Лучший педагог года

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром. «Круговорот воды в природе. Свойства воды»

Лариса Соколова
Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром. «Круговорот воды в природе. Свойства воды»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

Обучающие:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды : без цвета, без запаха, без вкуса, без формы и т. д.

2. Дать представление о круговороте воды в природе, закрепить знания детей о значении воды в жизни человека;

Развивающие:

1. Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать. Обобщать умение устанавливать причинно-следственные зависимости, учить делать выводы;

Публикация «Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром, „Круговорот воды в природе, Свойства воды“» размещена в разделах

2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Коррекционные:

1. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.

2. Вовлекать детей в общую беседу; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос, слушать пояснения педагога;

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети входят в группу (Звуки весны)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какой сегодня хороший день. Подскажите, какое сейчас время года?

Дети: Сейчас время года – весна.

Воспитатель: Посмотрите, весна прислала нам красивый букет цветов! Давайте, поставим их в вазу и нальём водичку. А чтобы букет стоял долго, водичку для цветов нужно зарядить тёплыми ласковыми словами о весне. Давайте добавлять водичку и называть определения весны: какая, дети, весна? (теплая, солнечная, ясная, ласковая, нежная).

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принёс нам письмо. Интересно, от кого оно? Давайте откроем и почитаем!

Письмо: Здравствуйте, ребята!

Пишет вам Снеговик, ваш весёлый, зимний друг.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на фотографии Снеговик совсем не весёлый. Что же с ним случилось? Давайте читать дальше…

Всю зиму я весело играл с вами, стойко охранял ваш прогулочный участок, дружил с морозами и вьюгами. Но вот наступила весна, и что-то со мной случилось… Может быть, я заболел? Я написал письмо Весне в надежде, что она мне поможет, а она в ответ прислала мне этот кроссворд с капельками - загадками. Помогите мне, пожалуйста. Давайте вместе отгадаем кроссворд и узнаем, что со мной происходит!

Воспитатель: Если мы отгадаем кроссворд с помощью загадок, то узнаем ключевое слово и сможем понять, что случилось со Снеговиком.

1. С высоты большой, срываясь,

Грозно он ревет.

И, о камни разбиваясь,

Пеною встает.

( ответ: водопад)

2. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет.

( ответ: сосулька)

3. Сильным, слабым он бывает,

И осенним, и грибным,

Все растенья поливает,

Урожай чтоб лучше был.

( ответ: дождь)

4. С неба падают крупинки,

Это маленькие льдинки.

Им вобще никто не рад,

Потому что это…

( ответ: град)

Воспитатель: А теперь посмотрите на наш кроссворд, у нас не отгаданным осталось одно слово скажите, что объединяет водопад, сосульку, дождь и град.

Воспитатель: Какое слово у нас получилось? (Вода).

Правильно. Как вы думаете, почему Весна прислала Снеговику кроссворд о воде?

Что же такое происходит со Снеговиком?

Дети, давайте вспомним, в каком состоянии бывает вода?

(Жидком, твердом, газообразном).

Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении. Может быть, тогда мы сможем помочь Снеговику, поднять ему настроение.

Для чего вода нужна человеку? (Пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

Вы правильно ответили на мои вопросы, а теперь мои юные исследователи я приглашаю вас в нашу научную лабораторию, где мы с вами проводили опыты и ставили эксперименты, чтобы мы дальше могли побеседовать о воде.

Хотели бы туда попасть? (ответы детей)

- Ребята, сначала, давайте вспомним, что нам нужно надеть? Правильно, а для чего это нужно сделать? (Предлагаю детям помочь друг другу завязать фартучки и надеть шапочки) и проити за столы.

Ребята, посмотрите, как много интересных знакомых и незнакомых предметов стоит на столах, рассмотрите их пожалуйста внимательно. (Разовые стаканчики, ложки, молоко, вода, сахар, краски, красители и т. д.)

(инициатива детей – поучаствовать в проведении опытов)

Вы уже догадались, что мы будем исследовать в этой лаборатории? (Ответы детей)

- Мы будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Но сначала давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Что можно делать во время исследований, рассмотрите, пожалуйста, алгоритмы. (Ответы детей). А что нельзя делать. (Ответы детей)

Приступим к нашим исследованиям.

(Алгоритмы разложены на столе - это картинки.)

1.-Вода не имеет формы

Опыт 1. Какой формы вода?

Воспитатель спрашивает у детей, имеет ли форму вода?

( ответы детей: да, нет) (показать синий или красный сфетофорчик)

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы воспитатель спрашивает с помощью чего можно узнать форму воды. (Ответы детей -предлагают взять узкую баночку и наполнить ее водой, потом перелить эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.)

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Итак, вода не имеет формы.

Пальчиковая гимнастика:

Кран на кухне открываем, (правой рукой имитируют открывание крана с водой)

Воду в чайник наливаем, (упражнение «чайник»)

Кипятили, кипятили, (движение «чайника» вперёд-назад)

В чашку кипяток налили. (упражнение «чашечка»)

Крепкий чай мы заварили, (вращательные движения «чашки»)

В блюдце чай потом налили… (упражнение «блюдце»)

Так узнали мы секрет:

У водички формы нет! (стучат правым кулаком по левой руке и наоборот).

Перед следующим опытом ребята опять берут алгоритм- Вода не имеет цвета

Опыт 2. Какого цвета вода?

Дети обращают внимание на стаканы в руках воспитателя, у меня в руках два стаканчика, скажите мне, что в них находится (молоко, вода)

Чем они отличаются друг от друга (цветом, вкусом)

Молоко, какого цвета (белого, а вода (бесцветная)

Скажите мне если мы добавим в воду краску она изменит цвет или нет. ( ответы детей: да, нет)

А Вы точно уверены, что вода поменяет цвет?

(ответы детей)

Если вы хотите, проведем небольшой опыт и узнаем точный ответ. Воспитатель предлагает детям смешать краску с водой. Потом интересуется полученным результатам.

Теперь скажите, изменила ли вода цвет (ответы детей, Скажите, что будет, если еще больше добавить краски в воду, она будет более насыщенной.

Вывод: Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, а непрозрачной она становится, если в нее добавляют какие-то вещества.

Перед следующим опытом ребята опять берут алгоритм - Вода растворитель

Опыт 3. Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Но, чтобы провести следующий опыт, мы помним, что в лаборатории ничего нельзя пробовать, поэтому, давайте сделаем небольшой перерыв, я приглашаю вас на небольшую разминку.

Физкультурная минутка

Дождик, дождик. Как-кап-кап!

Дождик льёт с еловых лап.

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

С крыш, с зонтов прохожих,

С мокрой кошки тоже.

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

Слушай, дождик, хватит капать!

Надоела детям слякоть.

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

Хватит слёзы проливать,

Нам пора идти гулять!

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

А теперь я приглашаю вас в весеннее кафе, где можно пробовать на вкус. Давайте сначала вытрем руки влажными салфетками. Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Для этого наблюдения потребуется смешать воду с сахаром. После растворения вещества, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, как сироп.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей).

А теперь, находясь в кафе, мы можем сразу провести ещё одно наблюдение и узнать, есть ли у воды запах.

Перед следующим опытом ребята опять берут алгоритм- Вода не пахнет

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

-Ребята, а вода чем пахнет? Дети определяют, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

Затем воспитатель добавляет из заварочного чайника заварку с ягодным вкусом. И снова понюхать воду. У воды появился запах

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды : цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

- Дети, как вы думаете, все жидкие вещества могут расствориться в воде? (Ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде подсолнечное масло. Дети выполняют это задание.

Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли подсолнечное масло

- Что же мы видим? (ответы детей). Масло не растворяется, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Но есть и такие вещества, которые не смешиваются, как масло, как вы думаете почему? Да, правильно, дети, оно легче воды.

Ребята вы справились со всеми экспериментами.

Воспитатель: Да, ребята, много нового и интересного мы узнали о свойствах воды, и можем о них рассказать Снеговику. Но только лишь эти знания помогут Снеговику справится с его проблемой? (Нет) Может быть есть ещё важная информация о воде? Как мы еще можем получать знания? (ответы детей). Давайте с вами посмотрим познавательный фильм о воде. (Смотрим отрывок из фильма Круговорот воды)

Ребята, что нового мы узнали из этого фильма? Что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)

- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

-Ребята, а вы запомнили, как путешествуют капли воды? (ответы детей)

А вы можете выложить картинку, где объясняется Круговорот воды в природе? (ответы детей)

-Перед Вами находятся вырезанные детали, вам же необходимо собрать картинку.

-Скажите, какие детали перед Вами.

Ответы детей: солнце, облака, вода, горы, трава, река и стрелки)

(Дети вместе составляют схему круговорота воды в природе)

-Правильно

-Вот вы и составили картину по «Круговороту воды в природе»

Рефлексия

Воспитатель: Ну, вот и подошла к концу наша с вами исследовательская деятельность. Мы не только узнали много нового и интересного о воде, но и поддержали нашего Снеговичка. Давайте представим, что наши с вами новые знания – это капельки воды. Если вы узнали что-то новое и полезное для себя сегодня, поместите ваши капельки в этот сосуд. (Помещают) Посмотрите, сосуд наполнился водой, как и мы с вами обогатились новой информацией. Как вы думаете, почему наш сосуд не полностью наполнился водой? (Ответы детей). Правильно, ребята! Впереди вас ещё ждёт много экспериментов, открытий. Ваши знания будут обогащаться и совершенствоваться, как и сосуд – наполняться водой!

Публикации по теме:

Фотоотчёт об опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе»Фотоотчёт об опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе» Фотоотчёт об опытно – исследовательской деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе». Цель: Дать детям понятие о круговороте.

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Круговорот воды в природе» Цели: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Развивать познавательный.

Конспект опытно-экспериментального занятия «Вода. Круговорот воды в природе» для подготовительной группыКонспект опытно-экспериментального занятия «Вода. Круговорот воды в природе» для подготовительной группы Программное содержание: 1. Формировать представления о круговороте воды в природе. 2. Учить умению устанавливать причинно-следственные.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Круговорот воды в природе» Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию "Круговорот воды в природе". Образовательная область: познавательное развитие.

Сказка «Круговорот воды в природе» Круговорот воды в природе - сказки. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька.

Панно «Круговорот воды в природе»Панно «Круговорот воды в природе» Методическая разработка по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Круговорот воды в природе» Автор: воспитатель.

Моделируем круговорот воды в природе.Моделируем круговорот воды в природе. После просмотра мультфильма «Родничок и Кузька», дети знакомятся с круговоротом воды в природе. Мы провели серию опытов наблюдения за паром,.

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром. Подготовительная группаОбразовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром. Подготовительная группа Тема: «Всё о белке для ребят» Цель: Развивать познавательный интерес к окружающему миру, воспитывать любовь к природе, расширять словарный.

Предметно-развивающая среда руками детей. Плакат «Круговорот воды в природе»Предметно-развивающая среда руками детей. Плакат «Круговорот воды в природе» Знакомство детей с природой происходит на протяжении всего дошкольного возраста. Развитие представлений о воде и её свойствах углубляется.

Экологические игры для дошкольников «Овощи и фрукты», «Круговорот воды в природе»Экологические игры для дошкольников «Овощи и фрукты», «Круговорот воды в природе» Дошкольный возраст - это благоприятный период для накапливания детьми конкретных чувственных представлений о предметах и явлениях природы.

Библиотека изображений:

Публикация Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром. «Круговорот воды в природе. Свойства воды» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лариса Соколова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром. «Круговорот воды в природе. Свойства воды»
Опубликовано: 14 октября 2021 в 19:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД