МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная работа по развитию связной монологической речи старших дошкольников (на примере описания игрушек)

Елена Дроздова
Опытно-экспериментальная работа по развитию связной монологической речи старших дошкольников (на примере описания игрушек)

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ ООШ №6 «Бабочка». Прежде чем приступить к определению основных методов и форм работы для развития связной монологической речи, мы проанализировали ситуацию в группе. Нас интересовало, какой уровень развития связной монологической речи у детей старшего возраста, и насколько они владеют умениями составлять рассказы (сказки) об игрушках.

Публикация «Опытно-экспериментальная работа по развитию связной монологической речи старших дошкольников (на примере описания игрушек)» размещена в разделах

На констатирующем этапе эксперимента была сформирована группа, состоящая из детей старшего возраста в количестве 14 человек.

Исследование осуществлялось в четыре этапа.

На первом этапе сформулирована проблема исследования, определены гипотеза, цель и задачи исследования, оценена разработанность проблемы в научной литературе.

На втором этапе накоплен материал, выполнен эксперимент, проанализированы полученные результаты (сентябрь 2011г.).

На третьем этапе разработана педагогическая технология развития связной монологической речи старших дошкольников путём описания игрушек, проведен формирующий эксперимент (с октября 2011г. по апрель 2012г.).

На четвертом этапе оценена эффективность предлагаемой педагогической технологии (анализ результатов контрольного эксперимента, оформлены материалы исследования (апрель, май 2012г.).

Задачи и методика эксперимента:

1. Подобрать методику для исследования состояния связной

монологической речи дошкольников.

2. Провести обследование уровня развития связной монологической речи старших дошкольников.

3. Выявить недостатки в развитии связной монологической речи у старших дошкольников.

Эксперимент проводился в естественных условиях. Общение с детьми было непринужденным, с учетом интереса и желания ребенка выполнять задание. В процессе эксперимента регистрировалась верность выполнения задания, с обязательной фиксацией в протоколе на каждого ребенка.

Основные критерии отбора методики:

1. Соответствие возрасту и индивидуальным особенностям детей.

2. Диагностическая ценность в определении особенностей развития

связной монологической речи.

3. Возможности адаптации методик с учетом развития детей.

Констатирующий эксперимент (сентябрь 2011г.).

Методика.

Для исследования выбрали методики, разработанные О. С. Ушаковой, А. А. Зрожевской, Н. Г. Смольниковой, А. М. Дементьевой, в них чётко ставятся задачи развития связной монологической речи, раскрываются приёмы работы и чёткая последовательность. Для определения особенностей связной монологической речи старших дошкольников в ходе констатирующего эксперимента предлагались задания с целью изучения умений придумывать монологи (рассказы, сказки об игрушках) с использованием образных средств языка.

Задание 1. Составление сказок по набору игрушек на тему «День рождения зайца».

Воспитатель: Давайте придумаем сказку про зайца и то, как его поздравляли разные звери с днём рождения. Придумайте название сказке, продумайте содержание (начало, середину, конец). Рассказывайте последовательно, выразительно, используйте «красивые слова», включите разговор между героями. Голосом передайте характер героев (дети должны уметь регулировать силу и высоту голоса, тембр, темп). Если дети затрудняются, то тему подсказывает воспитатель. Например, «День рождения зайца».

Задание 2. Составление рассказа по одной игрушке применением схем) на тему «Моя любимая игрушка».

Воспитатель: Давайте придумаем рассказ про игрушку по схеме. Придумайте название рассказу. Если ребенок затрудняется, то тему подсказывает воспитатель. Например, «Моя любимая игрушка». Продумайте содержание (начало, середину, конец). Рассказывайте последовательно, выразительно, используйте «красивые слова». Рассказывайте, глядя на схему.

При анализе высказываний были заимствованы критерии, количественно и качественно отражающие их содержательную и структурную стороны, особенности их языкового выражения, разработанные А. А. Леонтьевым, Э. Л. Носенко, О. С. Ушаковой.

Обращалось внимание на содержание, структуру повествования, плавность, самостоятельность высказывания. Определялись: объем высказывания, коэффициент законченности предложений, количество сложных предложений, коэффициент связности текста, его длина между паузами, индекс разнообразия словаря [33].

Составляя рассказ или сказку об игрушках, дети не достаточно полно передавали содержание. Рассказы не у всех имели композиционную завершенность, в большинстве случаев окончание выражалось при помощи одного слова «Все». Наибольшие трудности для детей представляли начало и окончание рассказа.

Что касается способов соединения предложений, то дети использовали в основном формально-присоединительную и цепную связь. В их высказываниях содержалось большое количество неполных и номинативных предложений. Иногда в предложении с двумя главными членами отсутствовало дополнение, указывающее на объект действия. Дети допускали ошибки при построении словосочетаний, нарушали нормы согласования, управления.

По результатам изучения развития связной монологической речи у детей шестого года жизни при выполнении предложенных заданий на данном этапе были выделены три уровня связной монологической речи.

Содержательная характеристика уровней заимствовалась из исследований Т. А. Ладыженской, О. С. Ушаковой, А. А. Зрожевской, Н. Г. Смольниковой, Р. А. Кирьяновой, Э. П. Коротковой и др. [15].

При анализе монологов оцениваются умения детей отобрать и связ-но передать содержание, а также языковое оформление монолога :

1. Умение выбрать жанр монолога, отбирать содержание выска-зывания и соответствии с выбранным жанром.

2. Умение выбрать тему и дать название связному высказыванию.

3. Умение передать сюжет в логической последовательности, не отступая от темы.

4. Умение соблюдать структуру монолога (начало, ход событий, конец).

5. Использование лексических средств выразительности (тропов) для раскрытия образов, сюжета.

6. Использование грамматических средств выразительности.

7. Использование интонационных средств выразительности.

8. Самостоятельность в составлении монолога.

Каждый показатель оценивается максимально в 2 балла. В сумме высшая оценка составляет 16 баллов.

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если:

- умеет выбрать жанр монолога и отобрать содержание высказы-вания в

соответствии с выбранным жанром;

- умеет самостоятельно выбрать тему высказывания и дать название

придуманному монологу;

- разворачивает сюжет логично и последовательно, не отступая от

темы;

- высказывание структурировано (присутствуют начало, середина и

конец);

- самостоятельно использует в высказывании разные виды лек-сических

средств выразительности (больше 3-х);

- при составлении высказывания использует разнообразные

синтаксические конструкции (простые распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, перечисления, обобщения, прямую речь, грамматические ошибки отсутствуют или незначительны.

- высказывание интонационно выразительно оформлено.

- составляет монолог самостоятельно, без помощи педагога.

Ребенок получает 1 балл, если:

- жанр своего высказывания определить не может, но строит монолог

с учетом особенностей либо сказки, либо рассказа или определяет жанр высказывания, но при его составлении наблюдается смешение жанров;

- придумать название не может, но умеет выбрать тему самосто-ятельно

или с помощью взрослого;

- при развертывании сюжета иногда отступает от темы (отвлекается,

нарушает логическую последовательность;

- наблюдаются композиционные нарушения, например, отсутствует

начало или конец рассказа (сказки);

- использует одно — два лексических средства выразительности

самостоятельно или с помощью взрослого;

- в основном использует однотипные по структуре предложения,

допускает незначительные синтаксические ошибки, может их исправить с помощью взрослого, прямую речь не использует;

- речь не всегда интонационно выразительна;

- составляет монолог с помощью взрослого (наводящие вопросы,

подсказки).

Ребенок получает 0 баллов, если:

- не умеет определить жанр высказывания;

- не умеет определить тему, дать название высказыванию;

- нарушает логическую последовательность событий, причинно

следственные связи;

- высказывание состоит из нескольких предложений;

- не использует лексические средства выразительности;

- наблюдаются ошибки при построении предложений, которые

исправить самостоятельно ребенок не может;

- речь интонационно не выразительна, монотонна;

- постоянно требуется помощь взрослого, образец, подсказка.

Высокий уровень - ребенок набирает 12 — 16 баллов.

Средний уровень - ребенок набирает 7 — 11 баллов.

Низкий уровень - ребенок набирает 0 — 6 баллов.

Результаты констатирующего эксперимента занесены в таблицы 1, 2. (Приложение 1)

В таблице 3 представлены результаты двух заданий

12 - 16 баллов - высокий - 0 детей (задание 1); - 0 детей (задание 2).

7 - 11 баллов средний - 7 детей (задание 1); - 9 детей (задание 2).

0 — 6 баллов – низкий) – 7 детей (задание 1); - 5 детей (задание 2).

В заданиях 1,2, высокий уровень составил - 0 %, средний уровень -

57%, низкий уровень - 43% (таблица 3).

Таблица 3.

№ Уровень развития Задание 1. Задание 2.

Количество человек % Количество человек %

1 Высокий 0 0 % 0 0 %

2 Средний 7 50 % 9 66 %

3 Низкий 7 50 % 5 36 %

Всего 14 100% 14 100%

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность. В феврале 2013 года в нашей группе проводилась работа по опытно-экспериментальной деятельности. В фотоотчете представлены: самостоятельная.

Программа формирования профессиональной компетенции педагогов ДОУ по развитию монологической речи старших дошкольников Данная программа направленна на формирование профессиональной компетенции педагогов ДОУ по развитию связной монологической речи старших.

Библиотека изображений:

Публикация Опытно-экспериментальная работа по развитию связной монологической речи старших дошкольников (на примере описания игрушек) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Дроздова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опытно-экспериментальная работа по развитию связной монологической речи старших дошкольников (на примере описания игрушек)
Опубликовано: 29 ноября 2014 в 22:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД