МААМ-картинки

Организация музейной комнаты дошкольного учреждения

Елена Ткаченко
Организация музейной комнаты дошкольного учреждения

Организация музейной комнаты дошкольного учреждения

Цели:

1. Создание центра культурно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

2. Обогащение знаний детей и расширение культурного кругозора.

3. Координирование работы по культурологическому воспитанию детей дошкольного возраста, используя потенциал педагогического коллектива учреждения, родителей и сотрудников музея, жителей микрорайона.

4. Приобщение к культурным традициям родного города.

Публикация «Организация музейной комнаты дошкольного учреждения» размещена в разделах

5. Воспитание эстетического вкуса, формирование нравственного идеала, становление патриотических чувств и развитие креативного мышления.

Задачи:

1. Организовать развивающую среду детского сада наиболее функциональным образом для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста исторических событий связанных с родным городом.

2. Формировать и закреплять знания детей о традициях родного края, его прошлом и настоящем.

3. Обогащать словарный запас детей в соответствии с возрастными характеристиками, новыми понятиями.

4. Пропагандировать работу музейной комнаты детского сада среди родителей воспитанников, других учреждений города через совместную с педагогами поисковую и созидательную деятельность и среду.

Концепция деятельности музея

Что может быть выше любви к Родине, родному краю, людям, в нем живущим, их традициям? Как в наше сложное время «посеять» в сознании дошкольников зёрна исторической памяти?

Мы считаем, что именно музей в детском саду может решить эту задачу. В нашем понимании музей – это машина времени, которая может перенести и в будущее, и в прошлое. Здесь, в этих стенах, наиболее ясно ощущается связь поколений. Вещи хранят тепло рук их владельцев. Музей объединяет не только детей и воспитателей, но и мам и пап, бабушек и дедушек. Также музей становится центром культурологического воспитания.

Концепция выставок

Любая выставка – это своего рода послание через предметы, которые могут не быть чисто музейными предметами, но в контексте экспозиции звучат и помогают создать атмосферу эпохи.

Фондовое обеспечение выставки представляет собой изобразительные, фотографичные и вещественные источники по темам: «Шуя – древний город», «Быт и традиции», «Нам этот мир завещано беречь».

В музее оформляются тематические экспозиции:

• «Деревянных дел мастера»

• «Мягкая игрушка»

• «Волшебный лоскуток»

• «Чудо – ниточка»

• «Русская вышивка»

• «Музей одного образа»

• «Мамы – рукодельницы»

• «Русский костюм»

• «Необычная игрушка»

Краткая характеристика фондов музея

В связи с концепцией образования и государственными стандартами в группах детского сада оформлены уголки быта, родного города, ветерана, природы родного края, ремёсел и др.

Летом 2003 года был разработан эскиз оборудования музея, по которому была проведена реконструкция подсобного помещения в музей.

В фонд музея вошли: фотографии, личные вещи из «копилок» воспитателей, детей, жителей микрорайонов; книги, газетные вырезки, домашняя утварь, одежда, экспонаты, макеты, изготовленные педагогами, детьми и родителями.

Принципы построения музейной экспозиции

Процесс создания экспонатов очень кропотливый и длительный. Только творчество и огромный интерес педагогического коллектива и родителей позволяет осуществить все намеченное и задуманное.

Принцип научности: Любая экспозиции должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию.

Коммуникативно-информационный принцип: Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста.

Принцип предметности: Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельности людей и пр.

Принцип доступности: Учет возрастных возможностей, опора на наглядность, терминология трактуется посредством игровых ситуаций.

Ни для кого не секрет, как велика образовательная функция музейного дела, а для детей дошкольного возраста это особенно актуально, потому что именно в этом возрасте особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребёнка выступает манипулирование предметами. Так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.

Это положение было обосновано в экспериментальных исследованиях швейцарского психолога Ж. Пиаже, который расценивал предметные действия в качестве главного фактора формирования интеллекта ребёнка («знать предмет – значит действовать с ним», считая их основой для развития «внутреннего плана сознания». Таким образом, экспонаты музея помогают развивать интеллект дошкольника и привлекать к сотрудничеству их родителей.

Экскурсии в музее проводят как взрослые, так и дети. Формы проведения экскурсий различны. Это беседы, весёлое обыгрывание экспонатов, рассказы, исторические путешествия, музыкальные развлечение и многое другое.

Участие музея в образовательном процессе способствует художественно – эстетическому, нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников. Дает возможность изучить историю родного края, приобщиться к традициям своего народа. Кроме того музей позволяет разнообразить культурный досуг воспитанников, способствует знакомству с интересными людьми. Музей делает ставку на развитие представлений ребят о мире истории, способности наблюдать, классифицировать и генерировать информацию. Широко практикуются активные формы познания в процессе какой – либо деятельности, ролевые и творческие задания. При этом знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования. Задачи формирования гармонически развитой личности с широким культурным кругозором стоят и перед детским садом и перед музеем. Это совмещение интересов позволяет установить партнёрство, планировать общую деятельность, создавать интегрированные программы.

Участники программы

1. Администрация дошкольного учреждения.

2. Педагоги.

3. Специалисты (музыкальный руководитель, библиотекарь, музейный работник).

4. Отдел образования.

5. Городской методический центр.

6. Краеведческий музей.

7. Педагогический университет.

8. Центр детского и юношеского творчества.

9. Воспитанники.

10. Родители.

11. Жители микрорайонов.

12. Участники ВОВ.

Главная проблема – осмысление подходов к познанию дошкольниками музейного пространства.

Общение педагога и ребёнка в музейной среде дошкольного учреждения, традиционно ограниченное алгоритмом экскурсии, ныне приобрело более живой, импровизированный характер.

Взаимодействие ребёнка с музейным объектом предполагает:

• Проявление разных чувств;

• Восприятие образов;

• Формирование индивидуальных представлений.

Но, как выяснилось, этого не достаточно для построения по-настоящему диалогичного взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде.

Проведённые наблюдения свидетельствуют, что взаимодействие взрослого и ребёнка в музейной комнате детского сада может стать развивающим лишь при соблюдении определённых условий:

Эстетическое оформление объектов;

Развитие представлений и практических навыков дошкольников;

Активное включение детей в создание и обновление экспозиций, в том числе использование творческих работ по изодеятельности;

Определённое построение беседы взрослого с детьми, способствующий формированию у них самостоятельного оценочного суждения;

Доступность. Подбор материала осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей.

Публикации по теме:

Презентация «Виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников» Мною была подготовлена презентация на тему "Виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников "к педагогическому совету.

Рецензия на мини-музей РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку «Мини-музей «Такие разные куклы» воспитателей муниципального автономного дошкольного образовательного.

Библиотека изображений:

Публикация Организация музейной комнаты дошкольного учреждения (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Ткаченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Организация музейной комнаты дошкольного учреждения
Опубликовано: 6 февраля 2015 в 21:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД