Папки-передвижки

Организация естественно-научных наблюдений и экспериментирования в процессе экологического образования дошкольников

Eлена
Организация естественно-научных наблюдений и экспериментирования в процессе экологического образования дошкольников

Дошкольный возраст - самоценный этап в жизни человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к природе, формируются основы нравственно-экологической позиции личности. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, готовности к решению посильных экологических проблем.

Публикация «Организация естественно-научных наблюдений и экспериментирования в процессе экологического образования дошкольников» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования рекомендуется включать в содержание основной образовательной программы дошкольной образовательной организации основы экологической культуры, что должно найти отражение в Части, формируемой участниками образовательного процесса.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в научных статьях и методических публикациях О. Иогансон, А. А. Быстрова, Р. М. Басс, А. М. Степановой, Э. И. Залкинд, Е. И. Волковой.

В современной дошкольной педагогике имеется немало исследований по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, ЕФ. Терентьева) и неживой (И. С. Фрейдкин) природы. Ведущей закономерностью в исследованиях, посвященных живой природе, была выбрана та, которой подчиняется жизнь любого организма. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой. Исследователи отмечают, что экологическое образование дошкольников важно осуществлять с применением таких форм и методов, которые способствуют непосредственному восприятию природы и активному овладению навыкам взаимодействия с нею. Следовательно, особая роль в экологическом образовании дошкольников принадлежит естественно-научным наблюдениям и экспериментированию как формам практической деятельности с объектами природы.

С учетом вышеизложенного в качестве ведущих методов экологического образования детей старшего дошкольного возраста были выбраны естественно-научные наблюдения и экспериментирование.

Накопленный опыт позволяет выделить в технологии организации естественно-научных наблюдений и экспериментирования в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста следующие этапы:

— мотивационно-ориентировочный — направлен на развитие интереса детей к экспериментированию и наблюдению, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем.

— содержательно-деятельностный — заключается в формировании исследовательских умений старших дошкольников в процессе естественно-научных наблюдений и экспериментирования.

— инициативно-творческий этап — предполагает самостоятельный исследовательский поиск детей в решении созданных педагогом проблемных ситуаций. Деятельность воспитателя на данном этапе была направлена на создание условий для развертывания дошкольниками исследовательского поиска в соответствии с собственными интересами, инициативами, возможностями.

Для повышения качества образовательного процесса экологического образования дошкольников в группе был создан Центр научных исследований природы, который представляет собой специально оборудованное место для проведения опытов и экспериментов, а также место хранения материалов. В течение года усилиями педагогов и родителей в группе появились материалы и оборудование, необходимые для проведения экспериментальной деятельности и фиксации результатов опытов и наблюдений.

Важно подчеркнуть, что обязательным условием экологического образования детей старшего дошкольного возраста является включение естественно-научных наблюдений и экспериментирования не только в содержание организованной образовательной деятельности, но и в режимные моменты группы. Так, с детьми регулярно проводятся НОД, сопровождающиеся проведением опытов и экспериментов. Впоследствии они повторяются в свободной детской деятельности в Центре научных исследований природы или во время труда в уголке природы. Кроме того, обязательным компонентом прогулки выступают естественно-научные наблюдения за сезонными изменениями в природе, природными объектами (растения, животные) и явлениями (листопад, капель, снегопад, ветер и др.).

Таким образом, организация естественно-научных наблюдений и экспериментирования способствует эффективному решению задач экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Иванова, А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду / А. И. Иванова. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 224 с.

2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

3. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н. В. Коломина. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.

4. Мариничева, О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать / О. В. Мариничева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 192 с.

5. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение, 2002. – 203 с.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Наблюдения за гиацинтом. Организация наблюдений в уголке природыНаблюдения за гиацинтом. Организация наблюдений в уголке природы Хочу рассказать об организации наблюдений с детей за гиацинтом. Кашпо с луковицей гиацинта осталось стоять в уголке природы с весны,.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Консультация для родителей «Организация наблюдений в весенний период» Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. Этот сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Открытый показ для педагогов района в процессе наблюдений на прогулке «Листопад» во второй младшей группеОткрытый показ для педагогов района в процессе наблюдений на прогулке «Листопад» во второй младшей группе Цель: Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад». Задачи: Обучающая: Продолжать формировать умение.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Библиотека изображений:

Публикация Организация естественно-научных наблюдений и экспериментирования в процессе экологического образования дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Eлена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Организация естественно-научных наблюдений и экспериментирования в процессе экологического образования дошкольников
Опубликовано: 8 сентября 2022 в 21:43
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД