Лучший педагог года

Основные задачи развития речи

Дарья Лебедева
Основные задачи развития речи

Основные задачи развития речи

Непременным условием для всестороннего развития ребенка

является общение его со взрослыми. Взрослые хранители опыта,

накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать

этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык «важнейшее

средство человеческого общения»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей до-

Публикация «Основные задачи развития речи» размещена в разделах

школьного возраста в детском саду обучение родному языку, раз-

вития речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая зада-

ча состоит из ряда

специальных, частных задач : воспитания

звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации

словаря, совершенствования грамматической правильности речи,

формирования разговорной (диалогической речи, развития связ-

ной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое

общение в его полном виде — понимание речи и активная речь

развивается постепенно.

Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи на первом году жизни. Ребенок отвечает

улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это

именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью ос-

мысленно произносимых и понимаемых слов.

В эмоциональном общении со взрослым ребенок реагирует на

особенности голоса, интонацию, с которой произносятся слова.

Речь участвует в этом общении лишь своей звуковой стороной, сопровождая действия взрослого. Однако речь, слово, всегда обозначает выполнение определенное действие (встань, сядь, конкретный

предмет (чашка, мячик, определенное действие с предметом (возьми мячик, дай куклу, действие предмета (машина едет) ит. д

Без такого точного обозначения предметов, действий, качеств предметов и их свойств взрослый не может руководить поведением ребенка, его действиями и движениями, поощряя или запрещая их.

В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают самые общие отношения друг к другу, свое удовольствие или неудовольствие, т. е. чувства, но не мысли. Этого становится совершенно

недостаточно, когда во втором полугодии расширяется мир ребенка, обогащаются его взаимоотношения со взрослым (а также с

другими детьми, усложняются движения и действия, расширяются возможности познания. Теперь необходимо говорить о многих

интересных и важных вещах вокруг, а на языке эмоций это сделать

иногда очень трудно, а чаще просто невозможно. Нужен язык слов,

нужно речевое общение со взрослым.

При эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован

только взрослым. Но когда взрослый привлекает его внимание и

чему-то, он как бы переключает часть этой заинтересованности на

предмет, действие, другого человека. Общение не утрачивает эмо-

циональный характер, но это уже не собственно эмоциональное

общение, не «обмен» эмоциями ради них самих, а общение по

поводу предмета. Произносимое при этом взрослым и слышимое

ребенком слово, неся на себе печать эмоций (в таких случаях оно

и произносится выразительно, уже начинает высвобоя даться из

плена эмоционального общения, постепенно становится для ребенка обозначением предмета, действия и т. п. На этой основе

со второго полугодия первого года жизни у малыша развивается понимание слова, речи. Появляется элементарное неполное

речевое общение, потому что говорит взрослый, а ребенок отвечает

только мимикой, жестом, движением, действием. Уровень такого

понимания достаточен для того, чтобы малыш мог осмысленно реагировать на замечания, просьбы и требования в обыденных, хорошо знакомых ему ситуациях. Вместе с тем развивается и инициативное обращение малыша ко взрослым: он привлекает их внимание к себе, к какому-нибудь предмету, что-то просит с помощью

мимики, жестов, звуков.

Произнесение звуков при инициативном обращении имеет особенно важное значение для развития речевого общения : здесь за-

рождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на

другого человека. Столь же важно подражание звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый. Оно способствует формированию речевого слуха, формированию произвольности произнесения, а без нее невозможно подражание целым словам, которые

ребенок позже будет заимствовать из речи окружающих взрослых.

Первые осмысленные слова появляются в речи ребенка обычно

к концу первого года. Однако, во-первых, их недостаточно

всего около 10 (мама, деда, ням-ням, ав-ав пт. п., во-вторых, малыш

очень редко употребляет их по своей инициативе. Примерно в се-

редине второго года жизни в развитии речи ребенка происходит

существенный сдвиг: он начинает активно использовать накоплен-

ный к этому времени словарь в целях обращения к взрослому. По-

являются первые предложения. Характерная особенность этих

предложений состоит в том, что входящие в них слова употребляются в неизменной форме: исё мака (еще молока, мака кипить

(молоко кипит, кисень пецька (кисель на печке, мама бобо (маме больно) 1. Предложения включают два слова; три и четыре слова появляются позже, к двум годам.

Даже такая несовершенная по своей форме, по грамматической

структуре речь сразу значительно расширяет возможности речевого общения взрослого и ребенка. Малыш и понимает обращенную

к нему речь, и сам может обращаться к взрослому, высказывать

свои мысли, желания, просьбы. А это, в свою очередь, приводит

к значительному обогащению словаря. Ведь ребенок уже хорошо

подражает речи взрослого, услышанным словам, хорошо понимает

обращенную к нему речь и может комбинировать в предложении

вновь усвоенные слова со словами, усвоенными ранее.

К полутора годам ребенок использует в активной речи при-

мерно 100 слов, к двум годам словарь значительно увеличивается до 300 слов и более. Индивидуальные различия в развитии речи бывают очень большими, и приведенные данные, конечно, приблизительны. Но главное событие в развитии речи в

этот период (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые малыш использует в своих предложениях (теперь уже зачастую трех- и

четырехсловных, приобретают соответствующую грамматическую

форму: девочка села, девочка сидит, и. т. д. С этого времени и начинается один из важнейших этапов

овладения родным языком — овладение грамматической

структурой языка. Усвоение грамматики происходит очень интенсивно,

грамматические закономерности ребенок

усваивает к трем — трем с половиной годам.

Владение родным языком — это не только умение правиль-

но построить предложение, хотя бы и сложное (Я не хочу идти

гулять, потому что на улице холодно и сыро). Ребенок должен

научиться рассказывать: не просто назвать предмет (Это — яблоко, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ состоит из

ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны

и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определен-

ной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело

связной речью, т. е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не

требующей дополнительных вопросов и уточнений.

в формировании связной речи отчетливо выступает тесная

связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо,

рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект

рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать

основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие

отношения между предметами и явлениями.

Но связная речь -

— это все-таки речь, а не процесс мышления, не размышление, не просто «думанье вслух». Поэтому для

достижения связности речи необходимо уметь не только

брать содержание, которое должно быть передано в речи, но и

использовать необходимые для этого языковые средства.

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Играем пальчиками для развития речиИграем пальчиками для развития речи Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А. Сухомлинский. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности,.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Часть 2. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Консультация для воспитателей на тему «Задачи развития речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи и речевого общения занимает особое место среди многих задач в ДОО. Это одна из главных задач всего дошкольного периода. Мы.

Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути»Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути» Как известно по утверждению Сухомлинского В. А., "ум ребенка находится на кончиках его пальцев", а с другой стороны, речевое развитие - показатель.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнатеОсновные цели и задачи работы в сенсорной комнате Научно доказано, что гармоничное и полноценное развитие ребенка невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Библиотека изображений:

Публикация Основные задачи развития речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Дарья Лебедева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Основные задачи развития речи
Опубликовано: 17 ноября 2021 в 09:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД