной доски и технических средств обучения» Психологические основы использования интерактивной доски и технических средств обучения. ИК-технологии повысят продуктивность учебно-воспитательного.

Система применения игровых педагогических технологий в работе над развитием речи Система применения игровых педагогических технологий в работе над развитием речи, интеллектуальных способностей и творческой активности.

Методика и формы работы над сказкой Изучение сказок можно вести с восемнадцатого века, когда возник научный интерес к ним, но только в начале девятнадцатого века увидели в.

Развлечение с детьми седьмого года жизни «Любовь с первого взгляда» Развлечение с детьми седьмого года жизни «Любовь с первого взгляда» Цель: Воспитывать любовь, уважение к окружающим людям. Уточнять, закреплять.

Занятие по рисованию в группе детей с ЗПР первого года обучения «Хвост крючком, а нос пятачком» Занятие по рисованию в группе детей с ЗПР I год обучения Тема: «Хвост крючком, а нос пятачком» Воспитатель Казакова А. А. Программные задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы работы над развитием чувства метроритма с учащимися первого года обучения
Опубликовано: 1 октября 2017 в 11:32
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД