МААМ-картинки

Ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект (1 фото)

Наталья Луткова
Ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект

Методика Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова

Методика «Картинки»

Общей особенностью данных методик является то, что ребенку предъявляют определенную проблемную ситуацию. Здесь ребенок сталкивается не с реальным конфликтом, а с проблемной ситуацией, представленной в проективной форме. Это может быть изображение какого-либо знакомого и понятного сюжета на картинках, в рассказах, незаконченных историях. Во всех этих случаях ребенок должен предложить свой вариант решения социальной проблемы. Способность решать социальные задачи нашла свое отражение в термине «социальный интеллект» (или «социальные когниции»). Решение такого рода задач предполагает не только интеллектуальные способности, но и постановку себя на место других персонажей и проекцию собственного возможного поведения в предложенные обстоятельства.

Публикация «Ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект» размещена в разделах

Для определения уровня развития социального интеллекта можно использовать две методики: вопросы, заимствованные из теста Д. Векслера тест «Понятливость» и проективная методика «Картинки».

«Понятливость»

Для беседы можно выбрать шесть наиболее понятных детям и соответствующих современным условиям вопросов из теста Д. Векслера для измерения общего интеллекта (субтест «Понятливость»):

1. Что ты будешь делать, если порежешь себе палец?

2. Что ты будешь делать, если потеряешь мяч, который тебе дали поиграть?

3. Что ты будешь делать, если пришел за своей игрушкой, а ее там не оказалось?

4. Что ты будешь делать, если маленький мальчик (девочка, меньше тебя ростом, стал (а) бы с тобой драться?

5. Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?

6. Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?

Степень решения проблемы измеряется по трехбалльной шкале в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера:

0 баллов — отсутствие ответа;

1 балл — обращение за помощью к кому-либо;

2 балла — самостоятельное и конструктивное решение проблемы.

«Картинки»

Здесь детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:

Ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект

1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру.

2. Девочка сломала у другой девочки ее куклу.

3. Мальчик взял без спроса игрушку девочки.

4. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа.

Таким образом, в данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.

Степень решения проблемы оценивается по той же шкале, что и в предыдущем тесте.

Помимо уровня развития социального интеллекта, методика «Картинки» может дать богатый материал для анализа качественного отношения ребенка к сверстнику. Этот материал может быть получен из анализа содержания ответов детей при решении конфликтных ситуаций. Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:

1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь взрослому).

2. Агрессивное решение (побью, позову взрослого, дам по голове палкой и т. п.).

3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).

4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).

В зависимости от выбранных ребенком ответов, можно сделать вывод о его реакции на те или иные ситуации. Например, если ребенок в половине ответов выбирает агрессивное решение ситуации, то можно сделать вывод, что ребенок расположен к агрессии. Но если большая часть ответов ребенка это продуктивное решение или вербальное решение, то делаем вывод, что ребенок расположен к положительному, мирному и уравновешенному выходу из спорных ситуаций по отношению к сверстнику.

Литература:

Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с. : ил. — (Психология для всех).

Мои результаты диагностик:

«Понятливость»

Цель: Определение уровня развития социального интеллекта.

Далее будет приведены значения в виде: Имя ребенка, Начало 2019-2020, Конец 2019-2020, Начало 2020-2021, Конец 2020-2021

Вопрос 1. Что ты будешь делать, если порежешь себе палец?

Максим 1 1 1 1

Юля 1 1 1 1

Даша 1 2 1 1

Медина 1 2 1 1

Марк 1 2 1 1

Карина 1 2 1 1

Максим М. 1 2 1 1

Ева 1 2 1 1

2. Что ты будешь делать, если потеряешь мяч, который тебе дали поиграть?

Максим 1 1 1 1

Юля 1 1 1 2

Даша 1 2 2 2

Медина 1 2 2 2

Марк 1 2 2 2

Карина 1 2 2 2

Максим М. 1 2 2 2

Ева 1 2 2 2

3. Что ты будешь делать, если пришел за своей игрушкой, а ее там не оказалось?

Максим 1 1 1 1

Юля 1 1 1 2

Даша 1 2 2 2

Медина 1 2 2 2

Марк 1 2 2 2

Карина 1 2 2 2

Максим М. 1 2 2 2

Ева 1 2 2 2

4. Что ты будешь делать, если маленький мальчик (девочка, меньше тебя ростом, стал (а) бы с тобой драться?

Максим 1 1 1 1

Юля 1 1 1 2

Даша 1 2 2 2

Медина 1 2 2 2

Марк 1 2 2 2

Карина 1 2 2 2

Максим М. 1 2 2 2

Ева 1 2 2 2

5. Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?

Максим 1 1 1 1

Юля 1 1 1 2

Даша 1 2 2 2

Медина 1 2 2 2

Марк 1 2 2 2

Карина 1 2 2 2

Максим М. 1 2 2 2

Ева 1 2 2 2

6. Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?

Максим 1 1 1 1

Юля 1 1 1 2

Даша 1 2 2 2

Медина 1 2 2 2

Марк 1 2 2 2

Карина 1 2 2 2

Максим М. 1 2 2 2

Ева 1 2 2 2

2019 – 2020 год. На начало года: 100% детей обратятся за помощью к кому-либо, 0% - нашли самостоятельное решение.

На конец года: 25% детей обратятся за помощью к кому-либо, 75% - находят самостоятельное и конструктивное решение проблемы.

2020 – 2021 год. На начало года: 25% детей обратятся за помощью к кому-либо.

На конец года: 12,5% детей обратятся за помощью к кому-либо, 87,5% - находят самостоятельное и конструктивное решение проблемы.

«Картинки»

Цель: Определение уровня развития социального интеллекта.

Далее будет приведены значения в виде: Имя ребенка, Начало 2019-2020, Конец 2019-2020, Начало 2020-2021, Конец 2020-2021

1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь).

Максим + + + +

Юля - - - -

Даша - - - -

Медина + + + +

Марк + + + +

Карина + + + +

Максим М. - - - -

Ева - - - -

2. Агрессивное решение (побью, позову взрослого, дам по голове палкой и т. п.).

Максим + + + +

Юля - - - -

Даша - - - -

Медина + + + +

Марк + + + +

Карина + + + +

Максим М. - - - -

Ева - - - -

3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).

Максим + + + +

Юля - - - -

Даша - - - -

Медина + + + +

Марк + + + +

Карина + + + +

Максим М. - - - -

Ева - - - -

4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).

Максим + + + +

Юля - - - -

Даша - - - -

Медина + + + +

Марк + + + +

Карина + + + +

Максим М. - - - +

Ева - - - +

На начало 2019 – 2020 года: 50% детей выбирали варианты ответов в пользу агрессивного решения вопросов, 50% детей – искали продуктивное решение конфликтной ситуации.

На конец года: 50% детей выбирали варианты ответов в пользу агрессивного решения вопросов, 50% детей – искали продуктивное решение конфликтной ситуации.

На начало 2020-2021 года: 50% выбирали варианты ответов в пользу агрессивного решения вопросов.

На конец года: 25% выбирали варианты ответов в пользу агрессивного решения вопросов, 75% - искали продуктивное решение конфликтной ситуации.

Публикации по теме:

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Анкета для родителей по изучению социальной ситуации развития ребенка в семье Анкета Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью изучения социальной ситуации развития ребенка в семье. 1. Считаете.

Фоторепортаж «Есть такая профессия — социальный работник»Фоторепортаж «Есть такая профессия — социальный работник» Есть такая профессия - социальный работник. Фоторепортаж Есть такая профессия - Социальный работник. Это значит о ком-то, В постоянной.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Профессиональная ориентация дошкольников. Знакомство с миром профессийПрофессиональная ориентация дошкольников. Знакомство с миром профессий Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения,.

Социальный проект для подростков 12–17 лет «Курение — опасно для здоровья» Цель: формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение.

Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды»Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тема проекта: «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тип проекта: • практико-ориентированный. Место реализации.

Социальный проект учащихся «Веселые перемены» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» «Веселые перемены» Автор.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект
Опубликовано: 10 января 2022 в 19:36
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Луткова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД