Получи документы

Организация работы дошкольников в малых группах

Анастасия Данилова
Организация работы дошкольников в малых группах

(из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

Одна из наиболее эффективных и плодотворных технологий организации деятельности дошкольников является работа с малыми группами. Образовательная деятельность детей организовывается как игра-взаимодействие между микрогруппами, и носит название социо-игровая технология. Данная технология имеет ряд преимуществ: в малых группах дети проявляют творческую активность, коммуницируют с детьми внутри группы, учатся решать конфликты и находить компромиссы, учатся проявлять инициативу и самостоятельность. Социо-игровая технология позволяет детям занимать активную позицию в процессе обучения, а потом и в жизни.

Публикация «Организация работы дошкольников в малых группах» размещена в разделах

В играх дети спонтанно объединяются, образуя малые группы. В таких группах дети свободно общаются. Это создаёт благоприятную почву для того, чтобы передавать друг другу знания, умения, навыки, помогать и поддерживать друг друга. Внутри группы происходит не только личностное общение, но и деловое, которое способствует развитию детей. Действуя совместно с другими, ребенок пробует свои возможности и способности. Таким образом в малых группах происходит активное формирование у детей собственного опыта, делая ребенка более самостоятельным, ответственным, активным. Дети учатся правилам общения, культуре общения: договариваться, слушать остальных членов группы, развивается речь детей. Ребенок на практике осознает, как ему нужно организовать свое общение в группе, чтобы быть частью игры или выполнить поставленную задачу. Воспитатель должен помогать детям объединяться и поддерживать общение детей в малых группах.

В свободное время дети самостоятельно формируют группы, основываясь на игровых интересах. Воспитатель, наблюдая за взаимодействием детей внутри таких произвольных групп, может выделить отдельных детей, которые максимально слаженно и эффективно добиваются цели, помогают друг другу. Во время наблюдения важно обратить внимание на интересы детей, умение общаться и договариваться, умение действовать произвольно. В дальнейшем на основе наблюдений воспитатель может помогать детям формировать малые группы как для игр, так и для занятий. Также для объединения можно использовать специальные приемы.

В рамках социо-игровой технологии педагогом ставятся следующие задачи:

• помочь детям научиться общаться;

• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

• способствовать развитию самостоятельности, творчества;

• развивать познавательный интерес, желание узнавать новое.

Основываясь на собственном опыте, я стараюсь сформировать группы таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в своей группе максимально комфортно, открыто и уверенно. В зависимости от содержания занятия, я выбираю тот или иной способ разделить детей на микрогруппы.

В старшем дошкольном возрасте группы формируются из 4-6 детей. Пока происходит формирование групп дети могут сидеть на стульчиках или на ковре, образуя полукруг, стоять или передвигаться по комнате. Сам процесс деления представляет собой интересную, захватывающую игру. Вот несколько приемов, которыми можно воспользоваться (в зависимости от навыков детей и их опыта выбирается подходящий способ) :

1. Деление по картинкам: животные, рыбы, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель.

2. Деление при помощи повторяющихся сюжетных картинок.

3. Деление по картинкам с предметами, объединенными одним признаком.

4. Деление по временам года (рассчитаться по временам года).

5. Деление при помощи картинок, на которых изображены предметы начинающиеся на определенный звук. Дети определяя первый звук группируются.

6. Деление на чётный /нечётный.

7. Деление при помощи разрезных картинок. Дети с деталями от одной разрезной картинки образуют группу.

8. Деление по цветам. Дети по цепочке называют цвета ( например: белый, синий, красный, образуя группы одного цвета.

9. Деление по этажу (кто на каком этаже живет).

10. Деление по первому звуку в имени и др.

Разделив детей на группы, можно приступать к совместной деятельности. При организации дальнейшей работы очень важно придерживаться некоторых правил:

Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек – лидер. Лидера дети должны выбрать самостоятельно, и он должен периодически меняться.

• Для снятия эмоционального напряжения обучение сочетается с двигательной активностью и сменой обстановки.

• Проведение занятий должно быть ритмичным. Менять темп и ритм работы могут, например, песочные часы. Такая организация поможет детям понять, что каждое отдельное задание имеет свое начало и конец, что для выполнения задания в срок важно сосредоточиться.

• Занятие должно быть интегрированным и включать в себя несколько видов деятельности. Это дает положительный результат, способствуя социально-коммуникативному, речевому, познавательному, физическому и художественно-эстетическому развитию.

• В малых группах происходит распределение ролей. Нужно помогать детям выбирать и выполнять роли, позволяя каждому участнику активно включаться в работу.

• Между малыми группами обязательно должно осуществляться взаимодействие.

• По возможности педагог должен стараться сформировать разнородные группы, включающие детей «послабее» и «посильнее», детей разных культур и социальных слоёв.

Образовательная деятельность, организованная малыми группами, должна проходить в виде партнерства между воспитателем и детьми. Очень важно показать детям равноправные отношения между участниками образовательного процесса. Такой подход даст детям почувствовать себя умелыми, способными, знающими, ответственными и самостоятельными. Стеснительные дети, при помощи воспитателя, смогут проявить себя в малой группе, почувствовать свою значимость, а следовательно стать решительнее.

Часто в работе с малыми группами я сталкиваюсь со следующими проблемами:

• Дети не готовы идти на компромиссы, договариваться, сотрудничать;

• Конфликты отвлекают от выполнения задания;

• Дети хотят быть услышанными, но не всегда умеют слушать товарищей.

Для разрешения данных проблем воспитатель должен очень тактично помочь детям, напомнив правила работы в группах :

• Один за всех и все за одного;

• Помоги товарищу, если сам уже справился;

• Не мешай другим;

• Доказывай свою точку зрения;

• Принимай помощь от товарищей.

Мой опыт работы с технологией малых групп показал, что взаимодействие детей таким образом способствует их всестороннему развитию. У детей реализуется познавательная потребность, формируются коммуникативные навыки, развивается речь, воображение, любознательность. Дети преодолевают застенчивость и становятся более активными и инициативными. Также, благодаря данной технологии, детьми были приобретены социально значимые навыки: умение договариваться, сотрудничать, слушать мнение других. Для меня такой метод работы является хорошим способом стать для детей партнером, которому ребенок доверяет и показывает свои лучшие качества, навыки и способности.

Публикации по теме:

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

Организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста по ФГОС и Сан ПиН Важной частью предметно-пространственной среды в помещении группы является книжный уголок. Этот тематический «центр книг» осуществляет роль.

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

Организация и планирование работы педагога по внедрению ФГОС Организация и планирование работы педагога –это процесс, который предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность.

Организация логопедической работы в общеобразовательной школе Введение 1. Правовые аспекты организации логопедической работы в общеобразовательных школах 1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда.

Организация работы кружка «Логика для дошкольников»Организация работы кружка «Логика для дошкольников» Кружок «Логика для дошкольников» начал работу в сентябре. В нем обучались дети среднего дошкольного возраста. Обучение детей в кружке.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возрастаОрганизация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Организация работы с детьми по дополнительной программе экологической направленности Экологическое воспитание это систематическая деятельность педагога, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Проблема.

Организация работы с семьей в условиях современного социума Организация работы с семьей в условиях современного социума. Система работы в ДОУ с семьей. Принципы - доброжелательность, открытость.

Библиотека изображений:

Публикация Организация работы дошкольников в малых группах (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Данилова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Организация работы дошкольников в малых группах
Опубликовано: 21 декабря 2021 в 16:10
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД