Лучший педагог года

Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

Юлия Тришина
Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраст

«Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и

унизительной.»

Мишель де Монтень

Публикация «Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Здоровый образ жизни – это образ рационально-организованной, активной,доставляющей радость жизни, это состояние защищенности от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Образ, который позволяет с ранних лет и до глубокой старости, сохранять нравственное, психическое, эмоциональное и физическое здоровье, а также социальное благополучие.

В современном мире здоровье перестает быть только личной проблемой конкретного человека. Такие понятия как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового и безопасного образа жизни» прочно входят в жизнь каждого человека, а также в воспитательно-образовательный процесс, начиная с ДОУ. В последние годы создано немало здоровьесберегающих технологий и данным вопросом занимаются многие представители науки и практики, в частности В. Г. Алямовская, М. Д. Маханёва, М. Л. Лазарев и другие. Но, к сожалению, в наш стремительный век новых технологий, исследований и разработок проблема формирования здорового и безопасного образа жизни остается очень актуальной, современной. По результатам статистики здоровья детей дошкольного возраста снизилось на 15%. Причинами снижения здоровья детей плохое состояние здоровья матери, социальные потрясения, безграмотность родителей в вопросах формирования и сохранения детей, нерациональное и неполноценное питание, а также частичное разрушение служб врачебного контроля в ДОУ и недостаточную квалификацию воспитателей в вопросах охраны и здоровья детей. По сведениям РАМН видно, что число детей имеющих какое-либо заболевание составляет более 90%. Следовательно, под угрозой оказывается всё взрослое население нашего общества, а ослабленное здоровье подрастающих детей угрожает здоровью последующих поколений. Одним словом, здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения, санитарной грамотности и экологической ситуации в стране, от воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Основная задача ДОУ – воспитать ребенка психически и физически здоровым гражданином нашей Родины, поэтому дошкольное образование уделяет большое внимание формированию культуры здорового и безопасного образа детей. Но результаты указывают на социально-педагогический уровень существующих проблем и диктуют нам необходимость поиска новых механизмов, которые позволят изменить ситуацию, а также необходимо выработать определённую комплексную систему в работе, охватывая комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-оздоровительных и социальных наук. Каждый человек имеет огромные возможности для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, для поддержания своего здоровья и для сохранения работоспособности. Поэтому заниматься этим вопросом следует с ранних лет жизни, нужно формировать у детей эту культуру, приучать к активному образу жизни, соблюдению правил личной гигиены и режима дня, к правильному рационально-сбалансированному питанию, к занятиям физкультурой, спортом и закаливанию. Приоритетными задачами в программе модернизации российского образования являются сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а осознание ребенком правильного отношения к своему здоровью есть системообразующий фактор модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности. Одним из средств решения этих задач являются здоровьесберегающие технологии, они же являются важнейшим условием организации и всего воспитательно-образовательного процесса и социального благополучия любого ребенка.

Каждое дошкольное учреждение самостоятельно определяет направления и содержания собственной деятельности по данному важному вопросу. Коллектив нашего ДОУ проводит углубленную работу по формированию культуры здорового и безопасного образа детей, уделяя особое внимание комплексному использованию всех средств физического развития и оздоровления детского организма. Такая деятельность объединяет в одно целое работу всего коллектива ДОУ, детей и их родителей, поэтому перед нами стоит задача организовать целостную систему воспитательно-организационных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействий всех участников. Такая работа нашего коллектива ДОУ детализируют поставленную нами цель. С 2007 г по 2013г наш детский сад – опорное образовательное учреждение по реализации проектной линии «Создание здоровьесберегающей среды обеспечивающей функциональное развитие и сохранение здоровья детей». В рамках ведомственной целевой программы «Качество образования – качество жизни» г. Тольятти коллективом нашего ДОУ были разработаны и реализуются до сих пор проекты». Развитие самостоятельной деятельности дошкольников при организации подвижных игр на прогулке» и проект по стратегическому направлению «Формирование системы защиты детства, сохранение и укрепление здоровья детей». Целью нашей работы стали разработка, апробирование и внедрение целостной модели развивающей оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни. В связи с этим роль здоровьесберегающих технологий в общем режиме ДОУ очень велика. В своей работе мы применяем следующие технологии: здоровьесберегающие образовательные технологии в дошкольном образовании, медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии музыкального воздействия, коррекции поведения дошкольников, профилактические, валеологическое просвещения родителей, здоровьеобогащение педагогов ДОУ. Построение всего воспитательно-образовательного процесса строится с ориентацией на личность ребенка. Это позволяет нам правильно сконструировать содержание такого процесса по всем направлениям развития ребенка. Особая форма общения в этих доверительно-деловой контакт, что непосредственно содействует здоровью всех участников педагогического процесса. А используемые в комплексе все технологии в итоге формируют у наших воспитанников стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

В своих трудах В. А. Сухамлинский говорит о том, что забота о здоровье детей является важнейшим трудом воспитателя. Инструмент профессиональной деятельности педагога- это педагогическая технология, которая обязательно должна быть здоровьесберегающей. Педагог, воспитывающий культуру здорового и безопасного образа жизни, прежде всего сам должен быть здоров. От того насколько грамотно и целенаправленно педагог выдерживает все режимные моменты, графики, чередования умственной и релаксационной деятельности детей, зависит потенциал здоровья воспитанников. Свою педагогическую деятельность я планирую в соответствии программы «От рождения до школы» и программы «Развитие +», дополнительной программы «Школа мяча», а также ориентируясь на показатели нервно-психического развития детей, физической подготовленности детей и имеющихся у них отклонений в здоровье. В нашей группе созданы все педагогические условия для здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными их которых являются: организация разных видов деятельности в игровой форме; оснащение предметно-развивающей среды группы разным оборудование, игрушками, пособием, наглядным материалом, разнообразными играми. Все работа осуществляется комплексно в течение всего дня в тесном контакте с психологом, музыкальным работником, педагогом по ФИЗО, медработником и родителями. Непосредственно-образовательная деятельность проводятся в интегрированной групповой форме, что позволяет мне сэкономить время для общения, прогулок, самостоятельной деятельности детей, а также позволяют снять напряжения, перегрузки, утомление детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.

Ни одна даже самая лучшая технология не сможет дать полных результатов если она не реализуется в содружестве с семьей. Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живет ребенок целиком и полностью зависит от родителей, которые несут ответственность за его жизнь и здоровье своего ребенка. В своей работе я использую различные формы и методы общения с родителями, которые помогают мне в работе по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей, а также позволяют повышать интерес родителей к данной проблеме. Критериями взаимодействия являются ценностное отношение, толерантность, информированность сторон об особенностях развития систем оздоровления в ДОУ и семье, включение в совместную деятельность с прогнозируемыми результатами. По результатам диагностики работа в тесном контакте с родителями дает хорошие показатели: повышается психолого-педагогическая грамотность родителей, развивается интерес к здоровому образу жизни, повысилась культура межличностных взаимодействий детей в группе. Для контроля и анализа я применяю методы тестирования, срезы, учет умений и навыков, провожу диагностику развития и здоровья детей. Я с уверенностью могу сказать, что комплексная система образования, оздоровления и психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образных и педагогических инновациях способствует гармоничному развитию детей, формирует у всех участников педагогического процесса культуру здорового и безопасного образа жизни.

В заключение хочется сказать, что применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет повысить результативность всего воспитательно-образовательного процесса, сформировать у всех участников процесса ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. А если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ и своевременно будет проведён мониторинг, внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, то будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку и сформированы положительные мотивации у педагогов, родителей и детей.

Литература

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья, 2000. Т. 7.- №2

2. Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. - 2004. - №1.

3. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников Волгоград. - Учитель. - 2009.

4. Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра// «Начальная школа» М. - 2006 - №6.

Публикации по теме:

Формирование культуры здоровья у детей шестого года жизни посредством физкультурно-познавательной деятельности (Часть 1) часть 2 "Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит.

Педагогический совет в форме деловой игры «Валеология — важное направление в работе ДОУ» Материал к педагогическому совету по теме: «Внедрение в воспитательно - образовательный процесс здоровьесберегающих компонентов, направленных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 апреля 2014 в 13:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД