МААМ-картинки

Основная образовательная программа. Часть 21-я

Ольга Кутявина
Основная образовательная программа. Часть 21-я

Основная образовательная программа МБДОУ

"Детский сад № 3 пос. Николаевка"

часть 21-я

Составила: Кутявина Ольга Александровна -

старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка"

2.4 Организация взаимодействия взрослых и детей по реализации вариативной части программы

Публикация «Основная образовательная программа, Часть 21-я» размещена в разделах

Наш детский сад расположен в небольшом, дальневосточном посёлке Николаевка Еврейской автономной области. Особенностью нашего поселка является то, что он находится в богатом природном окружении, у которого так же есть свои особенности, а история Дальнего востока и ЕАО связана с коренными народами Приамурья, о которых мы мало что знаем, проживая на их исконной территории. В то же время, мы все являемся частью социума в абсолютном понимании этого слова, частью мирового сообщества, одним из современных требований которого является знание иностранных языков.

Исходя из этих предпосылок, мы для себя определили следующие направления социально-коммуникативного развития в вариативной части программы :

• Реализация регионального компонента программы через ознакомление с природой родного края и знакомство с образом жизни и культурой народов Приамурья;

2.4.1 Региональный компонент

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, районе, крае приобщение к миру его культуры. Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Национальная культура коренных народов Дальнего Востока может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. А как она не может быть не интересна, когда народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет. Еще первые исследователи отмечали, что народы Приамурья - виртуозы художественной обработки дерева. Ульчи знали множество технических приемов резьбы и росписи. Традиционная одежда народов Приамурья - один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Сегодня - малочисленные народы, ведущие традиционные промыслы и сохраняющие в своем укладе некоторые черты родо-племенного строя, находятся, как и сто лет назад, на грани исчезновения как этносов и наша задача сохранить и донести до наших детей этот накопленный годами народный опыт. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Дальнего востока становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Изучение традиций, быта коренных народов края позволяет естественно сочетать развитие и воспитание дошкольников. В данном проекте, нам бы хотелось рассказать детям о лесных людях – эвенках, коренных жителях края. Сегодня, не насчитывается и малая толика представителей этой народности, но знакомство детей с их самобытной культурой, традициями расширит представления детей о людях, населявших наш край, повысит интерес к национальной культуре малочисленных народов. Согласны с мнением Е. А. Богачевой, что у каждого человека, у его семьи, место рождения «есть своя история, которую ему нужно знать, уметь рассказать, а главное гордиться ею».

Социальная, научная и практическая значимость работы по ознакомлению детей природой и культурой родного края:

• поможет заложить основу экологической культуры дошкольников;

• создает условия для развития толерантности и эмпатии к представителям других народностей;

• представляет последовательную систему для получения знаний детьми-дошкольниками о культуре и традициях народов Приамурья, истории родной области, посёлка.

Основные пути реализации данной работы:

• построение развивающей предметно-пространственной среды;

• обеспечение разнообразия дидактического материала и условий для ознакомления детей с коренными народами края и его природой;

• повышение уровня познавательной деятельности детей, родителей;

• организацию экскурсий;

• вовлечение в процесс воспитания родителей;

• привлечение учреждений культуры.

Цель:приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, традициями коренных народов. Воспитание ценностного отношения к природе родного края.

Задачи:

• Формировать знания о народах Приамурья их образе жизни; о традициях и фольклоре северных народностей;

• Воспитывать любовь к родной области, поселку, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории, помочь детям осознать индивидуальность, особенность, неповторимость нашего региона;

• Учить детей видеть и ценить красоту и многообразие родной природы, уникальный животный и растительный мир нашего региона.

Ожидаемые результаты

Возросший интерес детей к истории и культуре родной области. Дети гордятся тем, что живут на Дальнем востоке. Знают кто такие народы Приамурья, с уважением относятся к обычаям и культуре коренных народов севера. Умеют замечать красоту окружающей нас природы, понимают необходимость сохранения природных богатств дальневосточной тайги.

- Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к посёлку.

- Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного посёлка. Знает и стремится выполнять правила поведения в посёлке.

- Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному посёлку, его истории, необычным памятникам, зданиям.

- С удовольствием включается в детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.

- Ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами односельчан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям посёлка.

- Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.

Возросший интерес детей к истории и культуре родной области. Дети гордятся тем, что живут на Дальнем востоке. Знают кто такие народы Приамурья, с уважением относятся к обычаям и культуре коренных народов севера. Умеют замечать красоту окружающей нас природы, понимают необходимость сохранения природных богатств дальневосточной тайги.

Примерные виды детской деятельности по реализации регионального компонента

Разделы программы Виды детской деятельности

Социально – коммуникативное развитие

Знакомство детей с предприятиями родного поселка, профессиями.

Оформление уголков ряжения во всех возрастных группах;

Встречи с артистами детских театров, с работниками библиотеки;

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в организации.

Сюжетные игры и подвижные игры народного характера

Досуги и развлечения соответствующей тематики

Знакомство с игрушками и обычаями

Настольные дидактические игры экологической и краеведческой тематики

Экскурсии и совестные мероприятия с Домом культуры

Речевое развитие

Обогащение пассивного и активного словаря краеведческими терминами

Стихи, рассказы о Дальнем востоке, знакомство с фольклором народов Приамурья

Чтение рассказов дальневосточных авторов

Активное владение речью, как средством общения и культуры в процессе включения детей в разнообразные виды детской деятельности:

Драматизация народных сказок;

Показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, кукольный театр игрушек, настольный, пальчиковый).

Физическое развитие Просмотр фильмов о спорте и спортсменах.

Беседы о видах спорта, просмотр мультфильмов спортивной тематики.

Широкое использование народных игр.

Проведение спортивных праздников, развлечений, эстафет, соревнований

Создание в группах микроцентров: «Спортивный уголок»

Физкультурный досуг «День оленевода».

Познавательное развитие беседы, компьютерные мини-презентации, мультимедийные показы фрагментов фильмов о природе, животном и растительном мире Дальнего востока, с народными приметами.

сбор гербариев, коллекций

опытническая и экспериментальная работа

проектная деятельность

Экскурсия: 1-я, 2-я младшая, средняя группы – по помещениям и территории детского сада; старшая и подготовительная – пешии экскурсии по пос. Николаевка, мини-походы в природную прилегающую к ДОУ зону, школу.

Беседы: «Где живёт человек», «Дом, в котором мы живём», «Мой посёлок, мой район, область», «Родина малая и родина большая», «Моя родная улица».

ознакомление с символикой: флаг, герб; портреты руководителей области, России.

просмотр фрагментов исторического кино, старых фотографий, рассказ об историческом прошлом малой родины.

встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии к памятникам погибшим героям ВОВ, просмотр фрагментов фильмов о войне, рассказывание о героическом прошлом поселка.

беседы по ознакомлению с традициями на Руси, в ЕАО; с духовно-нравственным укладом жизни

проведение детских фольклорных праздников

празднование всех государственных и региональных праздников, день поселка.

создание альбомов (народы Приамурья, Тайга- наше богатство)

работа с образно-символическим материалом (тематические словари в картинках, подборки картинок, настольно-печатные игры, и др.)

тематические занятия по теме «Мой поселок», «Моя область», «Тайга дальневосточная»

Художественно-эстетическое развитие

Беседы об изобразительном и музыкальном искусстве малой родины

Рассматривание репродукций картин, слайдов, открыток, буклетов о Биробиджане, Николаевке.

Знакомство с музеями, культурно-просветительским учреждениями посёлка.

Выставки тематические, посвященные творчеству писателей и поэтов Дальнего востока.

Музыкальный фольклор (детский, обрядовый, бытовой, хороводный).

Проведение праздников, развлечений, музыкально-литературных викторин, фольклорные народные праздники и гуляния.

Ознакомление с народными музыкальными инструментами: баян, балалайка, домра, бубен.

Использование в группе аудио- и видеозаписей концертов, детских праздников; музыкальных инструментов, портретов композиторов

Конструируем из природного материала, конструктора, бросового материала

Рисование, аппликация, лепка на краеведческую тему

Слушание национальных песен

Знакомство с танцевальными обычаями

Компоненты духовно-нравственного и патриотического воспитания детей на примере истории, быта и культуры малой родины активно включаются во все виды деятельности с детьми и взрослыми:

- в непрерывно образовательную деятельность;

- в совместную деятельность;

- в самостоятельную деятельность детей;

- в совместную деятельность с родителями воспитанников;

- в работу с социумом.

Публикации по теме:

Основная образовательная программа ДОУ. Часть 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 пос. Николаевка» Принята: на педагогическом совете МБДОУ.

Основная образовательная программа ДОУ. Часть 5 Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 5-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший воспитатель.

Основная образовательная программа ДОУ. Часть 6 Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 6-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший воспитатель.

Основная образовательная программа ДОУ. Часть 7 Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 7-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший воспитатель.

Основная образовательная программа ДОУ. Часть 8 Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 8-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший воспитатель.

Основная образовательная программа МБДОУ по социально-коммуникативному развитию «Детский сад №3 пос. Николаевка» Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 9-я Составила: Кутявина.

Основная образовательная программа ДОУ. Часть 2 Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 2-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший.

Основная образовательная программа ДОУ. Часть 3 Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 3-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший воспитатель.

Основная образовательная программа ДОУ. Часть 4 Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 4-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший воспитатель.

Рабочая образовательная программа (средняя группа) 6 часть 2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основная образовательная программа. Часть 21-я
Опубликовано: 14 марта 2019 в 13:20
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основная образовательная программа. Часть 21-я» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кутявина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД