Лучший педагог года

Основные разделы и формы работы в рамках валеологического образования в ДОУ

Вьюшкова
Основные разделы и формы работы в рамках валеологического образования в ДОУ

СЛАЙД 1 Основные разделы и формы работы в рамках

валеологического образования в ДОУ

(информационный семинар «Валеологическое образование в ДОУ» от 09.02.2021г)

СЛАЙД 2 «Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» Василий Александрович Сухомлинский

Здоровье – не всё, но ВСЁ без здоровья ничто! Если есть здоровье – ребенок радуется, спокойно живет, ходит в детский сад.

Публикация «Основные разделы и формы работы в рамках валеологического образования в ДОУ» размещена в разделах

В настоящее время существует много различных программ для работы с детьми дошкольного возраста. У каждой из них есть свои разделы, где авторы предлагают реализовывать ряд определённых задач, отвечающих государственным стандартам. Трудно подобрать единую программу, которая бы полностью соответствовала направлению работы детского учреждения в целом. Наш сад, как известно, работает по 5 изданию Программы под редакцией Вераксы «От рождения до школы».

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Мы обязаны воспитать потребность быть здоровым. Ребенок должен знать: зачем нужно быть здоровым, что нужно сделать для этого, как справиться с болезнью. Для решения данной проблемы необходимы валеологические занятия, один раз в неделю во всех возрастных группах.

Проводя занятия, решаются такие задачи валеологического направления, как:

- воспитание у детей сознания того, что человек часть природы и общества;

- выстраивание гармоничных отношений детей с живой и неживой природой;

- воспитание у детей заботливого и бережного отношения к личному здоровью;

- выработка навыков личной гигиены;

- закаливание детей;

- профилактика и устранение вредных привычек.

Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи : познавательное развитие детей с ТНР тесно связано с речевым и социальнокоммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т. п. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями.

СЛАЙД 3

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» разделы такие, как:

1) Игра (дидактическая, подвижная и др.);

2) Представления о мире людей и рукотворных материалах;

3) Безопасное поведение в быту, социуме, природе (в т. числе на дорогах);

4) Труд (воспитание культурно – гигиенических навыков, самообслуживание, общественно - полезный труд и т. д.)

В образовательной области «Физическое развитие» разделами являются :

1) Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

3) Физическая культура (2 занятия в зале, 1 занятие на прогулке, индивидуальные занятия);

4) Развитие дыхания, общей, мелкой и артикуляционной моторики.

В образовательной области «Познавательное развитие» еженедельно проводятся беседы по основам безопасности с учетом темы недели.

СЛАЙД 4

В ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи: Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, полоскать рот после еды, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расческой, быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви. Стимулировать детей к самостоятельному выражению своих потребностей, к осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации (умывание, мытье рук, уход за своим внешним видом, использование носового платка, салфетки, столовых приборов, уход за полостью рта, соблюдение режима дня, уход за вещами и игрушками). Формировать привычку к чистоте и порядку, потребность следить за своим внешним видом, потребность следить за своим внешним видом. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи. Совершенствовать навыки поведения за столом.

СЛАЙД 5

В ОО «Физическое развитие»

Задачи: Продолжать осуществлять коррекцию моторного развития детей за счет специальных упражнений, пальчиковой гимнастики, упражнений на дыхание и общепринятых способов физического воспитания. Систематически проводить под руководством медицинских работников различные виды закаливающих процедур с учетом индивидуальных особенностей детей. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 10-12 минут. Учить детей приемам релаксации. Обеспечивать достаточную, соответствующую возрастным особенностям двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения. Осуществлять контроль за выполнением рекомендаций врача – невролога, физиотерапевта.

СЛАЙД 6

В ОО «Познавательное развитие»

Задачи: Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека. Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания. Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе, например, накомить с правилами поведения при грозе.

Продолжать формировать навыки безопасного поведения на дорогах. Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора. Знакомить с элементарными правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Формировать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка».

Закрепление основ безопасности собственной жизнедеятельности. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.). Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «101», «102», «103» и др.

Программа начинается с раздела «Организация жизни и воспитания детей», в котором даны общие принципы построения режима дня, создания предметно-развивающей образовательной среды, интеграции образовательных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса.

В разделах по дошкольным группам для каждого возраста, помимо характеристики возрастных особенностей психического развития детей, особенностей организации жизни детей, примерного режима дня и содержания психолого-педагогической работы, даются примерное комплексно-тематическое планирование и планируемые промежуточные результаты освоения Программы.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

СЛАЙД 7

Ежедневные влажные уборки всех поверхностей, в том числе и пособий (мытье игрушек ежедневно в конце дня 2% мыльно-содовый р-р – 200гр. м. с. р-ра на 10 л. воды, кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается, пенолатексные, ворсованные игрушки обрабатываются согласно инструкции завода – изготовителя. Не допускается использование мягконабивных игрушек для игр детей СанПин 2.4.1.2660-10. Вновь приобретённые игрушки перед поступлением в группы моют в течение 15 минут проточной водой при температуре воды 37о с 2% мыльно-содовым раствором, а затем высушивается на воздухе)

Проветривание помещений обязательно, перед приходом детей, по необходимости между занятиями. Так же необходимо следить за достаточным и равномерным освещением Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

СЛАЙД 8

Режим дня В разделах Программы по возрастам представлены примерные режимы дня для каждой возрастной группы.

СЛАЙД 9

Продолжительность занятий по возрастам должно соответствовать следующим временным промежуткам…2-я младшая группа не более 15 минут, средняя - 15-20 минут, старшая – 20-25 минут, подготовительная – 25-30 минут

СЛАЙД 10 Смена деятельности на занятии

Во время занятий, требующих большой умственной нагрузки, и в промежутках между ними необходимо проводить физкультминутки продолжительностью 1-3 минуты. Так же после каждого занятия перерыв на отдых 10 минут. (при необходимости проводить проветривание помещения) По физической культуре на каждом занятии обязательная смена деятельности, а перед занятиями - влажная уборка, в том числе в музыкальном зале.

СЛАЙД 11 Условия для оздоровления детей в ДОУ

Необходимо обеспечение предметно-развивающей средой:

- физкультурный зал со спортивным инвентарем;

- оборудованная спортивная площадка на территории сада;

- участки для прогулки;

- медицинский кабинет.

СЛАЙД 12

Интеграция образовательных областей на примере физического развития.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи и пр.

Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей :

формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх,

• создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств,

• участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования;

• активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр., специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых, построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования);

• проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности;

• игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек;

• использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания, рисование мелом разметки для подвижных игр;

• ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.

СЛАЙД 13

В образовательной деятельности при проведении режимных моментов обращаем отдельное внимание на оздоровительные прогулки. Для укрепления здоровья детей, удовлетворения их потребности в двигательной активности, профилактики утомления необходимы ежедневные прогулки. Нельзя без основательных причин сокращать продолжительность прогулки. Важно обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в течение дня. Для оптимального развития детей необходимо тщательно продумывать содержание прогулки, насыщать ее интересными видами деятельности, обеспечивать условия для самостоятельных подвижных и сюжетных игр (игрушки, игровое и спортивное оборудование и пр.). Прогулка может состоять из следующих структурных элементов: самостоятельная деятельность детей; подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения; различные уличные игры и развлечения; наблюдение, экспериментирование; индивидуальные или групповые занятия по различным направлениям развития детей; посильные трудовые действия. Тем самым происходит укрепление здоровья детей, профилактика утомления, удовлетворение потребности в двигательной активности, приобщение к подвижным и спортивным играм, сплочение детского сообщества, развитие доброжелательности, умения взаимодействовать со сверстниками.

СЛАЙД 14 Формы организации здоровьесберегающей работы :

Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на :

образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее— «организованная образовательная деятельность»);

образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов ;

• самостоятельную деятельность детей;

• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.

В практике используется организованная образовательная деятельность по валеологическому образованию, которая включает в себя разнообразные формы работы с детьми :

- утренняя гимнастика;

- бодрящая гимнастика после дневного сна;

- двигательно-оздоровительные физкультминутки;

- пальчиковая гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- физкультурные занятия;

- самостоятельная деятельность детей;

- подвижные игры;

- закаливающие процедуры;

- оздоровительные процедуры в водной среде;

- физкультурные досуги и развлечения;

- спортивные праздники;

- самостоятельная деятельность детей

- экскурсии;

- беседы и т. п.

СЛАЙД 15

Так же при проведении режимных моментов мы можем использовать приятную пробуждающую музыку для «потягушечки» в постели, ходьбу босиком по корригирующим дорожкам, дыхательной гимнастики, самомассажа — все это будет способствовать оздоровлению и комфортному переходу детей от сна к активной деятельности; затем переходить к бодрящей гимнастике после дневного сна, после проводить упражнения и подвижные игры уже во второй половине дня;

.

СЛАЙД 16, 17

Двигательные и оздоровительные физкультминутки, дыхательная и артикуляционная и пальчиковая гимнастики 3 раза в день перед завтраком, обедом и полдником

СЛАЙД 18

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские.

Физкультурные и туристические прогулки в ближайшие парки, скверы, спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год, физкультурные, тематические досуги - это самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе (проводятся 1-2 раза в месяц); дни здоровья; спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.); соревнования; праздники; театрализованные представления; смотры и конкурсы; экскурсии; прогулки на групповых участках;

СЛАЙД 19

Физкультурный зал

Проведение ситуативных бесед. Происходит развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения;

СЛАЙД 20

Проведение релаксации под классическую музыку, звуки природы, лежа на ковре в виде «Снежинки», «Солнышка», «Звездочки»; подыгрывание на музыкальных инструментах, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;

СЛАЙД 21

Самостоятельная двигательная деятельность

СЛАЙД 22

Закаливание происходит с применением воздушных ванн и элементы водного закаливания, обтирания холодной водой (рук до локтя, шеи)

СЛАЙД 23

Вопросы воспитания здорового образа жизни тесно решаем в сотрудничестве с родителями. В данной работе ставим следующие задачи:

- установление доверительно-делового контакта с родителями;

- повышение педагогической культуры родителей;

- пропаганда здорового образа жизни;

-изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания. Формы работы с родителями :

Для эффективного решения этих задач используем следующие формы работы с родителями :

- Общие родительские собрания; цель которых - повышение психолого-педагогической компетентности родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей, включение их в процесс активного взаимодействия с ДОУ;

- Пропаганда валеологических знаний среди родителей, по средствам проведения консультаций медицинского работника, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре, методиста, а так же с привлечением специалистов из поликлиники;

-Дни открытых дверей в ДОУ с целью ознакомления с методикой валеологического воспитания и образования; с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;

-Совместные праздники здоровья; спортивные олимпиады, физкультурные досуги, дни здоровья; вечера развлечений;

-Участие родителей в оформлении предметно-игровой среды по валеологии (изготовление наглядного и раздаточного материала);

-Экскурсии с детьми по месту работы некоторых родителей : в бактериологическую лабораторию, детскую поликлинику (стоматология, рентгеновский кабинет, глазной кабинет, ЛОР, педиатр и т. д.);

Возможны такие формы работы, как организация:

- витаминных и чайных столов (ребенок на свой вкус может выбрать салаты, фрукты, овощи, выпить утром рано или перед уходом домой вместе с мамой чай);

-"Семейного кафе", где создаются условия для встреч родителей, совместного обсуждения семейного опыта воспитания здорового образа жизни;

-создание библиотеки для родителей в группах;

-организация выставок "Одежда и здоровье детей", "Мир природы глазами детей" и др.

СЛАЙД 24

Хотелось бы видеть в каждой группе «Уголок здоровья»

В уголке здоровья могут содержаться следующие материалы: ПАПКА с иллюстрациями «Человек и его организм»; дидактические игры по темам; книги о здоровье и ЗОЖ; схемы, иллюстрации по темам; микроскопы, микропрепараты, песочные часы, муляжи – для проведения наблюдений, экспериментирования; анатомическая кукла; конверты, советы: «Дыхательная гимнастика»; «Зуб, не болей-ка!» «Витамины – это всегда полезно»; «Правила ухода за больным человеком»; «Тренируем память»; «Как ты можешь закаляться»; «Правильно оказывай первую помощь» и ПАПКА «Скоро в школу» : «Мой режим дня в школе»; «Упражнения для снятия утомления»; «Безопасная дорога в школу»; «Первая помощь при ожоге, уколе иголкой, ссадине» и др. ; ДНЕВНИК настроений.

СЛАЙД 25 «СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!»

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Конкурсные работы ко Дню Победы в рамках в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее» Часть IIIКонкурсные работы ко Дню Победы в рамках в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее» Часть III 9 мая – это важное событие для огромной многонациональной России. Великий День Победы, в честь окончания войны в 1945 году. В память о героических.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Конспект занятия «Бусинки большие и маленькие» в рамках дополнительного образованияКонспект занятия «Бусинки большие и маленькие» в рамках дополнительного образования Модель занятия по дополнительному образованию кружок «Раз ступенька, два ступенька…» Тема: «Бусинки большие и маленькие» Программное содержание:.

Фотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро»Фотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро» Современные условия деятельности дошкольной образовательной организации ставят взаимодействия с семьей на одно из ведущих мест. Родители.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнатеОсновные цели и задачи работы в сенсорной комнате Научно доказано, что гармоничное и полноценное развитие ребенка невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые.

Задание для дистанционного образования «Поделка «Слоник» с применением цилиндрической формы для ДСЗадание для дистанционного образования «Поделка «Слоник» с применением цилиндрической формы для ДС 30.06.2020 Группа №1,2,3 1-й год обучения (подготовительная группа д/с) Задание для дистанционного образования Тема занятие: поделка «Слоник».

Библиотека изображений:

Публикация Основные разделы и формы работы в рамках валеологического образования в ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Вьюшкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Основные разделы и формы работы в рамках валеологического образования в ДОУ
Опубликовано: 11 февраля 2021 в 20:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД