Лучший педагог года

Основы профессионального взаимодействия с участниками образовательных отношений

Татьяна Нетёсова
Основы профессионального взаимодействия с участниками образовательных отношений

Основы профессионального взаимодействия с участниками образовательных отношений

Структура лекции

Определиться с ключевыми понятиями темы: деятельность, взаимодействие, педагог

Развивать умение работать с информацией

Формировать готовность к профессиональной деятельности педагога

Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои

потребности, достигает цели.

Публикация «Основы профессионального взаимодействия с участниками образовательных отношений» размещена в разделах

Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

Деятельность характеризует

сознательную сторону личности

человека (в отличии от поведения).

Черты деятельности человека

Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.

Продуктивный характер: направлен на получение результата (продукта).

Преобразующий характер : человек изменяет окружающий мир и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию

неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).

Общественный характер: человек в процессе деятельности, как

правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Виды деятельности человека:

Материальная деятельность — это создание материальных ценностей и

вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих

потребностей. Она включает в себя материально-производственную

деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-

преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием

научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в

себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.

Ценностно-ориентировочная деятельность — это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.

Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.

Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности

Структура деятельности:

Предмет деятельности

Средства и условия деятельности

Цель деятельности

Мотив деятельности

Продукт деятельности

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

Средства и условия деятельности. К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека. Продукт деятельности – результат деятельности.

Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

Мотив (лат. moveo «двигаю») — материальный или идеальный предмет, представляющий терминальную (окончательную) ценность для субъекта, определяющий направление его деятельности, достижение которого и выступает смыслом деятельности.

Продукт деятельности. Результат целенаправленной деятельности человека по переработке информации, вещества и энергии, существующий не только в виде материальных предметов и текстов, но и в форме услуг.

Структура педагогической деятельности:

Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления

перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация

данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который

диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация

взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние

мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста,

к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.

Содержание педагогической деятельности: теоретические и практические

знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.

Способами (методами) передачи опыта общественного поведения и

взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Структура деятельности:

Мотив деятельности

Цель деятельности

Предмет деятельности

Средства и условия деятельности

Продукт деятельности

Взаимодействие -основная философская категория, которая:

обладает объективностью и универсальностью;

является основной формой существования и движения материи;

имеет причинно-следственную природу

отражает общие свойства и отношения явлений действительности и познания

обладает избирательностью…

Педагогическая энциклопедия о педагогическом взаимодействии-«Педагогическое взаимодействие (П. в.) – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. П. в. – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление понятия «педагогическое взаимодействие» получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др. П. в. – сложнейший процесс, состоящий из многих компонентов – дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. П. в. обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. П. в. присутствует во всех видах деятельности – познавательной, трудовой, творческой. В основе П. в. лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия и пр. П. в. может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником, социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. П. в. предполагает равенство отношений. Однако в отношениях с детьми взрослые часто используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для взрослых П. в. связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счете, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребенка наступает ответная реакция – он оказывает пассивное сопротивление воспитанию. Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьем и тактом и умеют управлять П. в. П. в., совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога».

Взаимодействие

как категория педагогической науки-Объект дидактической теории образования в настоящий момент определился как специально организованное взаимодействие личности с культурой, протекающее в рамках системы образования… (Э. Н. Гусинский. Построение теории образования….).

Воспитание – процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения на основе взаимодействия учителя и учащегося в различных видах деятельности. Обучение – процесс целенаправленного руководства деятельностью учащихся на основе

взаимодействия (сотрудничества) учителя и учащегося (О. С. Гребенюк. Педагогика индивидуальности)

Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности

(Л. Д. Столяренко Основы психологии)

Взаимодействие образования

с социальными институтами

взаимосвязи в образовательной системе как социальном

институте

связи групповых субъектов

в рамках одной образовательной организации

индивидуальные контакты

участников образовательного процесса

Взаимодействия в образовательном процессе-Традиционное взаимодействие учитель- ученик

Классно-урочная система

Метод взаимного обучения

Трудовые школы, школы- коммуны, опытные станции

Школы альтернативного обучения (прагматическая педагогика)

Групповые тренинги

Социально-педагогические комплексы

Дистанционное обучение и т. д.

Преподавательская деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т. д.).

Воспитательная — совокупность целенаправленных действий, направленная на организацию оптимальных условий для личностного роста и становления у воспитуемого специальных знаний; идей, принципов, нравственных и политических ориентиров, а также его подготовки к дальнейшей бесконфликтной жизни в обществе.

Социально-педагогическая – направлена, на социальную защиту несовершеннолетних, а также организацию помощи для нормализации их психологического состояния, межличностных, семейных и общественных отношений.  Ставит целью социализацию обучающихся, получение ими образовательного и социокультурного опыта и создание условий их самореализации и адаптации в обществе.

Культурно-просветительская деятельность – это комплекс мер, направленных на организацию различного типа мероприятий, связанных с развитием патриотического духа, приобщения к культуре народа и его устоям, а также развитию у общества активной социальной позиции. Именно эти типы мероприятий и деятельность различных организаций позволяют сплотить молодежь и старшие поколения.

Научно-методическая деятельность (НМД) — деятельность, направленная на повышение эффективности работы библиотек (библиотечных систем) на основе управления социальными и технологическими нововведениями (инновациями, включающая в себя организационные, исследовательские и педагогические функции. Под управлением понимается совокупность законов, принципов, правил об организации осознанной, целенаправленной деятельности, нацеленной на упорядочение и подчинение интересам субъекта деятельности элементов внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

Коррекционно-развивающая деятельность - это создание психолого-педагогических условий для оптимального развития ребенка и взрослого как участников образовательной среды, процесса и создании условий для исправления нарушений нормативности возрастного (или профессионального) развития.

Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. К основным видам педагогической деятельности традиционно относят воспитательную работу, преподавание, научно-методическую культурно-просветительскую и управленческую деятельность.

Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогики и психологии.

Инженерно-педагогическая – сложное многокомпонентное явление, включающее в себя как педагогическую деятельность – дающую возможность организовать систему профессионального обучения и воспитания и производственно-технологическую – обеспечивающую учебно-производственный процесс в мастерских и лабораториях учреждения. Педагогическая практика в этом тандеме выступает доминантной составляющей, в то время как производственно-технологическая часть имеет инструментальный характер, являясь средством обучения.

Общественно-педагогическая – учебно-воспитательная работа, основанная на добровольных началах и выходящая за пределы должностных обязанностей педагога, а иногда и образовательного учреждения.  Выражается в неформальном учебно-воспитательном общении с обучающимися, руководстве и организации их внеклассной и внешкольной активности (учебной, досуговой, развивающей, участием в школьных и внешкольных культурно-спортивных мероприятиях.

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Фотоотчет «Конкурс профессионального мастерства»Фотоотчет «Конкурс профессионального мастерства» Фотоотчет «Конкурс профессионального мастерства». В нашем детском саду прошел конкурс профессионального мастерства. Конкурс - это всегда.

Предотвращение профессионального выгорания Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в.

Речевые тренинги как форма взаимодействия с участниками образовательных отношений (фотоотчет)Речевые тренинги как форма взаимодействия с участниками образовательных отношений (фотоотчет) В нашем ДОУ уже не первый год активно работает родительский клуб "Дружная семейка". В рамках работы Клуба мы ежемесячно проводит речевые.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Вопросы взаимодействия образовательных организаций с семьёй «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Василий Сухомлинский. Основной задачей дошкольной образовательной.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы профессионального взаимодействия с участниками образовательных отношений
Опубликовано: 18 мая 2023 в 20:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основы профессионального взаимодействия с участниками образовательных отношений» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Нетёсова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД