Папки-передвижки

Организация работы с детьми «Группы риска»

Рогожникова Дарья Юрьевна
Организация работы с детьми «Группы риска»

“На свете – бездна родителей, – писал В. Г. Белинский, – множество, но мало отцов и матерей”.

Семья для маленького ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире. Дошкольники – как воск. Подогрев его, т. е. обласкав, от ребенка можно всего добиться и переделать его поведение тоже легче, чем в более в старшем возрасте.

Публикация «Организация работы с детьми „Группы риска“» размещена в разделах

Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения. Задача осложняется тем, что родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт (или вообще не вступают, могут игнорировать или демонстрировать открытую враждебность в ответ на призывы педагогов.

Признаки неблагополучия в семье

Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.

Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.

Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.

Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.

Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.

При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.

Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

Признаки физического насилия в семье проявляются:

- в боязливости ребенка;

- в выраженном страхе взрослых;

- в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;

- в боязни идти домой;

- в жестоком обращении с животными;

- в стремлении скрыть причину травм.

Главной целью работы ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста, формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей в рамках ДОУ.

Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Семьи «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны детского сада.

Задачи ДОУ:

- Побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье.

- Реконструкция, оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений.

- Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности родителей.

- Оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей.

- Коррекция нарушений в интеллектуальной, поведенческой и коммуникативной сферах развития ребенка.

Алгоритм сопровождения семей «группы риска» :

1-й этап: выявление семей группы риска. В начале учебного года проводить мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОУ.

2-й этап: установление контакта с семьей. Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому.

3-й этап: изучение семьи. Производится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия. Изучением семьи в детском саду занимаются психолог и воспитатель. Психолог использует следующие методы психологической диагностики: тесты, проективные методики, анкеты, опросники, наблюдение и беседу. При необходимости педагоги детского сада посещают семьи воспитанников.

Большая роль в изучении семей «группы риска» отводится воспитателю, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей и может по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия.

4-й этап: - Психолого-педагогическая характеристика на ребенка. Разработка плана индивидуального психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска». План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.

Главной целью реализации индивидуального плана сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи. Психолого-педагогическое сопровождение семей «группы риска» предполагает комплексную работу со всеми участниками педагогического процесса (работа с детьми, с родителями (опекунами) и педагогами ДОУ, поскольку успех проводимой работы возможен только при взаимодействии всех сторон.

Однако при работе с семьей следует обращать внимание не только на недостатки, которые привели к возникновению проблемы. Мы не можем изменить тяжелое прошлое семьи (алкоголизм нескольких поколений, тюремные заключения, разводы, смерти, тяжелые болезни… Все это уже произошло и наложило отпечаток на поведение членов неблагополучной семьи. Поэтому с целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями необходимо проводить работу по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ.

Семьи «группы риска» :

- Опекунские семьи нуждаются в вовлечении детей в систему дополнительного образования, в консультациях психолога образовательного учреждения для опекунов по вопросам воспитания, в консультации специалистов по выявлению отклонений у ребенка.

- Семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности также необходима организация сотрудничества детей и взрослых, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность.

В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений. Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости психолого-педагогического просвещения.

Как показывает практика, семьи «группы риска» нуждаются в следующих видах помощи:

психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка);

социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);

педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку);

правовой (повышение правовой компетентности родителей);

медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).

Процесс нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на детей может протекать успешно, если соблюдается ряд условий:

воспитательно-образовательная работа с детьми в ДОУ осуществляется в условиях личностно ориентированного подхода

создано единое образовательно-коррекционное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи

Для организации эффективной работы с родителями и детьми из таких семей работникам образовательного учреждения следует взаимодействовать со специалистами различных учреждений: социальной службой и комиссией по делам несовершеннолетних, Управлением образования, прокуратурой, органами опеки и попечительства.

Таким образом, привлекая родителей ко всему, чем насыщена жизнь ребенка в детском саду, можно с успехом решать задачи педагогического просвещения и влиять на некоторые глубинные процессы создания и эмоциональной сферы человека, руководящего развитием ребенка.

Очень хотелось бы, чтоб и воспитатели, и родители всегда помнили, что семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.

Публикации по теме:

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Конспект интегрированной ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра»Конспект интегрированной ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра» Интегрированная ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра»МБДОУ д/с №40 г. Красногорск.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Организация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процессОрганизация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс Этот мастер-класс - демонстрация одного из приёмов работы с семьёй, которую я осуществляю в своей практической деятельности. Вы устали тратить.

Организация работы с детьми по дополнительной программе экологической направленности Экологическое воспитание это систематическая деятельность педагога, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Проблема.

Организация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособиеОрганизация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособие Представляю Вашему вниманию дидактическое пособие «Разноцветные ленточки», созданное для формирования у детей раннего возраста сенсомоторных.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация работы с детьми «Группы риска»
Опубликовано: 24 января 2021 в 19:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД