МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса дошкольников к математике на основе использования занимательных задач

Лилия Петрова
Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса дошкольников к математике на основе использования занимательных задач

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ № 338 «АЛЕНУШКА». В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 5-6 лет. Работа проходила в естественных условиях без нарушения режима дня. Основной задачей констатирующего эксперимента было выявление у детей старшего дошкольного возраста первоначального уровня сформированности интереса к математике. Выстраивая диагностику мы опирались на методики, предложенные такими учеными как А. П. Доморяд, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова. В качестве основных показателей познавательного интереса к математике нами были выделены следующее: 1. Проявление заинтересованности.

Публикация «Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса дошкольников к математике на основе использования занимательных задач» размещена в разделах

2. Внимание к данному виду деятельности.

3. Длительность работы с математическим материалом.

4. Самостоятельное выполнение заданий.

5. Выбор игр математического содержания.

В ходе констатирующего эксперимента, нами было проведено наблюдение. Цель: выявить уровень сформированности интереса к математике. Методика проведения: наблюдение проводилось во время свободной деятельности детей и перед занятиями математикой. Выяснялось, выбирают ли дети игры математического содержания, как часто, занимаются ли в уголке занимательной математики и т. д. В ходе наблюдения было выявлено, что многие дети интересуются дидактическими играми математического содержания, но далеко не все способны проявить волевое усилие и самостоятельно решить занимательную задачу до конца. Наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Магазин» экспериментатор показывает, что в содержании и сюжете игры дети в большей мере отображают роль взрослых: продавца, кассира, покупателей. Математическое содержание в сюжетно-ролевой игре прослеживается косвенно. В процессе игры им приходится считать (расплачиваться за товар, развешивать различные товары с помощью весов и гирь. Это свидетельствует о наличии у детей косвенного интереса к математике в сюжетно-ролевых играх. В процессе наблюдения за подготовкой детей к занятию математикой выяснилось, что не все дети проявляют интерес к занятию, их реакция: «Опя-а-а- ть ма-те-ма-а-а-тика.». Интонация данных детей свидетельствует о том, что не всем дошкольникам интересен процесс обучения данному виду деятельности. Далее нами использовались диагностические задания.

Задание 1. Цель: выявить наличие интереса у детей к играм математического содержания. Методика проведения: детям предлагается на выбор поиграть в игры, Одна игра по развитию речи «Маленькая хозяйка», вторая игра по экологическому воспитанию «Кто где живет?» и третья математического содержания «Поменяй местами». Все три игры красочно оформлены, интересны по содержанию, примерно одинаковы по степени сложности. Воспитатель говорит детям, что они могут поиграть в одну из трех игр. В ходе наблюдения за детьми был зафиксирован следующий факт: выбор ребенком игры математического содержания свидетельствует о наличии интереса у него к математике.

Задание 2 Цель : выявить интерес детей к игровым упражнениям математического содержания. Методика проведения: детям пяти лет каждому индивидуально были предложены игровые математические упражнения. К каждому игровому упражнению предлагался игровой материал. Задание : 1. Отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Вопросы: 1. Сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? 2. Сколько потребуется палочек для составления двух таких треугольников? 3. Составить флажок, лопатку из пяти палочек. 4. Из пяти палочек составить квадрат и два равных треугольника.

Анализ результатов диагностики дал возможность условно выделить три уровня сформированности интереса дошкольников к занятиям математикой. К первому (низкому) уровню отнесены дошкольники с неустойчивым интересом к деятельности математикой. Задания, которые предлагались детям выполнялись частично, с наводящими вопросами воспитателя и практической помощью. Время протекания незначительно (7-15 мин.). Детей данного уровня мало интересовал дидактический материал по решению занимательных задач. Ко второму (среднему) уровню отнесены дети, проявившие интерес к деятельности. Время их напряженной работы составило (15-20 мин.). Задания было выполнено правильно, без практической помощи воспитателя, но с наводящими вопросами. Данные дошкольники не всегда проявляли интерес к играм математического содержания, обращались к ним лишь под воздействием педагога, К третьему (высокому) уровню отнесены дети, проявившие заинтересованность и внимание к деятельности. Время их напряженной работы было довольно продолжительным (20-40 мин.). Задания они выполняли самостоятельно без подсказки. Кроме того из широко представленного игрового материала данные дети выбирали игры математического содержания. Результаты представили в виде диаграммы уровни сформированности познавательного интереса к математике старших детей дошкольного возраста : Данный эксперимент показал, что из 20 детей только у 5% высокий уровень развития сформированности интереса к занятиям математикой, у 45% средний, а у 50 % детей он находится на низком уровне. Это говорит о том, что с детьми проводится недостаточная работа по формированию интереса дошкольников к математике с использованием игровых занимательных задач.

Методика формирования познавательного интереса дошкольников к математике у старших дошкольников в процессе обучения. Анализ, констатирующего эксперимента показал, что у детей старшего дошкольного возраста в основном преобладает косвенный интерес к занятиям математикой. Поэтому в формирующем эксперименте нами решались следующие задачи : - повысить интерес дошкольников к занятиям математики с помощью средств занимательных задач и упражнений; - активизировать умственную деятельность детей старшего возраста в процессе решения занимательных задач; - осуществить подбор занимательного материала для восприятия детьми. На формирующем этапе нашего исследования мы выдвинули несколько направлений, на основе которых построили свой эксперимент: - использование игровых, занимательных задач; - постепенное усложнение материала; - проведение игровых занимательных задач в системе под руководством педагога и главным образом самостоятельной деятельности детей; эстетическая привлекательность материала, с которым дети имеют дело. В содержание занятий в большей мере чем, это делалось ранее, включались занимательные задачи, задания с раздаточным материалом, игры, направленные на развитие сообразительности, самостоятельности мышления. Было найдено оптимальное сочетание «прямых» приемов обучения способам практических действий (показ; пояснение) и «косвенных» (использование игр, игровых упражнений). Задачи формирующего эксперимента решались как на занятиях, так и в процессе организуемых игр детей в утренний и вечерний отрезки времени. В группе были созданы условия для игровой деятельности. Уголок занимательной математики, где были подобраны игры различной степени сложности: игры на перестановку фигур («Поменяй местами», «Сделай также», «Четыре по четыре», на составление фигур из отдельных частей («Составь квадрат», «Составь фигуру», силуэтов («Танграм», «Головоломка Пифагора») и др. Дети имели возможность выбирать игры по желанию и упражняться в выполнении задач и упражнений. Вся работа проводилась в три этапа. На первом этапе работы дети осваивали простейшие игры математического содержания. Воспитатель уделял внимание развитию целенаправленного восприятия: выбрать игру по интересам, решать игровую задачу. Успех игровой деятельности зависел от сформированности у детей представлений о геометрических фигурах, от умения ориентироваться в пространстве. Поэтому на занятиях воспитатель предлагал детям игровые упражнения, способствующие более глубокому усвоению этих умений: на составление и преобразование геометрических фигур, выделение их свойства классификацию по признакам цвета, формы, размера.

Задачи подбирались по степени возрастания трудностей. Умение и навыки, усвоенные детьми при решении задач одного вида, способствовали решению последующих, более сложных. На втором этапе работы происходило включение в содержание занятий нестандартных игр упражнений привело к изменению характера обучения. Значительно меньше стали использоваться показ и объяснение. Основное внимание было уделено приемам, стимулирующим интерес детей к игровой задаче, желание найти способ ее решения. В содержание занятий прежде всего включались те игры и упражнения в которые дети не могли играть самостоятельно. К ним относились логические задачи на выявление закономерности следования, также использовались на занятиях игровые упражнения на группировку фигур и предметов, на нахождение отличительных признаков, задачи-шутки, математические загадки и т. П

Усложнились логические игры и упражнения. Дети учились находить недостающие фигуры, например, в третьем и во втором рядах фигур выделять закономерности построения ряда, группировать фигуры по свойствам. Увеличилось количество творческих заданий детям на занятиях, широко стали использоваться игры на составление геометрических фигур из частей, на воссоздание силуэтов из элементов, решения логических задач. В дальнейшем дети овладели умением ставить перед собой цель («Составлю самолет», «Придумаю свою ракету», так из элементов игры «Танграм», ребенок составил самолет, а другой ребенок ракету, проявив оригинальность замысла и выполнения. Игровой уголок занимательной математики пополнялся новыми более сложными играми: «Сложи узор», «Кубики для всех» и др. Они дают возможность каждому ребенку на основе индивидуальных особенностей проявить инициативу, творчество к математическим играм.

Диагностика результатов проведения формирующего эксперимента. С целью выяснения эффективности предложенной методики формирования познавательного интереса дошкольников к занятиям математикой, нами был проведен контрольный эксперимент. Контрольный эксперимент проводился по методике констатирующего эксперимента. Были получены следующие результаты: Результаты представили в виде диаграммы уровни сформированности познавательного интереса к математики старших детей дошкольного возраста (после проведения формирующего эксперимента).

Сравнивая полученные результаты с данными констатирующего эксперимента, обнаруживается повышение уровня знаний детей и познавательного интереса к занятиям математики. Полученные данные показывают, что занимательные задачи и упражнения повлияли на развитие интереса дошкольников к математике, следовательно подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что познавательный интерес можно развить, если соблюдать педагогические условия, включающие в себя следующие положения: - в процессе обучения использования игровых занимательных задач; - постепенное усложнение материала и условий выполнения; - проведение игровых задач в системе под руководством педагога и самостоятельной деятельности детей. Ниже мы приводим график, который отражает сравнительный анализ степени сформированности познавательного интереса детей к математике в констатирующем и контрольном эксперименте. Как видно из графиков, в констатирующем эксперименте большинство детей находилось на низком уровне развития интереса к математике. В контрольном эксперименте это большинство представлено высоким и средним уровнем. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

Таким образом, как уже отмечалось, проблема обучения математике в со-временной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Уровнем сформированности интеллектуальных способностей в дошкольном и школьном возрасте в дальнейшем во многом определяется возможность человека ориентироваться стремительно потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи. Но, как известно, многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Причин этому много. Одна из них, возможна, наиболее серьезная состоит в том, что они быстро теряют интерес к процессу обучения, к самому предмету - математике.

Результаты диагностики сформированности интереса к математике пока-зали, что у детей в недостаточной степени развит интерес к занятиям математики. На успешность обучения дошкольников влияет содержание познавательного материала, а также такая форма, которая способна вызывать заинтересованность детей. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны; у них развивается желание заниматься, положительное отношение к учению. В ходе работы мы выявили, что одним из средств, способствующих фор-мированию у детей интереса к изучению математики, развитию умственных способностей являются занимательные задачи. По развивающему воздействию на детей выделяют следующие основные виды занимательных задач : логические задачи, задачи-шутки, задачи-головоломки. Дети очень активны в восприятии занимательных задач. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Желание достичь цели стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий, преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать занимательные задачи, находить для них новые способы решения. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «Как?». Таким образом, использование занимательных задач на занятиях по математике дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.

Список использованной литературы

1. Белошистая А. В. Дошкольный возраст : формирование и развитие математиче-ских способностей // Дошкольное воспитание. 2002 г. № 2 с. 69-79

2. Веселые задачки для маленьких умников. Тетрадь по развитию познавательных процессов /Составитель С. Е. Гаврина. Ярославль: «Академия развития», «Академия Холдинг», 2002 с. 32.

3. Готовимся к школе: книга для родителей будущих первоклассников. М; Олимп; 000 «Фирма» Издательство АСТ, 1999 г. с. 160,

4. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. М. ; Мир, 1972 г. 5. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. М; Педагогика, 1982 г. с. 192.

5. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А. А. Столяра. М; Просвещение, 1991 г. с. 80.

6. Данилова В. В., Рихтерман Т. Д., Михайлова З. А., Обучение математике в дет-ском саду. 3-е изд. ; стереотип М; «Академия», 1998 г. с. 160.

7. Ерофеева Т. И в шутку и всерьез //Дошкольное воспитание. 2001 г. № 10 с. 18-25.

8. Серова 3. Нестандартные задачники для дошкольников // Дошкольное воспитание 2001 г. № Ю с. 29-33.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на основе технологии дидактических задач «В поисках сокровищ» Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на основе технологии дидактических задач Тема: «В поисках сокровищ» Технологическая.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на основе технологии дидактических задач «В поисках сокровищ»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на основе технологии дидактических задач «В поисках сокровищ» Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на основе технологии дидактических задач Тема: «В поисках сокровищ» Технологическая.

Консультация для воспитателей. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Грабово Консультация для воспитателей. Опытно-экспериментальная.

Методическая разработка занимательных игр по математике Сборник представляет собой доступную и эффективную систему занятий по математике с ребёнком от рождения до школы. В совместных играх дети.

НОД по развитию речи «Путешествие в страну занимательных задач» по теме «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непрерывной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну занимательных задач».

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников (методическая разработка) Введение «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». (Китайская пословица) В настоящее время в системе.

Опытно-экспериментальная работа по развитию процесса словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи В последние годы количество детей, испытывающих трудности в обучении, значительно возросло. Одним из проявлений школьной неуспеваемости.

Развитие у дошкольников интереса к математике средствами занимательного материалаРазвитие у дошкольников интереса к математике средствами занимательного материала Одной из задач современной дошкольной образовательной организации является формирование предпосылок интеллектуального развития личности.

Создание сборника задач и рабочей тетради по математике для начальной школы на основе обычаев и традиций бурятского народа Добрый день, уважаемые члены портала и участники конкурса! Вашему вниманию я хочу представить результат проекта, над которым работала я.

Конспект занятия по математике для дошкольников «Решение арифметических задач» Программное содержание: Обучающие задачи: - продолжать учить решать арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. - продолжать.

Библиотека изображений:

Публикация Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса дошкольников к математике на основе использования занимательных задач (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лилия Петрова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса дошкольников к математике на основе использования занимательных задач
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 21:37
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД