Папки-передвижки

Организация познавательно-исследовательской деятельности.

Елена Москвина
Организация познавательно-исследовательской деятельности.

«Организация познавательно – исследовательской деятельности с детьми

подготовительной к школе группе».

(Из опыта работы).

Воспитатель МБДОУ «Спасский детский сад №1»

Москвина Е. А.

«Ребёнок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не доверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь.»

Я. Корчак.

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве с взрослыми.

Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности,» размещена в разделах

Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разнообразной исследовательской деятельности. Ребенок познает мир в любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?) , практикуется в установлении причинно – следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о мире.

В настоящее время есть много программ. И в каждой раздел «Ознакомление с окружающим» имеет свои формы и методы изучения.

Формирование ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности способствует организация занятий не как «урока», а как партнерской деятельности взрослого с детьми, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую деятельность (активность).

К основным признакам партнерской деятельности относится добровольное участие детей в работе и включенность в нее взрослого как соучастника и живого образца осуществления деятельности.

Такая форма занятий связана не только с демократизацией стиля поведения воспитателя, но и с подбором содержания : учитываются общие задачи познавательного развития, охватывается множество конкретных тем, касающихся устройства окружающего мира.

Для занятий познавательного цикла могут выступить доступные и интересные дошкольникам «типы исследования» :

1) Опыты (экспериментирование)

2) Коллекционирование

3) Путешествие по карте

4) Путешествие по «реке времени»

Первые два «типа исследования» уже присутствуют в свободной самостоятельной деятельности ребенка.

Всем известно, с каким азартом он разбирает механические устройства, чтобы посмотреть, как они действуют, или манипулируют различными предметами с целью вызвать какой – либо эффект. Также ребенок может увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой включенных в нее предметов (камней, вкладышей и т. д.)

«Исследования – путешествия» инициируются воспитателем, но принимаются ребенком, поскольку условный, воображаемый план роднит их с сюжетной игрой.

Занятия в контексте «опыты» начинала с привлечения внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного, непринужденного размещения участников вокруг предмета исследования. Затем детям представлялась возможность поэкспериментировать самим. Результатом таких экспериментов было формулирование каких – либо причинно- следственных связей (если, то, потому что.)

В контексте «коллекционирование»(классификация) цель исследовательской работы заключалась в поиске оснований для группировки, систематизации какого – либо множества однородных объектов (растений, животных и т. д.) Вместе с ребятами искала черты сходства и различия между объектами. Затем материал размещали в заранее подготовлено таблице.

Для контекста «путешествие по карте»в качестве материала требовались глобус и физическая карта мира. Начиная воображаемое путешествие, обсуждали и выбирали пункт назначения («по следам доктора Айболита», подходящий для путешествия вид транспорта, намечали маршрут.

Такое путешествие – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли и т. д. в такой форме дети легко осваивали природные символы частей света, например, Австралия – кенгуру.

Для «путешествий во времени» применялась карта (использовала обои). В качестве отправного момента для всего цикла «путешествий во времени» использовала события, происходящие в повести – сказке Д. Биссета «Путешествие дядюшки Тик – Так»(предварительно прочитав ее детям. В следующих «путешествиях» переходили к истории быта, транспорта. Использовала книги познавательного характера С. Маршак «Вчера и сегодня», «Колеса», Г. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе» Организуя познавательно – исследовательскую деятельность, не следует смешивать ее с продуктивной. Если на занятиях познавательного цикла фиксировала с детьми какие – то знания в виде таблицы, то это была очень быстрая работа, не требующая значительных усилий, например, приклепляли вырезки клеящим карандашом, а не возились с кисточками и клеем.

В познавательно – исследовательской деятельности главное – нахождение связей между вещами и явлениями. Результат, хотя и выраженный предметно,- всего лишь систематизация, символизация представлений в схемах, значках – метках.

Не следует смешивать познавательно – исследовательскую деятельность и сюжетную игру. Хотя «исследования – путешествия» и протекают в условном плане, их основной девиз: узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в пространстве и времени.

Публикации по теме:

Интересное о кошках В этом году впервые в нашем детском саду проводилась научно-исследовательская конференция "Мы познаём мир" среди детей подготовительных.

План работы на 2013–2014 учебный год районного методического объединения воспитателей подготовительных к школе групп План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов подготовительной к школе группы и педагогов предшкольного образования.

Библиотека изображений:

Публикация Организация познавательно-исследовательской деятельности. (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Москвина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Организация познавательно-исследовательской деятельности.
Опубликовано: 14 июня 2014 в 17:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД