Получи документы

Организация непосредственной образовательной деятельности в ДОО согласно ФГОС

Татьяна Гицевич
Организация непосредственной образовательной деятельности в ДОО согласно ФГОС

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность. Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Организация непосредственной образовательной деятельности в ДОО согласно ФГОС» размещена в разделах

Непосредственно образовательная деятельность - это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей, осуществляемая совместно с взрослым и направленная на освоение детьми одной или несколько образовательных областей или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно.

Можно выделить следующие особенности организации НОД в ДОУ :

• уход от учебной деятельности (занятий, т. к. ведущей деятельностью в ДОУ является игра

включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Гигиенические требования:

непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;

• воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка,

• не допускать переутомления детей на занятиях.

• предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

Выделяют следующие виды занятий:

1. Комбинированное НОД

В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т. д.) и используются методы и приемы разных педагогических методик (методика развития речи, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т. д.).

2. Комплексное нод

Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал.

Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Например: прежде чем нарисовать букет для мамы, дети поют песню о маме, на празднике 8 марта, читают стихотворения или беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме.

3. Интегрированная НОД - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи)

4. Еще выделяют

• Тематическое занятие (Занятие посвящено конкретной теме)

• Нетрадиционные занятия

• Занятие – творчество.

Словесное творчество детей по технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) «Сочиняем сказки «наизнанку», «Придумаем несуществующее животное, растение».

• Занятие – посиделки.

Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности.

• Занятие – сказка.

Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой.

• Занятие – пресс-конференция журналистов.

Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим, реализовывать можно через проектную деятельность «Юные журналисты».

• Занятие – путешествие.

Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети.

• Занятие – эксперимент.

Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.

• Занятие – конкурс.

Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами «КВН», «Что? Где? Когда?», «Форд Боярд», «Умники и умницы» и другими.

• Занятие – рисунки - сочинения.

Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.

Подготовка к НОД включает в себя:

Интеграция всех 5 образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга)

Соответствие и продуманность структуры НОД цели, задачам, сюжетная линия НОД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов переход от одной части к другой)

Целесообразность распределения времени (чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания)

Подготовка материала и оборудования (соответствие возрасту, эстетичность,

безопасность, рациональное размещение.).

Целевая составляющая (триединство задач - четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач)

Предлагаю вспомнить интеграцию образовательных областей и виды детской деятельности

Виды детской деятельности;

• игровая;

• познавательно - исследовательская;

• коммуникативная;

изобразительная;

• Самообслуживание и элементарный бытовой труд

• конструирование;

• музыкальная деятельность;

• восприятие литературы и фольклора

• двигательная

интеграция образовательных областей : познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, социально – коммуникативное.

Цель непосредственно образовательной деятельности - это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т. е. как мы будем выполнять эту цель.

Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т. д.

Алгоритм постановки цели:

1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.

2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.

3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).

4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД.

5. Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.

Предлагаю вам сейчас попробовать сформулировать цель НОД по речевому развитию тема: «___»

Согласно ФГОС ДО НОД может выполнять определенные задачи:

1. Обучающая: направлена на повышение уровня развития ребёнка.

2. Воспитательная: направлена на формирование нравственных качеств личности, взгляды и убеждения.

3. Развивающая: направлена на развитие у воспитанников познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций; познавательных способностей – таких как, речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Задачи рекомендуется формулировать глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т. д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия, не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано на данном НОД.

Подготовка оборудования:

Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.

Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Описывая раздаточный материал, перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию:

что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т. д.

После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т. д.)

После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.

В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить, если такие имеются.

Далее педагог описывает какие методы и приемы обучения он планирует использовать.

А что такое метод?

Метод - это путь к чему - либо, способ достижения цели. Какие же методы мы знаем? (вопрос к аудитории) (практические, словесные, наглядные, игровые). Каждый метод состоит из определенных приемов, а прием обучения направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения.

«Прием» — это элемент того или другого метода, частное по отношению к общему.

Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят

От целей, задач и содержания НОД определяются методы обучения:

1. практические - упражнение, опытно – экспериментальная деятельность, моделирование,

2. наглядные – наблюдение, демонстрация наглядных пособий.

3. словесные - рассказывание, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворения, загадывание и отгадывание загадок

4. игровые - дидактическая игра, воображаемая ситуация, пальчиковая игра, театрализованная игра.

Далее описывается структура НОД. Структура НОД направлена на решение определенных педагогических задач.

Этапы реализации НОД:

1. Мотивационный этап- Водная часть: (организация детей) предполагает организацию детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты) .

Любая непосредственно образовательная деятельность должна быть мотивирована, при этом должен учитывается возраст детей (в старшем дошкольном возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию, мотивация должна быть экономной (2-3минуты) и носить завершенность ситуации.

В младшем дошкольном возрасте мы рассказываем, что у каких - то игровых персонажей что - то случилось. Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т. д. Сами персонажи этого сделать не могут, но слышали о том, что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут. Вы обращаетесь к детям с вопросом : согласны ли они оказать требуемое содействие, и дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции. По окончании работы, детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя при желании полученный продукт.

В старшем дошкольном возрасте потребность в создании игровой мотивации сохраняется. Но в старшей группе главное не персонажи, а сюжеты ( например: "путешествие на машине времени"). В подготовительной группе широко используются проблемные ситуации. Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок: сам формулирует проблему, сам находит ее решение, решает и сам контролирует правильность этого решения.

2. Содержательный этап - Основная часть: (практическая деятельность) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

3. Рефлексивный этап - Заключительная часть: (рефлексия) посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. дети высказывают свое отношение к НОД.

В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции.

• В средней группе педагог дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей.

• В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

С детьми, которые выполнили задание раньше других, педагог проводит индивидуальные беседы по учебному и игровому содержанию НОД.

Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с СанПиН ("Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций").

Занятия начинаются после завтрака

Продолжительность НОД:

1. От 1,5 – 3 лет - 10 минут / кол-во НОД в день - 2

2. От 3 – 4 лет – 15 минут / кол-во НОД в день - 2

3. От 4 до 5 лет – 20 минут / кол-во НОД в день - 2

4. От 5 до 6 лет - 25 минут / кол-во НОД в день – 2 (3 после дневного сна)

5. От 6 -7 лет – 30 минут / кол-во НОД в день - 3

За 10 минут до начала занятия воспитатель должен предупредить детей о его начале, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие. Создать интерес предстоящей образовательной деятельности и организовать работу дежурных по подготовке к занятию.

Во время проведения НОД д. б. включены физ. минутка, пальчиковая гимнастика, двигательное игровое упражнение, но проведены так, чтобы не делить целостность продуктивно деятельности. Между НОД д. б. 10 минутная перемена.

При проведении НОД форма общения педагога с детьми должна быть партнерская, взрослый рядом с детьми, на их уровне, разрешено свободное размещение, перемещение и общение детей в процессе нод. (рабочий гул).

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.

Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.

Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.

Как продемонстрировать детям свое уважение

• Всегда называйте детей по имени.

• Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.

При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки или садитесь на низкий стул.

• Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему.

• Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не забудьте сделать это.

• Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей.

• Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.

• Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь Воспитателям следует осознать, что дети, как и взрослые, чувствуют и замечают искренность, с которой к ним относятся. Хвалить детей за результаты их работы следует индивидуально и искренне, взаимодействие должно быть естественным и непринужденным.

Педагог должен обладать следующими личностными качествами: Речь педагога (д. б. эмоциональной, образной, выразительной, темп спокойный и размеренный, четкая дикция, интонационно выразительной, педагогическая культура, такт, позиция педагога по отношению к детям, стиль педагогического руководства, внешний вид.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о непосредственной образовательной деятельности «Уральские самоцветы»Фотоотчёт о непосредственной образовательной деятельности «Уральские самоцветы» Фотоотчёт о непосредственной образовательной деятельности "Уральские самоцветы" Организационный момент. Зачитывается отрывок из сказа «Серебряное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ребята в гостях у Золушки»Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ребята в гостях у Золушки» Тема: «Ребята в гостях у Золушки» Цель: Сформировать знания детей о сказке «Золушка» через выполнение определенных заданий. Задачи: Образовательные:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Изготовление флорариума»Конспект непосредственной образовательной деятельности «Изготовление флорариума» Флорариум своими рукамиЦель: -познакомить детей с понятием- флорариум, рассказать о истории возникновения и их видах. -воспитать бережное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Перелётные птицы» Тематическая карта занятия Образовательная область: «Развитие речи» Организованная образовательная деятельность: комплексное интегрированное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Теремок» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ «ТЕРЕМОК». Цели и задачи: учить детей знаниям об образовании.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в село Хохлома» Вид: продуктивная деятельность Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в разновозрастной группе «Родина моя — Дубровка»Конспект непосредственной образовательной деятельности в разновозрастной группе «Родина моя — Дубровка» Цель: обогащать знания дошкольников о малой Родине Задачи: • закреплять знания детей о происхождении названия родной деревни и истории.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Капуста» Непосредственная образовательная деятельность в средней группе «Капуста» Цель:Рассматривание овощной культуры – капуста. Задачи: - уточнить.

Оформление патриотического уголка в ДОУ согласно ФГОСОформление патриотического уголка в ДОУ согласно ФГОС В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии «Ты, я и планета Земля»Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии «Ты, я и планета Земля» Цель: - дать общее представление о Земле, как о едином большом доме; - пробудить мысль о необходимости оберегать свою планету и всех.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация непосредственной образовательной деятельности в ДОО согласно ФГОС
Опубликовано: 9 марта 2023 в 22:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД