Папки-передвижки

Организация просвещения родителей в образовательной организации

КСЕНИЯ КОТОВИКОВА
Организация просвещения родителей в образовательной организации

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России является повышение роли родителей в организации воспитания и обучения. Это выражено в новом уровне значения семейного воспитания, активизации работы по формированию и развитию родительской компетентности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает реализацию задачи по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Публикация «Организация просвещения родителей в образовательной организации» размещена в разделах

Просвещение родителей, содействие формированию и развитию родительских компетенций призвано стать ключевым направлением в развитии системы образования, формирования доверительных и компетентных отношений семьи и образовательных организаций. Современные родители становятся всё более активными участниками образовательных отношений. Таков результат целенаправленных действий системы образования по вовлечению родителей (законных представителей) в управление образовательными организациями, развитие традиций детско-родительских мероприятий. Отдельный пласт работы представляет собой просветительская работа системы образования, направленная на формирование и развитие родительских компетенций.

Взаимное уважение и доверие составляет основу эффективного взаимодействия педагогов и семьи. Если раньше в ходе традиционных форм взаимодействия родители занимали позицию наблюдателей, слушателей, зрителей, то современные формы взаимодействия направлены на формирование активности, инициативности и родительской ответственности, а также на развитие субъектной позиции семьи, заинтересованной жизнью ребенка в детском саду.

Цель просвещения родителей – создание информационного социально- психологического пространства, позволяющего формировать и корректировать родительскую позицию, развивать компетенции в сфере воспитания детей, получать знания в области возрастной психологии и педагогики, повышать культурный и образовательный уровень в сфере участия в организации образования.

Задачи просвещения родителей :

• содействие развитию ключевых компетенций родителей (информационных, мотивационных, технологических, коммуникативных, рефлексивных);

• пропаганда обобщенно-позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома;

• содействие развитию навыков родительского самообразования;

• выстраивание позитивных детско-родительских отношений;

• разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье;

• профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства;

• повышение уровня правовой культуры в области семейного права;

• пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи;

• повышение мотивации родителей к участию в общественно- государственном управлении образовательными системами и др.

На современном этапе развития системы образования взаимодействие с родителями воспитанников строится на следующих принципах:

• ориентация на актуальные для родителей проблемы, образовательные потребности и интересы;

• учет социальных, образовательных, временных ресурсов семьи;

• учет личного опыта родителей;

• доверительность отношений;

• партнерство, диалог;

• конфиденциальность в общении.

• формирование ответственной и позитивной родительской позиции;

Кроме того, с целью повышения эффективности реализации форм и методов просвещения родителей необходимо учитывать принципы образования взрослых :

• приоритет самостоятельного образования;

• совместная деятельность;

• интеграция опыта;

• обогащение опыта творческой деятельности;

• практико-ориентированность;

• элективность образования;

• использование активных форм обучения;

• развитие образовательных потребностей;

• индивидуализация образования и др.

Наиболее полно и содержательно раскрывает данный вопрос исследование М. С. Задворной [6; 78], где предлагается классификация технологий личностно ориентированного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, которые могут успешно применяться в практике просвещения.

1. Информационно-развивающие технологии

Целью применения информационно-развивающих технологий является овладение системными, разносторонними знаниями. Информационно- развивающие технологии могут быть реализованы с помощью следующих методов: самостоятельное изучение литературы, тематические консультации и беседы с педагогами ДОО, применение интернет-ресурсов (Skype, WhatsApp, Viber, электронная почта и др.); вебинары, видеоуроки для родителей; средства социальной рекламы (видеоролики, буклеты, листовки); совместные просветительские мероприятия с социальными партнерами ДОО (библиотеки, музеи, ГИБДД и др.).

2. Деятельностные технологии

Цель – развитие у родителей практических умений, навыков, по отношению к которым получаемая информация является инструментом, который обеспечивает возможность качественно осуществлять родительскую функцию.

Деятельностные технологии включают в себя игровые технологии, кейс- технологии.

Например, с родителями могут использоваться следующие виды игр:

• коммуникативные и диалоговые игры, направленные на знакомство, со- здание атмосферы эмоционального комфорта, сплочение родительского коллектива, формирование у участников встречи чувства группового единения;

игры, направленные на актуализацию детских впечатлений родителей, позволяющие

• лучше понять своего ребенка;

• игры, направленные на осознание своих родительских особенностей и возможностей; развитие рефлексии;

• ролевые или ситуационные игры, в которых родители приобретают навыки эффективного взаимодействия с ребенком.

3. Развивающие проблемно-поисковые технологии

Цель – развитие критического мышления, способного не только видеть, но и анализировать проблемы, подбирать средства и способы их решения.

К развивающим проблемно-поисковым технологиям относятся проблемные лекции, семинары, дискуссии; интерактивные, имитационные, исследовательские мероприятия, проектная деятельность.

4. Диалоговые технологии

Диалоговые технологии – это главные технологии личностно ориентированного образования.

Цель диалоговых технологий – развитие в процессе обучения творческого потенциала, духовно-нравственных качеств личности с учетом ее способностей, возможностей и потребностей.

Технология педагогического общения (В. А. Кан-Калик) – технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: сохранить достоинство педагога, родителя и ребенка в воспитательных взаимодействиях.

Технология педагогического разрешения конфликта (А. В. Мудрик) – технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами.

Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта.

Способы разрешения конфликта: юмор, «психологическое поглаживание», компромисс, анализ ситуации.

Технология организации «ситуации успеха» (Н. Е. Щуркова) – культивированное настроение доброжелательности; снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь; авансирование ребенка (термин А. С. Макаренко, т. е. оглашение его достоинств; усиление мотивов деятельности; педагогическое внушение; педагогическая оценка.

Технология коллективного творческого дела (И. П. Иванов) – это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива. Примерами

реализации технологии коллективного творческого дела могут быть мультфильмы, рукописные / рукодельные книги, театральные постановки, выставки семейных коллекций, семейные газеты и групповые портфолио и др.

5. Рефлексивные технологии.

О. Л. Зверева [2; 16] включает в понятие «педагогическая рефлексия» умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины как своих педагогически удач, так и просчетов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации.

К методам развития педагогической рефлексии у родителей относят : анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, самотестирование родителями собственного опыта семейного воспитания и др.

Таким образом, реализация современных технологий, форм и методов во взаимодействии педагогов с родителями воспитанников позволяет решать широкий спектр задач родительского просвещения, вовлекать их в образовательную деятельность и содействовать формированию ответственного и позитивного родительства.

На протяжении многих лет традиционной формой просвещения родителей в ДОО является родительское собрание. Однако для успешной организации собрания необходим учет современных подходов.

Групповые родительские собрания – целесообразная и действенная форма ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Выбор цели родительского собрания зависит от этапа сотрудничества, образовательных потребностей родителей, задач годового плана работы образовательной организации :

• согласование и объединение усилий образовательной организации и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка;

• повышение педагогической культуры родителей;

• привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.

Исходя из выбранной цели, могут быть поставлены следующие задачи:

• ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательной деятельности, с примерными образовательными программами, их целями и задачами;

• психолого-педагогическое просвещение родителей об особенностях развития ребенка определенного возраста, об условиях успешного взаимодействия с детьми и т. д. ;

• вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (праздники, конкурсы, экскурсии, походы и т. п.);

• совместное решение организационных вопросов (организация развиваю- щей среды группы, прогулочного участка и другое);

• сплочение родительского коллектива;

• выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;

• пропаганда успешного опыта семейного воспитания;

• подведение итогов совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Условия эффективной организации родительского собрания :

собрание проходит с равной активностью родителей и педагогов;

• участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними;

• тематика собраний одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем;

• четко соблюдаемый регламент проведения собраний;

• владение педагогом техникой обмена мнениями и навыками бесконфликтного общения;

• вариативность форм родительских собраний, умение педагога использовать разнообразные методы и приемы, в том числе методы активизации родителей.

В практике дошкольных образовательных организаций могут применяться разнообразные виды родительских собраний :

организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются мероприятия с участием родителей;

• установочные (инструктивные, на которых родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно-образовательном процессе, нормативно-правовых документах;

• ознакомительные, на которых родителям представляют аналитические материалы из жизни дошкольной организации : результаты педагогической диагностики, итоги медицинских обследований, аналитические справки по заболеваемости и посещаемости и т. д. ;

• консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей;

собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;

• тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы;

информационно-просветительские (как система психолого-педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах : собрания- конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения);

собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;

собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;

• отчетные (итоговые, на которых обращается внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы, обсуждаются результаты совместной деятельности.

На современном этапе в практике педагогов дошкольных образовательных организаций могут применяться вариативные формы проведения родительских собраний :

• Классическое – донесение информации до родителей (вопросы родителей

– ответы воспитателя).

• Конференции.

Собрание-консилиум – обсуждение актуальных тем со специалистами.

• Круглый стол – дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов.

• Диспут.

• Групповая дискуссия – форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.

• Мозговой штурм – активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.

• Встреча.

• Педагогическая мастерская.

• Совместное творчество детей и родителей.

Собрание-студияобучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.

• Творческое собрание, на котором дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. д.

• Практикум.

• Тренинг.

Организационно-деятельностная игра.

• Ролевая игра.

Публикации по теме:

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации «Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации» «Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека).

Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей»Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей» Тресина Лариса Юрьевна, воспитатель Шишова Светлана Викторовна, воспитатель «Организация непосредственно - образовательной деятельности.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации»Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» Фоторепортаж о курсах для педагогов "Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» От того, насколько быстро и эффективно.

Конспект педагогического совета «Высоко в дошкольной образовательной организации» Конспект педагогического совета по ВСОКО в ДОО Проведите педагогический совет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации». по готовому.

Конструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУКонструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУ Конструирование – это особая форма детской деятельности, основная цель - создание из различных материалов разнообразных игровых поделок.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация просвещения родителей в образовательной организации
Опубликовано: 1 февраля 2024 в 14:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация просвещения родителей в образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем КСЕНИЯ КОТОВИКОВА на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД