МААМ-картинки

Организация проектной деятельности как условие развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Валерия Ивановна Романова
Организация проектной деятельности как условие развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Организация проектной деятельности как условие развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Романова Валерия Ивановна

студентка 3 курса группы З-БДО-20 с ПИ СВФУ им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Яковлева Саргылана Степановна

старший преподаватель кафедры ДО ПИ СВФУ им. М. К. Аммосова, г. Якутск

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ

Публикация «Организация проектной деятельности как условие развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации проектной деятельности как условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Определена методика изучения и проведена диагностика развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Проведено экспериментальное исследование по изучаемой проблеме.

Ключевые слова: познавательное развитие, познавательная активность, дети старшего дошкольного возраста, проектная деятельность

Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, что предполагает, в том числе, организация его познавательной активности.

Новые требования к воспитанию подрастающего поколения предъявляет необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности.

Поэтому «Профессиональный стандарт» педагогических работников (п. п. 3.2.1.) требует от воспитателя наличия соответствующих компетенций, связанных с умением

и способностью организовывать различные виды деятельности, в том числе и познавательную [9].

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста мы понимаем активность, которая проявляется в процессе познания и выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания» [7, с. 124].

Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, которые отражаются в энергетическом и содержательном показателях. В энергетическом показателе характеризуется заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании, а в содержательном показателе - результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.

Основной целью развития познавательной активности старших дошкольников является развитие познавательных интересов и потребностей детей, как принципиальной предпосылки готовности к обучению в школе [7, с. 125].

По определению психологов, познавательная активность - это комплекс умений, определяющий готовность к усвоению, сохранению, развитию и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению. Психолого-педагогические основы развития познавательной активности в старшем дошкольном детстве разработаны Л. А. Венгером, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожцем, Б. П. Никитиным, А. И. Савенковым и др. психологами. Авторы подчеркивали, что, развивая данные умения детей, педагог параллельно решает многие проблемы, связанные с подготовкой к обучению в школе (отношение в будущем к учебной деятельности, способность к саморегуляции поведения, волевых усилий для выполнения поставленных познавательных задач и др.).

Старший дошкольный возраст – период активного развития познавательных умений детей дошкольного возраста. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому [4, с. 29]. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольного образования является эффективное развитие познавательной активности у старших дошкольников.

А. И. Абдрахманова подчеркивает, что «развитие познавательной активности у детей является важным этапом формирования их личности. Активная жизненная позиция является необходимым условием для развития умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности» [2, с. 39]. Увлечение и интерес к изучению новых вещей в детстве предоставляют множество возможностей в будущем. Дети развивают свою инициативность, осваивая исследование объектов и бесед, самостоятельный поиск ответов и проверки своих гипотез. Наблюдая за определенными действиями, ребенок неосознанно анализирует их компоненты и пробует использовать это в других условиях.

Е. Н. Юркова определяет «познавательную активность» как качество личности дошкольника, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания [10, c. 29].

Важный показатель познавательной активности старших дошкольников – любознательность. Внешне она проявляется в следующем:

- непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым;

- позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации [4, с. 30].

По П. Я. Гальперину «старший дошкольный возраст является периодом становления основ познавательной активности. В связи с этим, задачи планомерного ее развития решаются как постоянное целенаправленное формирование автоматизированных действий умственного контроля. Интеллектуальное умение логического мышления характеризуется различными качественными проявлениями. К ним относятся: устойчивость, переключение, распределение и объем внимания в мыслительной работе» [6, с. 43].

Любая деятельность имеет свою операционную сторону, т. е. любой вид деятельности осуществляется за счет проведения ряда операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Исходными операциями являются анализ и синтез. Они взаимосвязаны, осуществляются в единстве, находя сходства и различия отдельных объектов.

Ж. Пиаже под познавательной активностью понимает «самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях» [8, с. 81].

В то же время, опыт показывает, что старший дошкольник способен проявлять творчество и в проектной деятельности – совместных познавательных действиях детей и взрослых. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел) [1, с 19]. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и психологи-педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Метод перспективен, он даёт возможность развития у детей качеств успешной личности: умения наблюдать, анализировать, делать выводы, формирует самостоятельность, целеустремлённость, коммуникативность, способствует развитию общих речевых навыков.

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Таким образом, трудно переоценить возможности для развития ребенка, которое дает проектная деятельность. И для развития познавательной активности детей эти возможности являются особенно актуальными и необходимыми. Поэтому есть необходимость обоснования психолого-педагогических условий в данном направлении с применением проектной деятельности. К сожалению, в этой области очень мало систематических исследований и широких наблюдений.

Считаем, что организация проектной деятельности в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста будет успешной, если:

- организовать образовательный процесс с учетом общедидактических принципов : систематичности, последовательности, целесообразности, доступности, активности, развивающего и воспитывающего обучения;

- создать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО, способствующую самостоятельной познавательной деятельности детей;

- включать семью как партнера и активного субъекта в образовательную среду ДОО.

Наше экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения Нижне-Бестяхский детский сад «Солнышко» пгт. Нижний-Бестях Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия, где приняли участие 20 детей старшей группы (экспер имен тальн ая и кон тр ольн ая гр уппы).

Для пр оведен ия диагн остики, с целью выявлен ия базовых ур овн ей развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, н ами были использован ы следующие методики: «Древо желаний» (В. С. Юркевич) [3]; изучение познавательной активности детей в сфере математических знаний и умений Е. О. Брежневой [3]; тест Л. А. Венгера «Перцептивное моделирование» [5].

В целом, итоги констатирующего эксперимента подтвердили соответствие уровней развития познавательной активности старших дошкольников обеих групп их возрастным особенностям. Но такие показатели познавательной активности недостаточны для планомерного развития их интеллектуальных умений. Отсутствие у детей активного мыслительного опыта приводит к стереотипам мышления, возникающего в результате постоянно повторяющихся воздействий, обычно используемых на занятиях. Дети с низким уровнем не выражали инициативу и самостоятельность; в процессе выполнения задания не сформулировали вопросы познавательного характера; не могли самостоятельно справиться с заданиями. Им необходима была помощь взрослого или вообще не были заинтересованы в их выполнении. Поэтому возникла необходимость в подборе специальной методики развития познавательной активности у старших дошкольников.

Считаем, что проектная деятельность даст ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательные, творческие способности и коммуникативные навыки. Ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей при презентации проекта. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, что сближает позицию детского сада и семьи.

Мы составили систему занятий, направленную на развитие познавательной активности старших дошкольников.

В практике работы использовали следующие виды проектов :

- информационно-практико-ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы;

- исследовательские-творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет;

- творческие проекты в детском саду.

Ра бота над проектом начиналась с использования модели «трех вопросов» и «мыслительных ка рт». Задавали детям три вопроса : «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как буде м узнавать?». Совместно с детьми записывали (зарисовывали) ответы на ватмане, чтобы они могли их видеть.

Содержание проекта фиксировали по следующей схеме:

1. Название проекта.

2. Введение (назначение, разработчики).

3. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения проектным методом.

4. Цель и задачи проекта.

5. Система проектных мероприятий.

6. Ресурсное обеспечение.

7. Механизм реализации.

Для реализации поставленных целей и задач, нами была обновлена

и расширена развивающая предметно-пространственная среда группы, способствующая самостоятельной познавательной деятельности детей. Она согласно требованиям ФГОС ДО была содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Содержание развивающей предметно-пространственной среды периодически обогащается с ориентацией на поддержание познавательного интереса ребенка. Так в группе был создан Центр «Билии-коруу аартыга» («Тропа к познанию»).

Имеются необходимые игры, материалы, атрибуты, соответствующей программе и возрастным особенностям детей. В Центре находятся пособия и игры: «Дьыл кэмнэрэ» («Времена года», пособие «Билии-корyy холбуйата» («Сундук знаний», лото «Мин Саха о5отобун» («Я ребенок – Саха», дидактические игры «Аптаах м чч к» («Волшебный мешочек») и т. д.

Для стимулирования потребности в познании и расширения знаний

об окружающем мире периодически нами вносятся детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, алгоритмы, схемы. Например, детская иллюстрированная энциклопедия «Животные Якутии», которой представлена информация об основных представителях животного мира Якутии: насекомых (бабочки и жуки, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих; детская энциклопедия «Аан дойду харамайдара. Бил-к р!» («Животные планеты. Знай-смотри!», «О о энциклопедията» («Детская энциклопедия») и др. Все это находится в свободном доступе для каждого ребенка.

Для развития логического и пространственного мышления, тренировки произвольности психических процессов детей в Центре в соответствии с изучаемой темой размещаем пазлы и головоломки: «Суоттуу уорэн» («Научись считать», «Сыыппаралар» («Цифры»). Дидактические игры : «О5олорго бириэмэ туhунан» («Детям о времени», «Барытын кээмэйдиэххэ» («Измерим всё и вся»). Дети с интересом занимаются развивающими играми на основе Блоков Дьенеша и схем к ним, счётных палочек и схем к ним, коллекции конструкторов Лего и др.

Материально-технические условия соответствуют действующим санитарным и противопожарным нормам.

За время проведенной работы на ми было создано и реализовано несколько проектов : «Удивительные свойства воды», «Кра ски осе ни», «Животные нашей республики», «Любимые сказки», «Где живут буквы?».

В ходе совместной с родителями деятельности были организованы детско-родительские проекты «Якутские орнаменты», «Наша семья». Такие проекты не только объединяли педагогов родителей и детей, но и развивали детскую любознательность, вызывали интерес к совместной деятельности, воспитывали у дошкольников целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Результат нашей работы порадовал: дети чувствовали себя очень комфортно. Родители отнеслись к работе тоже очень ответственно и были довольны.

Таким образом, проведенная работа по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности дала свои положительные результаты. В процессе формирующей работы произошла динамика развития познавательной активности. В экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем, а количество испытуемых с низким уровнем полностью отсутствовал.

Итак, проанализировав результаты своей педагогической деятельности, мы пришли к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Считаем, что проектная деятельность доставляет детям удовлетворение. Старшим дошкольникам стало интересно и с увлечением делились своими впечатлениями. Проявляли познавательную активность

с взрослыми и сверстниками, делились с знаниями, задавали вопросы. Стали активнее и с большим интересом стали заниматься на занятиях. Родители, отмечая интерес детей к ДОО, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваться к их советам, активнее участвовать в групповых проектах.

Ссылки на источники

1. Абашина, В. В. Проектная деятельность детей и взрослых : алгоритм планирования и организации / В. В. Абашина, И. Г. Соколова // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 3. - 19 c.

2. Абдрахманова, А. И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / А. И. Абдрахманова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - 39 с.

3. Березина, Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Ю. Ю. Березина // Теория и практика общественного развития. - 2013. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta ( дата обращения: 21.06.2023).

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей»Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Библиотека изображений:

Публикация Организация проектной деятельности как условие развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валерия Ивановна Романова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Организация проектной деятельности как условие развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 октября 2023 в 11:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД